Решение б/н Решение № 05-04.1/70-16 по жалобе ООО «ТрансУголь» на дейст... от 29 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-04.1/70-16

о признании жалобы обоснованной

 

25.07.2016                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя  председателя Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТрансУголь» (далее – ООО «ТрансУголь», Заявитель) на действия муниципального унитарного предприятия «Тепловая компания» Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области (далее – МУП «Тепловая компания», Заказчик, Ответчик) по проведению запроса предложений на право заключения договора на поставку угля каменного (извещение о проведении закупки № 31603844373 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – запрос предложений, закупка № 31603844373),

при участии представителя ООО «ТрансУголь»:

<…> (доверенность от 20.07.2016 № 31, личность удостоверена паспортом);

при участии представителя МУП «Тепловая компания»:

<…> (доверенность от 16.10.2015 без номера, личность удостоверена паспортом);

в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Промуголь» (далее – ООО «ТК «Промуголь»):

<…> (доверенность от 25.07.2016 № 4, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 14.07.2016 № 5278), который полагает, что Заказчиком был выбран неверный способ проведения закупки               № 31603844373.

В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

Согласно пункту 3.4 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП «Тепловая компания» (далее – Положение о закупках МУП «Тепловая компания») путем проведения запроса предложений осуществляются закупки в случаях, когда Заказчику затруднительно сформулировать подробные спецификации и характеристики товара (работы, услуги), определить точный объем и стоимость закупки, и в иных случаях на усмотрение Заказчика, при этом иные (кроме цены) условия исполнения договора имеют существенное значение и заявка участника закупки оценивается по набору не одного, а нескольких измеряемых критериев.

В пункте 4 части III закупочной документации указана значимость критериев оценки заявок на участие в запросе предложений:

– цена договора К = 80;

– порядок расчетов К = 10;

– качество товаров, работ, услуг К = 5;

– опыт и репутация участника К = 5.

Из чего Заявитель делает вывод, что значимость критерия «цена» составляет наибольший вес в оценке предложений и остальные критерии не имеют существенного значения, что является прямым нарушением пункта 3.4 Положения о закупках МУП «Тепловая компания».

Кроме того, Положение о закупках МУП «Тепловая компания» не содержит способа определения Заказчиком веса того или иного критерия оценки предложений, что, по мнению Заявителя, противоречит принципам информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункты 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)).

На основании изложенного, Заявитель просит отменить итоги проведения запроса предложений и обязать Заказчика провести закупку иным способом в соответствии с Положением о закупках МУП «Тепловая компания» либо привести закупочную документацию в соответствие с указанным Положением.

К жалобе ООО «ТрансУголь» приложены копии следующих документов:

– закупочной документации;

– Положения о закупках МУП «Тепловая компания».

На заседании Комиссии 25.07.2016 представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе ООО «ТрансУголь» (вх. Омского УФАС России от 14.07.2016 № 5278).

 

2. На основании запроса Омского УФАС России (исх. от 18.07.2016 № 05-4822) МУП «Тепловая компания» представлены надлежащим образом заверенные копии следующих документов:

– Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП «Тепловая компания»;

– извещения о проведении запроса предложений;

– закупочной документации;

– журнала регистрации заявок;

– заявок на участие в запросе предложений – ООО «ТрансУголь» (на 3 листах), ООО «ТК «Промуголь» (на 3 листах);

– протокола от 12.07.2016 № 1/07-16;

– договора поставки от 18.07.2016 № 1/07-16;

– приказа от 13.07.2016 № 158;

А также на обозрение Комиссии были представлены оригиналы заявок ООО «ТрансУголь», ООО «ТК «Промуголь».

На заседании Комиссии 25.07.2016 представитель Ответчика с доводами жалобы Заявителя не согласился, высказался согласно возражениям МУП «Тепловая компания» на жалобу ООО «ТрансУголь» (вх. Омского УФАС России от 22.07.2016 № 5557э), отметив следующее.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положении части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

По мнению представителя Ответчика, МУП «Тепловая компания» обеспечило соблюдение принципов гласности и прозрачности, опубликовав на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» закупочную документацию.

Представитель Ответчика указал, что действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее закупки, не предусматривает необходимость или обязанность публиковать в составе документации о запросе предложений и использовать при рассмотрении заявок баллы, равно как и значимость критериев оценки заявок, формулы расчета.

Кроме того, ООО «ТрансУголь», ознакомившись с закупочной документацией и принимая участие в запросе предложений, не реализовало свое право на обращение к Заказчику с запросом о разъяснении положений документации. Из чего можно сделать вывод об осведомленности и понятности для ООО «ТрансУголь» критериев оценки заявок, значимости критериев оценки заявок.

Представитель Ответчика также пояснил, что 18.07.2016 по результатам проведенного запроса предложений между МУП «Тепловая компания» и ООО «ТК «Промуголь» заключен договор поставки № 1/07-16.

 

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Комиссией установлено, что 01.07.2016 в единой информационной системе МУП «Тепловая компания» разместило извещение о проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку угля каменного, а также закупочную документацию (извещение № 31603844373).

В соответствии с закупочной документацией заявки на участие в запросе предложений принимались по адресу: 646024, Омская область, г. Исилькуль, ул. Первомайская, 77, каб. № 13 со дня размещения на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  извещения о проведении закупки (01.07.2016) по 11.07.2016.

Дата вскрытия конвертов  – 12.07.2016.

Дата рассмотрения заявок и подведения итогов –12.07.2016.

Начальная (максимальная) цена договора – 6 120 000,00 рублей.

Всего на участие в запросе предложений было подано 2 заявки: ООО «ТрансУголь», ООО «ТК «Промуголь» (что подтверждает журнал регистрации поступления заявок, а также протокол от 12.07.2016 № 1/07-16).

Согласно протоколу от 12.07.2016 № 1/07-16 в ходе заседания комиссии по организации закупок товаров, работ услуг для МУП «Тепловая компания» приняты следующие решения:

– допустить ООО «ТрансУголь», ООО «ТК «Промуголь» к участию к запросу предложений;

– признать наилучшей заявку ООО «ТК «Промуголь».

18.07.2016 по результатам проведения запроса предложений между МУП «Тепловая компания» и ООО «ТК «Промуголь» заключен договор поставки № 1/07-16.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения о закупках МУП «Тепловая компания» выбор поставщика осуществляется с помощью следующих процедур закупки:

– конкурс;

– аукцион;

– запрос предложений;

– запрос цен;

– запрос котировок;

– закупка у единственного поставщика.

Согласно пункту 3.4 Положения о закупках МУП «Тепловая компания» запрос предложений – конкурентная закупочная процедура, для определения победителя которой применяется несколько критериев оценки предложений участников.

Путем проведения запроса предложений осуществляются закупки в случаях, когда Заказчику затруднительно сформулировать подробные спецификации и характеристики товара (работы, услуги), определить точный объем и стоимость закупки, и в иных случаях на усмотрение Заказчика, при этом иные (кроме цены) условия исполнения договора имеют существенное значение и заявка участника закупки оценивается по набору не одного, а нескольких измеряемых критериев.

Пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Аналогичные требования к составу закупочной документации установлены в подпункте 13 пункта 6.8 Положения о закупках МУП «Тепловая компания».

Порядок оценки и сопоставления заявок в документации о закупке, установленный на основании положения о закупках должен содержать перечень конкретных требований (критериев), которым должна  соответствовать заявка участника, условия, при которых заявка одного участника будет признана комиссией наиболее предпочтительной по сравнению с другими заявками. В порядке сопоставления заявок должна быть указана значимость каждого критерия, предъявляемого к участнику закупки.

В соответствии с пунктом 10.2 Положения о закупках МУП «Тепловая компания» оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляются Комиссией  в целях выявления лучших предложений по условиям исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены документацией о закупке.

Согласно разделу III закупочной документации оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляется Комиссией в отношении участников, признанных участниками запроса предложений.

Критериями оценки заявок на участие в запросе предложений являются:

– цена договора;

– порядок расчетов (возможность расчетов в более продолжительные сроки оплаты);

– качество товаров, работ, услуг;

– опыт и репутация участника.

Значимость критериев оценки заявок:

– цена договора К = 80;

– порядок расчетов К = 10;

– качество товаров, работ, услуг К = 5;

– опыт и репутация участника К = 5.

Рейтинг заявки на участие в запросе предложений представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям, с учетом значимости указанных критериев. Совокупная значимость всех критериев равна 100 процентам. Максимальная оценка в баллах по всем критериям для одной заявки равна 100 баллов.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок комиссией присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие условия.

Победителем признается участник, который предложил наилучшие условия исполнения договора на основе критериев и процедур оценки и сопоставления, указанных закупочной документации.

По мнению Комиссии, ни закупочная документация, ни Положение о закупках МУП «Тепловая компания» не содержат порядка оценки степени соответствия заявки по критериям запроса предложений. Отсутствуют указания на то, каким образом оценивается каждый из вышеуказанных критериев конкурсной заявки, сколько баллов присваивается за наличие или отсутствие каждого из этих критериев, каким образом проводится сопоставление этих критериев.

Таким образом, Положение о закупках МУП «Тепловая компания» и закупочная документация не содержат порядка оценки и сопоставления предложений участников, на основе которого конкурсная комиссия отдает предпочтение предложениям участников.

Наличие в документации по проведению закупки порядка оценки и сопоставления заявок по установленным критериям, включающего в себя методику присвоения баллов, обусловлено соблюдением принципа открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Следовательно, МУП «Тепловая компания», не определив порядок ранжирования по степени предпочтительности предложений участников, руководствуясь установленными  критериями, нарушило требование пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также принцип информационной открытости закупки, определенный пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, в действиях МУП «Тепловая компания», выразившихся в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию документации о закупке товаров, работ, услуг, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.

Вместе с тем, Комиссия Омского УФАС России, проанализировав представленные заявки на участие в запросе предложений, приходит к выводу, что выявленное нарушение Закона о закупках не повлияло на результаты определения поставщика (исполнителя, подрядчика), в связи с чем основания для выдачи предписания об аннулировании запроса предложений на право заключения договора на поставку угля каменного (извещение № 31603844373) отсутствуют.

 

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТрансУголь» на действия муниципального унитарного предприятия «Тепловая компания» Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области по проведению запроса предложений на право заключения договора на поставку угля каменного (извещение о проведении закупки № 31603844373 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Выдать предписание муниципальному унитарному предприятию «Тепловая компания» Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области о строгом соблюдении требований части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» посредством обязательного указания в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

3. Передать материалы дела № 05-04.1/70-16 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                             <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                         <…>

 

 

 

 

Предписание № 05-04.1/70-16

об устранении нарушений антимонопольного законодательства

 

25.07.2016                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя  председателя Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТрансУголь» на действия муниципального унитарного предприятия «Тепловая компания» Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области по проведению запроса предложений на право заключения договора на поставку угля каменного (извещение о проведении закупки № 31603844373 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

на основании своего Решения от 25.07.2016 № 05-04.1/70-16, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Муниципальному унитарному предприятию «Тепловая компания» Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области при закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) строго соблюдать требования части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках посредством обязательного указания в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 

Контроль исполнения предписания осуществить члену Комиссии <…>.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                           <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны