Решение б/н Решение № 05-04.1/54-16 по жалобе ООО "ТрансУголь" на действ... от 10 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-04.1/54-16

о признании жалобы обоснованной

 

 

03.06.2016                                                                                                                                          г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

< … >,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТрансУголь» (далее - ООО «ТрансУголь», Заявитель) на действия закупочной комиссии общества с ограниченной ответственностью «Тепловик» (далее – ООО «Тепловик», Заказчик, Ответчик) при проведении запроса предложений на поставку твердого топлива (угля каменного марки ДР фракция 0-200(300) мм) (извещение о проведении запроса предложений № 31603644468 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Запрос предложений, Закупка),

при участии:

представителя Заявителя - < … >;

представителя Ответчика - < … >,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России 25.05.2016 поступила жалоба Заявителя (вх. от 25.05.2016 № 3750) на действия закупочной комиссии ООО «Тепловик» при проведении Запроса предложений.

Заявитель считает, что ООО «ТрансУголь» неправомерно не допущено к участию в Запросе предложений.

В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее:

1.1.  В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО «Тепловик» (далее - Положение о закупках) участник закупки должен составить заявку по форме, установленной в документации о закупке. Сведения, содержащиеся в заявках участников закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. Из текста заявки должно ясно следовать, что её подача является принятием (акцептом) участником всех условий заказчика.

Заявитель указывает, что документация о закупке не содержит формы заявки, и считает отклонение заявки ООО «ТрансУголь» по основанию её несоответствия несуществующей форме необоснованным. Заявитель обращает внимание, что ООО «ТрансУголь» в своей заявке указало, что участник принимает все условия Заказчика, соответственно и условие о месте поставки товара, согласен заключить договор, предусмотренный документацией о Закупке, который также содержит указание на место поставки.

1.2. Пункт 16 Извещения-документации о закупке действительно устанавливает требование иметь финансовые средства, соответствующее оборудование и отработанную технологию, позволяющие осуществить поставку продукции (подпункт 8 пункта 16). Но, ни в данном пункте извещения, ни в каком либо ином пункте Документации о закупке, не определен перечень документов, необходимый к представлению участником закупки для подтверждения соответствия, установленным пунктом 16 требованиям.

Пункт 3 статьи 9 Положения о закупках предусматривает определение заказчиком в документации о закупках исчерпывающего перечня документов, представляемых участниками закупки, для подтверждения их соответствия установленным заказчиком обязательным и дополнительным требованиям. Тем не менее, Документация о закупке, в нарушение указанной нормы Положения о закупке, не содержит необходимого перечня.

Извещение о закупке также не содержит требований к участнику о предоставлении сведений о наличии финансовых и оборотных средств и соответствующего оборудования.

Заявитель считает, что заявка ООО «ТрансУголь» отклонена Заказчиком на основании отсутствия сведений и документов, предоставление которых, не установлено Документацией о закупке.

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (лале - Закон о закупках) не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании изложенного, Заявитель просит признать итоги Запроса предложений недействительными, выдать Заказчику предписание об отмене результатов закупки.

На заседании Комиссии 03.06.2016 представитель Заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе ООО «ТрансУголь» в полном объеме, и заявила ходатайство о выдаче ООО «Тепловик» предписания по расторжению договора, заключенного Заказчиком по итогам Закупки.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России (исх. от 27.05.2016               № 05-3438) ООО «Тепловик» представлены письменные возражения на жалобу Заявителя от 30.05.2016 исх. № 100 и надлежащим образом заверенные копии:

– Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО «Тепловик» Шербакульского района Омской области (далее - Положение о закупках);

– Извещения-документации Запроса предложений (далее - Извещение о закупке);

– Технического задания (приложение № 1 к Извещению);

– проекта договора (приложение № 2 к Извещению);

– критерии и порядок оценки заявок на участие в Закупке (приложение № 3 к Извещению);

– заявок ООО «ТрансУголь», АО «Омская топливная компания» на участие в Запросе предложений;

– протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Запросе предложений от 19.05.2016 № 1/1;

– протокола рассмотрения и оценки предложений участников Закупки от 20.05.2016 № 2/1;

– журнала регистрации заявок на участие в Закупке;

На обозрение Комиссии были представлены оригиналы заявок ООО «ТрансУголь», АО «Омская топливная компания».

В представленных возражениях Ответчик указывает следующее:

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положениями о закупке).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству поставляемого товара; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия заявленным требованиям (часть 10 статьи 4 Закона о закупках).

Из положений указанной статьи Ответчик полагает, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.  Возможность указания в документации о закупке конкретных требований к месту поставки товара, требований к участникам закупки не нарушают запретов, предусмотренных Законом о закупках, и направлена на определение потребностей заказчика и выявление товара, подлежащего к поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям Заказчика, что Законом о закупках не запрещено.

В пункте 4 Извещения о закупке, установлено требование к месту поставки: склад, располагающийся по адресу: Омская область, р.п. Марьяновка, имеющий возможность погрузки и взвешивания на автотранспорт Заказчика.

