Решение №05-04.1/8-16 Решение № 05-04.1/8-16 по жалобе ООО "ПО "Омсктрансстрой" на... от 3 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-04.1/8-16

о признании жалобы необоснованной

 

29.01.2016 г.                                                                                                                           г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

"<...>" – руководителя управления, председателя Комиссии;

"<...>" – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

"<...>" – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

"<...>" – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

"<...>" – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Производственное предприятие «Омсктрансстрой» (далее – ООО «ПО «Омсктрансстрой», Заявитель, Общество) на действия Главного управления лесного хозяйства Омской области (далее – Главное управление, Ответчик) при проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, по лоту № 3 (извещение о проведении торгов № 101215/10873863/03 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – аукцион),

при участии представителей ООО «ПО «Омсктрансстрой»:

"<...>" (доверенность от 28.01.2016 № 12, личность удостоверена паспортом),

"<...>" (доверенность от 28.01.2016 № 13, личность удостоверена паспортом);

при участии представителей Главного управления:

"<...>" – начальника отдела управления лесами и использования лесного фонда Главного управления (доверенность от 10.08.2015 № 115, личность удостоверена паспортом),

"<...>" – советника-юриста правовой и кадровой работы Главного управления (доверенность от 10.07.2015 № 107, удостоверение № 650 выдано 27.06.2014),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 20.01.2016 № 387), на действия Главного управления при проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, по лоту № 3.

Как указывает Заявитель, 25.06.2009 для предварительного согласования на использование лесного участка общей площадью 20.0 Га, расположенного в Тарском муниципальном районе Омской области на территории Пологрудовского участкового лесничества Васисского лесничества в квартале № 164, для целей выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (добыча песка) ООО «ПО «Омсктрансстрой» обратилось в Главное управление.

Письмом от 06.07.2009 исх. № 1501-ГУЛХ Главное управление выразило свое согласие на использование (заключение договора аренды) вышеуказанного лесного участка.

23.10.2009 ООО «ПО «Омсктрансстрой» была получена лицензия на право пользования недрами ОМС № 80074 с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча строительных песков на участке недр «Туйский». Участок недр расположен: в 110 км. к северо-западу от г. Тара, на левом берегу р. Туй, в 1,8 км. севернее устья р. Кыртовка (левый приток р. Туй) на месте бывшего п. Туй Тарского муниципального района Омской области.

В связи с отсутствием производственной необходимости в разработке участка недр «Туйский», оформление документов для заключения договора аренды на лесной участок было временно приостановлено.

В декабре 2015 ООО «ПО «Омсктрансстрой» возобновило работу по оформлению документов на заключение договора аренды лесного участка общей площадью 20,0 Га, расположенного в Тарском муниципальном районе Омской области на территории Пологрудовского участкового лесничества Васисского лесничества в квартале № 164.

Однако в ходе оформления документов выяснилось, что 14.12.2015 Главное управление объявило о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности.

Согласно содержанию аукционной документации в состав Лота № 3 входит лесной участок, расположенный на территории Тарского муниципального района Омской области в кварталах №№ 152, 153, 164, 165, 175, 176 Пологрудовского участкового лесничества Васисского лесничества.

Таким образом, не смотря на то, что ООО «ПО «Омсктрансстрой» является непосредственно заинтересованным лицом (наличие лицензии на право пользования недрами) в заключении договора аренды лесного участка, расположенного в квартале № 164 Пологрудовского участкового лесничества Васисского лесничества, и ранее уже получило предварительное согласование на заключение договора аренды лесного участка от Главного управления, Общество не было уведомлено об объявлении аукциона (о включении вышеуказанного лесного участка в состав Лота № 3). В связи с чем, ООО «ПО «Омсктрансстрой» было лишено права и возможности участия в аукционе.

На основании изложенного, ООО «ПО «Омсктрансстрой» просит:

– признать настоящую жалобу обоснованной;

– признать незаконными действия Главного управления при организации аукциона;

– провести проверку Главного управления на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства.

К жалобе Заявителя приложены копии следующих документов:

– лицензии на право пользования недрами ОМС № 80074ТЭ от 23.10.2009 на 2 л.;

– письма Главного управления от 06.07.2009 № 1501-ГУЛХ;

– извещения о проведении аукциона;

– кадастрового паспорта земельного участка.

На заседании Комиссии 29.01.2016 представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе ООО «ПО «Омсктрансстрой» (вх. Омского УФАС России от 20.01.2016 № 387), а также отметил, что в аукционной документации отсутствуют сведения об обременении лесного участка, расположенного в квартале № 164 Пологрудовского участкового лесничества Васисского лесничества Тарского муниципального района Омской области (Лот № 3).

 

2. На основании запроса Омского УФАС России (исх. от 22.01.2016 № 05-368) Главным управлением представлены надлежащим образом заверенные копии:

– распоряжения от 08.12.2015 № 249-р;

– извещения о проведении аукциона;

– аукционной документации (с приложением);

– журнала регистрации заявок;

– протокола приема заявок от 30.12.2015 № 2/13;

– заявок ИП "<...>", ООО «АгроТранс», ИП "<...>";

– свидетельства от 22.05.2009 55АВ 895744;

– письма ООО «ПО «Омсктрансстрой» от 29.11.2010 № 161 (с приложением);

– распоряжения от 27.12.2010 № 265-р;      

– письма Главного управления от 14.01.2011 № 44-ГУЛХ;

– письма ООО «ПО «Омсктрансстрой» от 03.02.2011 № 16;

– распоряжения от 14.02.2011 № 28-р;

– письма ООО «ПО «Омсктрансстрой» от 29.12.2015 № 45 (с приложением);

– распоряжения от 26.01.2016 № 6-р;

– письма Главного управления от 28.01.2016 № 230-ГУЛХ.

А также на обозрение Комиссии были представлены оригиналы заявок ИП "<...>"., ООО «АгроТранс», ИП "<...>".

На заседании Комиссии 29.01.2016 представитель Ответчика с доводами жалобы Заявителя не согласился, высказался согласно возражениям Главного управления на жалобу ООО «ПО «Омсктрансстрой» (вх. Омского УФАС России от 27.01.2016 № 655), отметив следующее.

Частью 2 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) определено, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей.

Пунктом 1 части 3 статьи 74 ЛК РФ установлено, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях предусмотренных статьями 36, 43-45 ЛК РФ.

Статьей 43 ЛК РФ предусмотрено, что леса могут использоваться для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.

Частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до 01.01.2017 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 Типового договора аренды лесного участка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 № 1003, арендованный лесной участок или его часть может быть предоставлена третьим лицам для иных видов использования лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), за исключением случаев, когда одновременное многоцелевое использование лесного участка невозможно.

Таким образом, лесной участок может быть предоставлен как в аренду по результатам торгов в целях заготовки древесины, так и без проведения торгов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, в связи с тем, что заявленные цели позволяют его использовать.

Представитель Ответчика также пояснил, что у спорного лесного участка обременения по состоянию на 29.01.2016 отсутствуют. Договор аренды лесного участка между Главным управлением и ООО «ПО «Омсктрансстрой» заключен не был.

 

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Комиссией установлено, что 10.12.2015 на официальном сайте Главное управление разместило извещение о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности (далее – извещение), а также аукционную документацию (извещение о проведении торгов № 101215/10873863/03).

В соответствии с извещением аукцион состоит из 4-х лотов.

Предметом аукциона по Лоту № 3 является право на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, для использования в целях заготовки древесины.

Лесной участок расположен на территории Тарского муниципального района Омской области в кварталах №№ 152, 153, 164, 165, 175, 176 Пологрудовского участкового лесничества Васисского лесничества Омской области.

Прием заявок на участие в аукционе осуществлялся организатором торгов с 14.12.2015 по 29.12.2015. Дата проведения аукциона назначена на 27.01.2016. Начальная цена аукциона (начальный размер арендной платы) – 590 000 рублей. Размер задатка –  100 % от начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы), что составляет 590 000 рублей. Задаток должен быть перечислен на счет до 25.12.2015. Шаг аукциона –  5 % от начальной цены предмета аукциона – 29 500 рублей.

Обременений, ограничений использования нет.

Согласно протоколу от 30.12.2015 № 2/13 по Лоту № 3 подана 1 заявка – ИП "<...>". По результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе ИП "<...>". признан участником аукциона по Лоту № 3.

Из представленных материалов также следует, что 25.06.2009 ООО «ПО «Омсктрансстрой» обратилось в Главное управление с целью получения предварительного согласия на использование лесного участка общей площадью 20,0 Га, расположенного в Тарском муниципальном районе Омской области, на территории Пологрудовского участкового лесничества Васисского лесничества в квартале № 164 (далее – лесной участок).

06.07.2009 Главное управление направило в адрес ООО «ПО «Омсктрансстрой» ответ, что не имеет возражений на использование Обществом данного лесного участка, при условии получения лицензии на право пользования недрами и оформления договора аренды на лесной участок.

