Решение б/н Решение № 05-04.1/46-15 по жалобе ООО АФ "Кодастр" на действ... от 17 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ   АНТИМОНОПОЛЬНАЯ   СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ 

Федеральной антимонопольной службы по Омской области

 

пр-кт К. Маркса, 12 А,  г. Омск, 644010, e-mail: to55@fas.gov.ru                               т. (3812) 32-06-96,  ф. (3812) 32-06-96

 

 

Решение № 05-04.1/46-15

о признании жалобы необоснованной

 

13 апреля 2015                                                                                                                     г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

< … >,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Кодастр» (далее - ООО АФ «Кодастр», Заявитель) на действия открытого акционерного общества «Омский научно-исследовательский институт приборостроения» (далее - ОАО «ОНИИП», Заказчик) по проведению открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «ОНИИП» за 2015 год (извещение о проведении открытого конкурса № 0552100000515000001, размещенное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Конкурс),

в присутствии представителя Заявителя - < … >;

в присутствии представителя Ответчика - < … >,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России 03.04.2015 поступила жалоба Заявителя (вх. № 3277) и дополнения к жалобе от 10.04.2015 (вх. № 3510) на действия ОАО «ОНИИП» по проведению Конкурса.

Заявитель считает, что Заказчик неправомерно установил в конкурсной документации требование о наличии у претендента действующей лицензии на осуществление работ, составляющих государственную тайну. Указанное требование, по мнению Заявителя, является нарушением части 2 статьи 8, части 4 статьи 4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. 

Согласно части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом, если обжалуемые действия совершены после начала вскрытия конвертов с заявками, обжалование таких действий может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку.

ООО АФ «Кодастр», ознакомившись с требованиями Конкурса, предъявленными претендентам в конкурсной документации, считает, что конкурсная документация не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, и нарушает его права как участника размещения заказа.

В пункте 1.6.4.1 Конкурсной документации указано, что ОАО «ОНИИП» осуществляет работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, участник закупки должен иметь действующую лицензию на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Предметом Конкурса является определение исполнителя и заключения с ним договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита с целью подтверждения данных бухгалтерской (финансовой) отчетности за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.

Объектом Конкурса является обязательная аудиторская проверка Заказчика.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности) аудит - независимая проверка в целях выражения мнения о достоверности отчетности.

В качестве предмета аудита были определены два вида финансовой информации:

1)  бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учета) или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами,

2)  аналогичная по составу отчетность, предусмотренная другими Федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами (например, консолидированная финансовая отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»). В дополнение к этому предметом аудита определены:

-       часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (один отчет, статья или группа статей, др.);

-       любая иная финансовая информация (перспективная финансовая информация, налоговая отчетность, надзорная финансовая отчетность, др.).

Последнее, по мнению Заявителя, означает, что аудиторской услугой, т.е. услугой, которую могут оказывать только аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, является не только проведение аудита бухгалтерской (финансовой) и аналогичной ей отчетности, но также проведение аудита любой иной финансовой информации.

Согласно пункту 8.10 раздела III Информационной карты Конкурса установлены требования к участникам закупки:

-       участником закупки может быть только аудиторская организация, аудиторы которой имеют действительные квалификационные аттестаты аудитора и сдавшие квалификационный экзамен по новым правилам в соответствии с Законом об аудиторской деятельности;

-       участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации аудиторов (статья 3 Закона об аудиторской деятельности);

-       в соответствии с пунктом 8 статьи 1 Закона об аудиторской деятельности аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В связи с тем, что ОАО «ОНИИП» осуществляет работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, участник закупки должен иметь действующую лицензию на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Согласно пункту 8.15 раздела III Информационной карты Конкурса участник открытого конкурса должен в составе заявки на участие в конкурсе представить, в том числе копию действующей лицензии на осуществление работ, составляющих государственную тайну.

Согласно части 1 статьи 17 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о государственной тайне) передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

При оказании услуг по проведению обязательного ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика не осуществляется допуск к информации, составляющей государственную тайну, поскольку нормой статьи 5 Закона о государственной тайне предусмотрен исчерпывающий перечень сведений, и бухгалтерская (финансовая) отчетность не отнесена к их числу.