Данное требование Ответчик считает существенным условием исполнения договора поставки твердого топлива. Однако, ООО «ТрансУголь» не указал сведения о наличии у него указанного склада ни в заявке на участие в Закупке, ни в перечне документов, приложенных к заявке.

В пункте 16 Извещения о Закупке установлены требования к участникам закупки, в том числе, участник закупки должен:

- обладать необходимыми лицензиями, свидетельствами, сертификатами и иными документами, в соответствии с законодательством РФ необходимыми для производства и (или) реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг и иметь финансовые и оборотные средства (подпункт 5 пункта 16);

- иметь финансовые средства, соответствующее оборудование и отработанную технологию, позволяющие осуществить поставку продукции (подпункт 8 пункта 16).

Ответчик поясняет, что указанные требования участник Закупки мог подтвердить любым документом в свободной форме, так как требований к форме указанного документа Извещение о закупке не содержит.

В пункте 3 статьи 48 Положения о закупках установлены основания для принятия решения об отказе в допуске участника закупки к участию в Запросе предложений, в том числе: непредставление установленных в извещении о проведении Запроса предложений документов либо их копий.

В заявке ООО «ТрансУголь» указанные документы отсутствовали, что и явилось обоснованной причиной отклонения заявки ООО «ТрансУголь».

Ответчик считает, что решение закупочной комиссии ООО «Тепловик» законно и обоснованно. По итогам Закупки с победителем Закупки был заключен договор. Данные о заключенном договоре размешены на официальном сайте  www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» 27.05.2016.

На основании изложенного, Ответчик просит  признать жалобу необоснованной.

На заседании Комиссии 03.06.2016 представитель Ответчика с доводами жалобы не согласилась, высказалась согласно представленным ООО «Тепловик» возражениям и дополнительно пояснила, что поставка и оплата товара по заключенному договору не производились.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 11.05.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена информация о Закупке, в том числе:

- Извещение о закупке № 31603644468, способ размещения закупки: запрос предложений, начальная (максимальная) цена договора: 7 524 000,00 руб., в том числе НДС 18%;

– Техническое задание (приложение № 1 к Извещению);

– проект договора (приложение № 2 к Извещению);

– критерии и порядок оценки заявок на участие в Закупке (приложение № 3 к Извещению).

Согласно Извещению заявки принимаются в период с 11.05.2016 по 19.05.2016; дата и время окончания приема заявок: 19.05.2016 в 10:00 час.; дата, время рассмотрения заявок: 20.05.2016 в 00:00 час.; место рассмотрения заявок: 646700, Омская область, Шербакульский район, р.п. Шербакуль, ул. 60 лет ВЛКСМ, д. 13.

Согласно протоколу вскрытия конвертов от 19.05.2016 № 1/1 на участие в Запросе предложений поданы 2 заявки: ООО «ТрансУголь»; АО «Омская топливная компания».

Согласно протоколу рассмотрения и оценки предложений участников закупки от 20.05.2016 № 2/1 к участию в Закупке допущен один участник -  АО «Омская топливная компания», ООО «ТрансУголь» не допущено к участию в Закупке. Победителем Запроса предложений признано АО «Омская топливная компания».

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей Заявителя и Ответчика, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, предъявляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В статье 9 Положения о закупках установлены требования к участникам закупки.

Согласно части 3 статьи 9 Положения о закупках Заказчиком в документации о закупке определяется исчерпывающий перечень документов, представляемых участниками закупки, для подтверждения их соответствия установленным настоящей статьей требованиям.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В пункте 3 статьи 48 Положения о закупках установлены основания для принятия решения об отказе в допуске участника закупки к участию в запросе предложений, а именно:

1)      Несоответствие предложения участника закупки требованиям извещения о проведении запроса предложений, в том числе наличие в таком предложении цены договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, а в случае, когда невозможно определить количество поставляемого товара - цены за единицу товара, превышающей цену за единицу товара, установленную в извещении о проведении запроса предложений, отсутствие товарного знака если требование об указании товарного знака было установлено в извещении о проведении запроса предложений), непредставление не установленных в извещении о проведении запроса предложений документов и их копий, либо наличия в них недостоверных сведений об участнике закупки или о товарах, работах, об услугах, являющихся предметом договора;

2)      Несоответствие  участника требованиям, установленным в статье 9 настоящего Положения;

3)      При наличии документально подтвержденного негативного опыта сотрудничества Заказчика с участником закупки, а именно существенное нарушение условий договора, либо отказ участника закупки от заключения договора по итогам проведенной закупки.

Отказ в допуске к участию в запросе предложений по основаниям, не предусмотренным настоящей частью, не допускается.

В протоколе рассмотрения  и оценки предложений участников закупки от 20.05.2016                 № 2/1 указано, что заявка ООО «ТрансУголь» не соответствует требованиям Извещения о закупке по следующим основаниям:

- не указано существенное условие извещения - место поставки товара (склад, располагающийся по адресу: Омская область, р.п. Марьяновка, имеющего возможность погрузки и взвешивания на автотранспорт заказчика);

- отсутствуют сведения и документы, свидетельствующие о наличии финансовых и оборотных средств у участника закупки, а также соответствующего оборудования, позволяющего осуществить поставку.

4.1. Пункт 16 Извещения о закупке называется требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Комиссией установлено, что пункт 16 Извещения о закупке устанавливает требования к участнику Закупки, но не содержит требований к участнику Закупки о предоставлении каких-либо документов для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

 Исходя из изложенного Комиссия считает, что требование Заказчика на наличие в составе предложения участника закупки документов, свидетельствующих о наличии финансовых и оборотных средств у участника закупки, а также соответствующего оборудования, позволяющего осуществить поставку, необоснованным, а также противоречащим статье 48 Положения о закупках.

Кроме того, в пункте 13 Извещения о закупке установлены требования к содержанию и составу предложения, которые были выполнены Заявителем в полном объеме.

При таких обстоятельствах, отказ в допуске к участию ООО «ТрансУголь» в Закупке по пункту 8 статьи 16 Извещения о закупке является неправомерным.

4.2. Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке и должно быть указано место поставки товара.

Согласно части 7 статьи 9 Положения о закупках участник закупки должен составить заявку по форме, установленной в предоставленной ему документации о закупке. Сведения, содержащиеся в заявках участников закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. Из текста заявки должно ясно следовать, что ее подача является принятием (акцептом) участником всех условий заказчика.

Комиссией установлено, что в Извещении о закупке, размещенном на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет», Заказчиком не установлены форма заявки (предложения) на участие в Запросе предложений и требования по указанию в заявке (предложении) места поставки товара.

В извещении о Закупке, размещенном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет», место поставки товара указано как склад, располагающийся по адресу: Омская область, р.п. Марьяновка, имеющий возможность погрузки и взвешивания на автотранспорт Заказчика.

Согласно пункту 1.2 проекта договора (приложение № 2 к Извещению) поставка угля производится на склад, расположенный по адресу: Омская область, р.п. Марьяновка, имеющий возможность погрузки и взвешивания на автотранспорт Заказчика.

Комиссия считает, что из текста Извещения о закупке не следует, что место поставки товара должно быть указано Поставщиком в предложении участника Закупки. Более того, победитель Закупки, заключив договор поставки, обязуется поставить товар на место поставки, предусмотренное таким договором.

Важно отметить, что в заявке ООО «ТрансУголь» указано, что ООО «ТрансУголь» согласен заключить договор на условиях, предусмотренных Документацией о закупке.

При таких обстоятельствах, Комиссия считает, что отказ ООО «ТрансУголь» к участию в Закупке при отсутствии установленной Заказчиком формы заявки является необоснованным.

4.3. Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

В Определении Верховного суда Российской Федерации от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 указано, что сокращение заказчиком законодательно установленного десятидневного срока, до истечения которого договор не может быть заключен, является нарушением части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Подведение итогов Закупки состоялось 20.05.2016, протокол рассмотрения и оценки предложений участников закупки от 20.05.2016 № 2/1 размещен на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» 20.05.2016 в 16:46 час.

Договор поставки по итогам Закупки заключен Заказчиком 27.05.2016 (на седьмой день после размещения протокола от 20.05.2016 № 2/1 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»). Копия договора Комиссии не представлена.

Следовательно, договор по итогам Закупки заключен с нарушением части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.  

На основании изложенного, Комиссия считает, что заявка ООО «ТрансУголь» должна была быть допущена к участию в Закупке.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «ТрансУголь» на действия закупочной комиссии общества ООО «Тепловик» при проведении запроса предложений на поставку твердого топлива (угля каменного марки ДР фракция 0-200(300) мм) (извещение о проведении запроса предложений № 31603644468 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»).

2. Выдать ООО «Тепловик» предписание об отмене протокола рассмотрения и оценки предложений участников закупки от 20.05.2016 № 2/1 и совершении действий, направленных на расторжение договора, заключенного по итогам Закупки, в течение пяти рабочих дней с даты получения предписания.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Предписание № 05-04.1/54-16

 

03.06.2016                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

< … >,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТрансУголь» на действия закупочной комиссии общества с ограниченной ответственностью «Тепловик» (далее – ООО «Тепловик») при проведении запроса предложений на поставку твердого топлива (угля каменного марки ДР фракция 0-200(300) мм) (извещение о проведении запроса предложений № 31603644468 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Закупка),

на основании своего Решения от 03.06.2016 № 05-04.1/54-16, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Тепловик» отменить протокол рассмотрения и оценки предложений участников закупки от 20.05.2016 № 2/1 в течение пяти рабочих дней с даты получения предписания.

2. ООО «Тепловик» совершить действия, направленные на расторжение договора, заключенного по итогам Закупки, в течение пяти рабочих дней с даты получения предписания.

3. ООО «Тепловик» уведомить Омское УФАС России об исполнении пунктов 1, 2 настоящего предписания (в письменном виде с приложением подтверждающих документов) в течение трех рабочих дней со дня исполнения предписания.

 

Контроль исполнения предписания осуществить члену Комиссии Г.Н. Федоровой.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1-2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны