Решение б/н Решение № 05-04.1/5-16 по жалобе АО "ТАГАТ" им. С.И. Лившица... от 27 января 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение № 05-04.1/5-16
о признании жалобы обоснованной
21.01.2016 г. Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
< … >,
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу акционерного общества «Тамбовгальванотехника» имени С.И. Лившица (далее - АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица, Заявитель) на действия публичного акционерного общества «Сатурн» (далее - ПАО «Сатурн», Заказчик) по проведению приглашения делать оферты в электронной форме на право заключения договора на поставку и монтаж гальванического оборудования, оборудования очистки гальванических стоков (извещение о проведении приглашения делать оферты № 31503089651 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» и на ЭТП ОАО «ЭТП ГПБ» https://etp.gpb.ru в сети «Интернет») (далее - ПДО, Закупка),
в присутствии представителей Заявителя – < … >,
в присутствии представителя Ответчика – < … >,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России 12.01.2016 поступила жалоба Заявителя (вх. № 74э) на действия АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица по проведению ПДО.
Заявитель считает, что действия закупочной комиссии ПАО «Сатурн» по отказу АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица к допуску на участие в ПДО неправомерны.
В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее:
1.1 В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Требование заказчика о предоставлении в составе заявки Разрешения Ростехнадзора на применение поставляемых технических устройств на опасных производственных объектах, связанных с обращением взрывопожароопасных и химически опасных веществ (далее - Разрешение Ростехнадзора), является необоснованным и ограничивает конкуренцию среди участников закупки.
До 01.01.2014 применение технических устройств на опасных производственных объектах осуществлялось при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами. Указанный порядок был предусмотрен ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о безопасности).
Редакция Закона о безопасности, действующая с 01.01.2014, не предусматривает обязанности получать указанное разрешение. В настоящее время Ростехнадзор не осуществляет деятельность по выдаче указанных разрешений. В соответствии с действующей редакцией Закона о безопасности, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности. Исходя из изложенного Заявитель делает вывод, что действующее законодательство предусматривает два способа оценки соответствия технического устройства обязательным требованиям:
- экспертиза промышленной безопасности;
- оценка соответствия требованиям технического регламента.
Выдача разрешений на применение оборудования действующим законодательством не предусмотрена.
Заявитель полагает, что указывая в требованиях к участникам закупки на необходимость предоставления Разрешения Ростехнадзора, заказчик предоставил преимущественное право участия в процедуре закупки участникам, имеющим указанное разрешение с не истекшим сроком действия. Иные участники рынка, подтверждающие соответствие изготавливаемого оборудования в соответствии с действующим законодательством, необоснованно дискриминируются.
Требования к безопасности закупаемого ПАО «Сатурн» гальванического оборудования определяются Техническим регламентом Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (далее - ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»). В соответствии с приложением 3 к ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» закупаемое гальваническое оборудование входит в перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия.
Декларация о соответствии изготавливаемого АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица гальванического оборудования была приложена участником в составе заявки, что отражено в протоколе заседания закупочной комиссии ПАО «Сатурн» от 29.12.2015 № 1 ПДО/168 (пункт 22 описи).
На основании вышеизложенного Заявитель считает, что действия закупочной комиссии ПАО «Сатурн» по отказу АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица в допуске на участие в ПДО по причине не предоставления разрешения Ростехнадзора на применение гальванического оборудования неправомерны.
1.2 Оборудование для очистки гальванических стоков не входит ни в один из перечней оборудования, предусмотренных приложением 3 к ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Заявитель считает, что закупаемое ПАО «Сатурн» оборудование для очистки гальванических стоков не подлежит ни сертификации, ни декларированию соответствия.
В соответствии с положениями ст. 7 Закона о безопасности оценка соответствия технического устройства обязательным требованиям производится в форме экспертизы промышленной безопасности. Требования о предоставлении документов, подтверждающих наличие экспертизы промышленной безопасности, в документации о проведении процедуры размещения заказа отсутствовали.
С учетом изложенного, Заявитель просит провести проверку действий Заказчика в ходе Закупки и обязать Заказчика устранить допущенные нарушения.
На заседании Комиссии 21.01.2016 представители Заявителя поддержали доводы жалобы АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица от 11.01.2016 б/н в полном объеме.
2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 15.01.2016 № 05-137 Ответчиком 20.01.2016 (вх. Омского УФАС России от 20.01.2016 № 366) представлены пояснения на жалобу АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица и надлежащим образом заверенные копии, в том числе:
– Положения закупках ПАО «Сатурн», утвержденного совета директоров ПАО «Сатурн» (протокол от 01.10.2015 № 06/2015) (далее - Положение о закупках);
– извещения о проведении Закупки;
– Документации о Закупке;
– журнала регистрации заявок на участие в Закупке;
– протокола заседания Закупочной комиссии от 29.12.2015 № 1 ПДО/168;
– заявки АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица на участие в Закупке.
В представленных пояснениях Ответчик указывает, следующее:
Требование об обязательности представления участниками закупки разрешения Ростехнадзора на применение оборудования было включено в Документацию о Закупке по технической ошибке, так как проектная документация на приобретение оборудования, являющегося предметом Закупки, а также составленная на основе проектной документации, Документация о Закупке, были составлены по утратившим впоследствии силу нормативным правовым актам. Умысла на нарушение законодательства не имели.
ПАО «Сатурн» признает обоснованность доводов Заявителя и готово допустить АО «ТАГАТ» им. Лившица к участию в Закупке.
В связи с изложенным, Ответчик просит не привлекать ПАО «Сатурн» к административной ответственности.
3. Из представленных материалов и информации следует, что 15.12.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» были размещены документы и информация о Закупке, в том числе: извещение о проведении Закупки, Документация о Закупке, начальная (максимальная) цена договора: 285 000 000,00 руб.
Согласно извещению заявки принимаются в период с 15.12.2015 по 29.12.2015; дата и время окончания приема заявок: 29.12.2015 в 05:00 час.; дата и время рассмотрения заявок: 29.01.2016 в 15:00 час.; дата и время подведения итогов - 29.01.2016 в 15:00 час., место рассмотрения заявок: 644042, г. Омск, пр. Карла Маркса, д. 41.
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии ПАО «Сатурн» от 29.12.2015 № 1 ПДО/168 и журналу регистрации заявок до окончания срока подачи заявок поступило 2 заявки на участие в Закупке:
- № 1 ООО «Полипласт», г. Псков, 28.12.2015 в 19:47 час.;
- № 2 АО «ТАГАТ» им. Лившица, г. Тамбов, 29.12.2015 в 00:24 час.
Закупочная комиссия с учетом заключения экспертной комиссии признала заявку АО «ТАГАТ» им. Лившица не соответствующей требованиям Документации о Закупке по следующим причинам:
- не предоставлено разрешение Ростехнадзора на применение оборудования: гальванические линии (Разрешение на применение поставляемых технических устройств на опасных производственных объектах, связанных с обращением взрывопожароопасных и химически опасных веществ) – Требование согласно пункту № 19 Информационной карты Документации о Закупке;
- не предоставлена декларация о соответствии оборудования (оборудование очистки гальванических стоков) требованиям Технического регламента. – Требование согласно пункту № 19 Информационной карты Документации о Закупке.
Заявка АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица к участию в Закупке не допущена.
Заявка ООО «Полипласт» признана соответствующей требованиям Документации о Закупке, ООО «Полипласт» допущено к участию в Закупке. Закупка признана не состоявшейся, закупочной комиссией принято решение заключить договор с единственным участником Закупки - ООО «Полипласт».
Согласно пояснениям Ответчика Закупка приостановлена, договор с победителем Закупки не заключен.
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав представителей Заявителя и Ответчика, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.
При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно п. 9.7.4 Положения о закупках требования к участникам размещения заказа устанавливаются в документации о закупке.
Согласно п.п. 11, 12 п. 9.7.7 Положения о закупках в целях подтверждения соответствия обязательным требованиям участник размещения заказа должен, в том числе, представить:
- копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки в соответствии с перечнем, установленным документацией процедуры размещения заказа;
- копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг, требованиям, установленным законодательством Российский Федерации, в соответствии с перечнем, установленным документацией процедуры размещения заказа.
4.1 Согласно п.п. 15 п. 12.4 Документации о закупке Заявка на участие в ПДО должна, в том числе, содержать документы, установленные Информационной картой и подтверждающие соответствие участника дополнительным квалификационным требованиям.
В п. 19 Информационной карты Документации о закупке установлены требования о предоставлении дополнительных документов, в том числе:
- декларации соответствия оборудования требованиям Технического регламента;
- разрешения Ростехнадзора на применение поставляемых технических устройств на опасных производственных объектах, связанных с обращением взрывоопасных и химически опасных веществ.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона о безопасности обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности (ч. 2 ст. 7 Закона о безопасности).
Законом о безопасности выдача разрешений Ростехнадзора на применение оборудования не предусмотрена.
Комиссия считает, что требование п. 19 Информационной карты Документации о Закупке о предоставлении в составе заявки на участие в ПДО разрешения Ростехнадзора является необоснованным, поскольку не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к безопасности закупаемого ПАО «Сатурн» гальванического оборудования определяются ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».
В приложении 3 к указанному техническому регламенту установлен перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования, в том числе, оборудование химическое, нефтеперерабатывающее (п. 9 перечня), к которому относится гальваническое оборудование.
Комиссия считает, что соответствие гальванического оборудования требованиям безопасности должно быть подтверждено в форме декларирования соответствия.
Комиссией установлено, что в составе заявки АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица приложены декларации о соответствии оборудования от 18.10.2013 № RU Д-RU.AГ35.В00002, от 06.12.2013 № RU Д-RU.MM04.B.01619, от 06.12.2013 № RU Д-RU.MM04.B.01620 требованиям ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».
4.2 Требования к безопасности оборудования для очистки гальванических стоков не входит ни в один из перечней оборудования, предусмотренных приложением 3 к ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Таким образом, оборудование для очистки гальванических стоков не подлежит ни сертификации, ни декларированию соответствия.
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о безопасности, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности.
Документацией о Закупке требования о предоставлении документов, подтверждающих наличие экспертизы промышленной безопасности, не предусмотрены.
Комиссия считает, что требование п. 19 Информационной карты Документации о Закупке о предоставлении в составе заявки на участие в ПДО декларации соответствия оборудования очистки гальванических стоков требованиям Технического регламента и разрешения Ростехнадзора является необоснованным, поскольку не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комиссия считает, что действия закупочной комиссии ПАО «Сатурн» по отказу в допуске на участие в ПДО заявки АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица неправомерны. Участник закупки АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица (порядковый номер заявки № 2) должен был быть допущен к участию в ПДО.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица на действия ПАО «Сатурн» по проведению приглашения делать оферты в электронной форме на право заключения договора на поставку и монтаж гальванического оборудования, оборудования очистки гальванических стоков (извещение о проведении приглашения делать оферты № 31503089651 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» и на ЭТП ОАО «ЭТП ГПБ» https://etp.gpb.ru в сети «Интернет»).
2. Выдать предписание ПАО «Сатурн» об отмене протокола заседания закупочной комиссии от 29.12.2015 № 1 ПДО/168 в течение трех рабочих дней с даты получения предписания.
3. ПАО «Сатурн» повторно рассмотреть заявку АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица на участие в Закупке в течение пяти рабочих дней с даты получения предписания.
4. ПАО «Сатурн» проинформировать Омское УФАС России об исполнении предписания в трехдневный срок со дня его исполнения в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание № 05-04.1/5-16
21 января 2016 г. г. Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
< … >,
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», жалобу акционерного общества «Тамбовгальванотехника» имени С.И. Лившица (далее - АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица) на действия публичного акционерного общества «Сатурн» (далее - ПАО «Сатурн») по проведению приглашения делать оферты в электронной форме на право заключения договора на поставку и монтаж гальванического оборудования, оборудования очистки гальванических стоков (извещение о проведении приглашения делать оферты № 31503089651 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» и на ЭТП ОАО «ЭТП ГПБ» https://etp.gpb.ru в сети «Интернет») (далее - Закупка),
на основании своего Решения от 21.01.2016 № 05-04.1/5-16, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ПАО «Сатурн» отменить протокол заседания закупочной комиссии от 29.12.2015 № 1 ПДО/168 в течение трех рабочих дней с даты получения предписания.
2. ПАО «Сатурн» повторно рассмотреть заявку АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица на участие в Закупке в течение пяти рабочих дней с даты получения предписания.
3. Уведомить Омское УФАС России об исполнении предписания в течение трех рабочих дней со дня исполнения предписания в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания осуществить члену Комиссии < … >.
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1-2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.