Заявитель считает, что для проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «ОНИИП» не требуется лицензия на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Вся информация о бухгалтерской отчетности ОАО «ОНИИП» размещена в открытом доступе сети «Интернет» по адресу: http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=30333&type=3.

По мнению Заявителя, требование к участнику Конкурса о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является незаконным и необоснованным.

Государственная тайна должна представлять некие сведения, несущие значимую информационную нагрузку, между тем ознакомление аудитора с бухгалтерской отчетностью Заказчика не свидетельствует о том, что подрядчик будет ознакомлен со сведениями, составляющими государственную тайну.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность Заказчика представляет собой обобщенные сведения о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период и не содержит сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Согласно части 4 статьи 4 Закона о государственной тайне органы государственной власти должны обеспечить, в том числе, защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими; защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации; в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне.

Вместе с тем, Заказчиком в предмет контракта не включены работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Иное не следует из содержания конкурсной документации и извещения о проведении открытого конкурса.

На заседании Комиссии 13.04.2015 представитель Заявителя поддержала доводы жалобы ООО АФ «Кодастр» от 03.04.2015 № 359 и дополнения к ней от 10.04.2015 № 393 в полном объеме.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 03.04.2015                              № 05-3401э  Ответчиком 10.04.2015 (вх. Омского УФАС России от 10.04.2015 № 3530)  представлены надлежащим образом заверенные копии, в том числе:

- приказа ОАО «ОНИИП» от 03.03.2015 № 223 «Об утверждении состава конкурсной комиссии»;

- извещения о проведении Конкурса;

- Конкурсной документации, утверждённой 03.03.2015 генеральным директором ОАО «ОНИИП»;

- протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 07.04.2015                   № 0552100000515000001-П1;

- протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 08.04.2015                                  № 0552100000515000001-П2;

- заявок на участие в Конкурсе.

Оригиналы заявок на участие в Конкурсе представлены представителем Ответчика для обозрения.

 

На заседании Комиссии 13.04.2015 представитель Ответчика с доводами жалобы не согласился, высказался согласно представленным им на заседании Комиссии возражениям (вх. Омского УФАС России от 13.04.2015 № 3586).

В соответствии с частью 8 статьи 1 Закона об аудиторской деятельности аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с «Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации», утверждённым приказом Минпромторга России от 12.02.2010 № 2с; «Перечнем сведений, отнесённых к государственной тайне», утвержденным Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203; Законом о государственной тайне в случае, если годовая бухгалтерская отчетность содержит в себе сведения, составляющие государственную тайну, она не может быть размещена на сайте в сети «Интернет» как открытая информация.

Статья 3 Закона о бухгалтерском учете определяет бухгалтерскую отчетность как информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированную в соответствии с требованиями, установленными Законом о бухгалтерском учете.

ОАО «ОНИИП» в соответствии с действующим уставом, осуществляет проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, выполняет научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы в области техники связи и приборостроения специального и гражданского назначения, разработку алгоритмов и программ для обработки информации, моделирования и автоматизированного проектирования специального и гражданского назначения, производство, пусконаладочные работы, сервисное и гарантийное обслуживание систем, комплексов и средств связи специального и гражданского назначения, участвует в разработке НИОКР с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Кроме того, ОАО «ОНИИП» является режимной организацией, имеет наивысший гриф секретности проводимых работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по соответствующему Перечню - совершенно секретно.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «ОНИИП» представляет собой обобщенные сведения о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период и не содержит сведения, составляющие государственную тайну, поэтому бухгалтерская (финансовая) отчетность и размещена в сети Интернет в открытом доступе. Однако бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «ОНИИП» составляется на основе данных, содержащихся в первичных учетных документах, которые в свою очередь содержат информацию, составляющую государственную тайну.

В связи с тем, что ОАО «ОНИИП» относится к режимным объектам, доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, имеют исключительно лица с соответствующей формой допуска.

Часть 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности указывает, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Частью 8 статьи 1 Закона об аудиторской деятельности установлено, что аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно статье 10 Закона о бухгалтерском учете к регистрам бухгалтерского учета относятся накопленные данные, содержащиеся в первичных учетных документах.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности, регулирует Закон о государственной тайне. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в статье 5 Закона о государственной тайне, в том числе: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

В соответствии с Законом о государственной тайне и в целях установления порядка допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 утверждено Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.

В силу части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Закона о контрактной системе.

Согласно статье 4 Закона об аудиторской деятельности аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора, который вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности в случае, если он является работником аудиторской организации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

На основании пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с подпунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 Закона о закупках.

Из части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе следует, что конкурсная документация, в том числе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

На основании статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе:

- документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с подпунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.

Частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в частях 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 31, подпункта «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки должен представить в составе заявки копии документов, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, которые осуществляют выполнение работ, являющихся объектом закупки. К числу таких документов относится лицензия, если вид деятельности, который является объектом закупки, подлежит лицензированию. Законом о контрактной системе не установлено, в течение какого срока представляемый документ должен подтверждать соответствие участника требованиям законодательства.

При этом частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе запрещается устанавливать к участникам закупки требования в нарушение названного Закона.

Заказчик имеет:

-       лицензию, выданную ФСТЭК России на осуществление мероприятий и оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации) № 452 от 22.05.2014;

-       лицензию, выданную ФСБ России на осуществление мероприятий и оказание услуг в области защиты государственной тайны, № 12283М от 20.06.2012;

-       лицензию, выданную УФСБ России по Омской области, от 14.09.2011 № 1002 на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешенных к использованию сведений - особой важности;

-       лицензию, выданную УФСБ России по Омской области от 14.09.2011 № 1004 М на осуществление мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны, связанных с функционированием шифровального органа со степенью секретности разрешённых к использованию сведений - особой важности;

-       лицензию, выданную Рособоронзаказом от 17.01.2012 № 002060 ВВТ-ОПРУ на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники с приложением к лицензии по разработке вооружения и военной технике, а также с приложением к лицензии по производству и реализации вооружений и военной техники.

В связи с тем, что ОАО «ОНИИП» является режимной организацией, имеет наивысший гриф секретности проводимых работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на основании того, что согласно статье 4 Закона об аудиторской деятельности аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора, Заказчик в конкурсной документации, а так же в части III Информационной карты Конкурса установил обязательные требования к документам, входящим в состав заявки на участие в конкурсе, в том числе: наличие копии действующей лицензии на осуществление работ, составляющих государственную тайну, а также наличие копий действительных квалификационных аттестатов аудиторов (которые должны будут непосредственно участвовать в проверке).

Представитель ответчика отметил, что Заявитель не является участником размещения заказа и за разъяснением Конкурсной документации не обращался, договор с победителем Конкурса не заключен.

 

3. Из представленных материалов и информации Комиссией установлено, что 16.03.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» опубликовано информационное сообщение о проведении Конкурса и Конкурсная документация по проведению открытого конкурса.

Дата и время начала подачи заявок: 16.03.2015 08:00 час.

Дата окончания приема заявок: 07.04.2015 10:00 час.

Место подачи заявок: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, д. 231.

Дата и время вскрытия конвертов с заявками: 07.04.2015 10:00 час.

Дата рассмотрения и оценки заявок: 08.04.2015.

Место рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе: 644009, г. Омск,                    ул. Масленникова, д. 231.

В соответствии с действующим уставом Заказчик осуществляет проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области техники связи и приборостроения специального и гражданского назначения, разработку алгоритмов и программ для обработки информации, моделирования и автоматизированного проектирования специального и гражданского назначения, производство, пусконаладочные работы, сервисное и гарантийное обслуживание систем, комплексов и средств связи специального и гражданского назначения, участвует в разработке НИОКР с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Заказчик является режимной организацией, имеет наивысший гриф секретности проводимых работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по соответствующему Перечню - совершенно секретно.