23.10.2009 ООО «ПО «Омсктрансстрой» была получена лицензия на право пользования недрами ОМС № 80074ТЭ с целевым назначением: «разведка и добыча строительных песков на участке недр «Туйский». Участок недр расположен в 110 км. к северо-западу от г. Тара, на левом берегу р. Туй, в 1,8 км. севернее устья р. Кыртовка (левый приток р. Туй) на месте бывшего п. Туй Тарского муниципального района Омской области.

29.10.2010 ООО «ПО «Омсктрансстрой» обратилось в Главное управление с целью заключения договора аренды лесного участка.

27.12.2010 Главным управлением издано распоряжение № 265-р «О предоставлении в аренду лесного участка».

14.01.2011 Главным управлением в адрес ООО «ПО «Омсктрансстрой» направлен договор аренды лесного участка для подписания.

03.02.2011 в адрес Главного управление поступило обращение ООО «ПО «Омсктрансстрой» об отмене распоряжения № 265-р от 27.12.2010.

14.02.2011 распоряжение № 265-р от 27.12.2010 признано утратившим силу.

29.12.2015 ООО «ПО «Омсктрансстрой» вновь обратилось в Главное управление с целью заключения договора аренды лесного участка.

26.01.2016 Главным управлением издано распоряжение № 69-р «О предоставлении в аренду лесного участка».

28.01.2016 Главным управлением в адрес ООО «ПО «Омсктрансстрой» направлен договор аренды лесного участка для подписания.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.

В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно статье 606 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

Статьей 1 ЛК РФ установлено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах.

В части 1 статьи 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, в том числе заготовка древесины, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если иное не установлено Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 25 ЛК РФ).

Вместе с тем, лесохозяйственным регламентом Васисского лесничества Омской области, утвержденным приказом Главного управления от 30.12.2008 № 18, в квартале № 164 Пологрудовского участкового лесничества наряду с другими видами лесопользования разрешены работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых; заготовке древесины.

В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что договоры аренды лесных участков в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых заключаются без проведения аукциона.

Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду (часть 2 статьи 43 ЛК РФ), при этом использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса, согласно части 5 которой допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, в целях осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 № 515 утвержден Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, согласно пункту 13 которого на лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

Таким образом, Комиссия констатирует, что спорный лесной участок, находящийся в 164 квартале Пологрудовского участкового лесничества Васисского лесничества Тарского муниципального района Омской области, выставлен на аукцион Главным управлением в целях заготовки древесины, в то время как ООО «ПО «Омсктрансстрой» вышеуказанный лесной участок необходим для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.

По мнению Комиссии, ЛК РФ не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности, а ограничение как по виду пользования, так и по числу лесопользователей возникает только в случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование лесов одним лесным участком невозможно.

Доказательств невозможности одновременного многоцелевого лесопользования спорного лесного участка двумя арендаторами ООО «ПО «Омсктрансстрой» не представлено. Общество также не доказало, что Главное управление выставило на аукцион спорный лесной участок с целью нанесения ему ущерба.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что Главное управление правомерно выставило на аукцион лесной участок, находящийся в 164 квартале Пологрудовского участкового лесничества Васисского лесничества Тарского муниципального района Омской области, в целях заготовки древесины. Нарушения процедуры организации и проведения торгов Комиссией не установлено.

Комиссией также не может быть принят во внимание довод Заявителя о том, что в аукционной документации отсутствуют сведения об обременении лесного участка, расположенного в квартале № 164 Пологрудовского участкового лесничества Васисского лесничества Тарского муниципального района Омской области (Лот № 3), поскольку на момент объявления аукциона договор аренды вышеуказанного лесного участка между Главным управлением и ООО «ПО «Омсктрансстрой» заключен не был. Проект договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности (приложение № 6 к аукционной документации) разработан в строгом соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка».

В отношении необходимости проведения проверки Главного управления Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Так, согласно плану проведения плановых проверок Омского УФАС России на 2016 год, утверждённого руководителем Омского УФАС России 30.11.2015, размещённого на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (www.omsk.fas.gov.ru) и на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (www.genproc.gov.ru), проведение плановой проверки Главного управления в 2016 году не предусмотрено.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является:

– истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

– поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

– приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Таким образом, основания для проведения внеплановых контрольных мероприятий также отсутствуют.

 

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Омсктрансстрой» на действия Главного управления лесного хозяйства Омской области при проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, по лоту № 3  (извещение о проведении торгов № 101215/10873863/03 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         "<...>"

 

Члены Комиссии                                                                                                     "<...>"

Связанные организации

Связанные организации не указаны