Заказчик имеет следующие лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну:

- лицензию, выданную УФСБ России по Омской области от 14.09.2011 № 1002 на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешённых к использованию сведений  – особой важности;

- лицензию, выданную УФСБ России по Омской области от 14.09.2011 № 1004 М на осуществление мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны, связанных с функционированием шифровального органа со степенью секретности разрешённых к использованию сведений – особой важности;

- лицензию, выданную Рособоронзаказом от 17.01.2012 № 002060 ВВТ-ОПРУ на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники с приложением к лицензии по разработке вооружения и военной технике, а также с приложением к лицензии по производству и реализации вооружений и военной техники.

В пункте 1.6.4.1 Конкурсной документации Заказчиком установлены обязательные требования к участникам Конкурса, в том числе, наличие действующей лицензии на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

В подпункте 2 пункта 8.15 части III Информационной карты Конкурса Заказчиком установлено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе, копию действующей лицензии на осуществление работ, составляющих государственную тайну.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе                             от 07.04.2015 № 0552100000515000001-П1 на участие в Конкурсе были поданы три заявки: ООО «РСМ РУСЬ», ООО «Интерком-Аудит», ЗАО «ИНВЕСТАУДИТ». ООО АФ «Кодастр» заявку на участие в Конкурсе не подавало.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе            от 08.04.2015 № 0552100000515000001-П2 заявка ЗАО «ИНВЕСТАУДИТ» отклонена по причине ее несоответствия требованиям Конкурсной документации, а именно:

- отсутствует действующая копия лицензии на осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну;

- ряд документов, представленных в составе заявки заверены ненадлежащим образом (не соответствует ГОСТ Р 51141-98, ГОСТ Р 6.30-2003 и методическим рекомендациям Росархива от 23.12.2009 № 76, приложение 11 «Правила оформления реквизитов документов»).

Победителем Конкурса признано ООО «Интерком-Аудит».

В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 07.04.2015 № 05-3401э процедура заключения договора с победителем Конкурса приостановлена, договор не заключен.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав представителей Заявителя и Ответчика, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

4.1 В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.

Согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, после рассмотрения заявок на участие в конкурсе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе.

В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Учитывая, что жалоба ООО АФ «Кодастр» на положения Конкурсной документации подана в Омское УФАС России 03.04.2015, до даты вскрытия конвертов - 07.04.2015, Заявитель вправе был обжаловать действия (бездействия) Заказчика закупки, в связи, с чем Омским УФАС России жалоба Заявителя была рассмотрена по процедуре, предусмотренной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

4.2 В соответствии с требованиями статьи 5 Закона об аудиторской деятельности ОАО «ОНИИП» утверждена Конкурсная документация и проведен открытый конкурс.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.

Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе определен перечень документов и сведений, которые должна содержать заявка на участие в конкурсе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31, подпункту «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки должен представить в составе заявки копии документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации.

Частью 8 статьи 1 Закона об аудиторской деятельности установлено, что аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно статье 10 Закона о бухгалтерском учете к регистрам бухгалтерского учета относятся накопленные данные, содержащиеся в первичных учетных документах.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности, регулирует Закон о государственной тайне. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в статье 5 названного Закона РФ, в том числе: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 № 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

В соответствии с Законом о государственной тайне и в целях установления порядка допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 утверждено Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.

В силу части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Закона о контрактной системе.

Согласно статье 4 Закона об аудиторской деятельности аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора, который вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности в случае, если он является работником аудиторской организации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

На основании пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с подпунктами 1, 2 части 1 статьи 31 Закона о закупках.

Из части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе следует, что конкурсная документация, в том числе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

На основании статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе:

- документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с подпунктами 1, 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 31, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки должен представить в составе заявки копии документов, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, которые осуществляют выполнение работ, являющихся объектом закупки. К числу таких документов относится лицензия, если вид деятельности, который является объектом закупки, подлежит лицензированию.

На основании изложенного Комиссия считает, что ОАО «ОНИИП» являясь режимной организацией, осуществляя работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, вправе установить требование на наличие лицензии на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну, поскольку аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагает проведение проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе, используя данные первичных учетных документов.

В связи с изложенным, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Кодастр» на действия организатора Конкурса открытого акционерного общества «Омский научно-исследовательский институт приборостроения» при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                        < … >

 

Члены Комиссии:                                                                                                                   < … >

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны