Решение б/н Решение № 05-04.1/8-17 по жалобе ООО "МПС" на действия АСУСО... от 7 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 05-04.1/8-17

о признании жалобы обоснованной

 

18.01.2017                                                                                                                             г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

< … >,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «МПС» (далее - ООО «МПС») на действия Автономного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области «Тарский психоневрологический интернат» (далее – АСУСО «Тарский интернат», Учреждение, Заказчик) по проведению закупки у единственного поставщика на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов из контейнеров (извещение о проведении закупки № 31604544790 размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Закупка),

в присутствии:

- представителя Заявителя - < … >,

- представителя Ответчика - < … >,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России 09.01.2017 (вх. Омского УФАС России от 09.01.2017                № 41) поступила жалоба Заявителя на действия Учреждения при проведении Закупки.

Заявитель считает, что выбор Учреждением способа закупки посредством ее осуществления у единственного поставщика противоречит действующему законодательству.

В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, установлен в ч. 1 ст. 93 Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе). В иных случаях закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика неправомерно.

По мнению Заявителя, при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать, что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным, в противном случае такие действия заказчика расцениваются как ограничивающие конкуренцию.  

Заявитель считает, что проведение Закупки способом у единственного поставщика создает ситуацию неэффективного использования денежных средств, препятствует развитию добросовестной конкуренции, не обеспечивает гласность и прозрачность закупки, что противоречит ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В связи с вышеизложенным, Заявитель просит провести проверку действий Учреждения при проведении Закупки.

На заседании Комиссии 18.01.2017 представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе ООО «МПС», в полном объеме.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 12.01.2017                              № 05-133 Учреждением 17.01.2017 (вх. Омского УФАС России от 17.01.2017 № 269) представлены возражения на жалобу ООО «МПС» и надлежащим образом заверенные копии, в том числе:

– Положения о закупках товаров, работ, услуг АСУСО «Тарский интернат», утвержденного наблюдательным советом АСУСО «Тарский интернат» (протокол от 25.04.2014 № 1) (далее - Положение о закупках);

– приказа АСУСО «Тарский интернат» от 28.11.2016 № 379 «О проведении закупки у единственного поставщика на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов из контейнеров в АСУСО «Тарский интернат»» (далее - приказ АСУСО «Тарский интернат» от 28.11.2016 № 379);

– коммерческого предложения ООО «ЭкоТРАНС» от 30.11.2016 б/н;

– журнала регистрации коммерческих предложений;

– извещения о проведении Закупки;

– протокола о закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов из контейнеров с территории АСУСО «Тарский интернат» от 22.12.2016 б/н (далее - протокол заседания закупочной комиссии от 22.12.2016 б/н);

– договора от 21.12.2016 № ТТ-17, заключенного АСУСО «Тарский интернат» с ООО «ЭкоТРАНС». 

В представленных возражениях АСУСО «Тарский интернат» указывает следующее:

Договор с единственным поставщиком на оказание услуг по вывозу твердых бытовых услуг из контейнеров (далее - ТБО) на 2017 г. заключен в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 45 Положения о закупке и приказом Учреждения от 28.11.2016 № 379.

Учреждением оповещены организации - ООО «МПС», ООО «ЭкоТРАНС», осуществляющие в г. Тара вывоз ТБО, которым было предложено направить свои коммерческие предложения на электронный адрес Учреждения.

30.11.2016 на электронный адрес Учреждения поступило коммерческое предложение ООО «ЭкоТРАНС», ООО «МПС» не предоставило свое коммерческое предложение, но из телефонного разговора была получена информация, что цена за один контейнер объемом 0,75 м3 составляет 210,00 руб.

В соответствии с потребностями Учреждения были произведены расчеты на контейнер объемом 1,1 м3:

-     ООО «МПС»: объем контейнера 0,75 м3 по цене 210,00 руб. с переводом на контейнер объемом 1,1 м3 цена составила за один контейнер 309,00 руб., общая сумма договора составит 193 743,00 руб.;

-      ООО «ЭкоТРАНС»: объем контейнера 1,1 м3 по цене 265,00 руб., общая сумма договора составит 166 155,00 руб.

На основании данных расчетов закупочной комиссией Учреждения было принято решение о заключении договора на вывоз ТБО с ООО «ЭкоТРАНС» по цене, указанной в его коммерческом предложении.

Учреждение считает, что Закупка проведена в соответствии с нормами Закона о закупках и Положения о закупках, Закупка не препятствовала развитию добросовестной конкуренции.

На заседании Комиссии 18.01.2017 представитель Ответчика высказался согласно представленным Учреждением письменным возражениям.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 22.12.2016 в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» была размещена информация о проведении закупки у единственного поставщика, в том числе: извещение № 31604544790 о проведении Закупки, начальная (максимальная) цена договора (цена лота): 166 155,00 руб.,  протокол заседания закупочной комиссии от 22.12.2016 б/н, о договоре, заключенным по итогам Закупки.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии от 22.12.2016 б/н ООО «ЭкоТранс» признано единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) Закупки, принято решение заключить договор с ООО «ЭкоТранс» на общую сумму 166 155,00 руб.

По итогам Закупки между АСУСО «Тарский интернат» и ООО «ЭкоТранс» заключен договор от 21.12.2016 № ТТ-17.

 4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав представителей Заявителя и Ответчика Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

С соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности для нужд заказчиков.

Ограничений по выбору того или иного способа закупки в Законе о закупках не содержится. Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определять способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.

4.1. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 11 Положения о закупках закупка товаров, работ, услуг может осуществляться, в том числе, способом закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) -  способ закупки, при котором договор заключается напрямую с поставщиком, без использования конкурентных процедур и осуществляется в случаях, предусмотренных настоящим Положением (п. 3 ст. 12 Положения о закупках).

В п. 9 ч. 8 ст. 11 Положения о закупках установлены случаи, когда может осуществляться закупка у единственного поставщика, в том числе в случае, когда осуществляется закупка товаров, работ или услуг стоимость, которой не превышает установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер  расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

В соответствии с ч. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» под предельным размером наличных расчетов понимают наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов.

Из материалов дела следует, что начальная (максимальная) цена договора составляет 166 155,00 руб., что превышает установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер  расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

Установлено, что Закупка включена в план закупок Учреждения на 2016 год под номером 67, таким образом, Закупка является запланированной, потребность не возникла вследствие непреодолимой силы.

Проанализировав Положение о закупках, Комиссия пришла к выводу, что выбор Учреждением способа Закупки, посредством ее осуществления у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), противоречит Положению о закупках, случай проведения закупки на оказание услуг по вывозу ТБО на сумму 166 155,00 руб. не подпадает ни под один случай проведения закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), установленный в ч. 8 ст. 11 Положения о закупках.

Комиссия считает, что Учреждением при выборе способа осуществления Закупки посредством закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) нарушены положения ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках, ч. 8 ст. 11 Положения о закупках.

Довод Ответчика о том, что Закупка проведена в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 45 Положения о закупках, Комиссия считает необоснованным, поскольку ст. 45 в Положении о закупках отсутствует.

4.2. В Положении о закупках, кроме закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), предусмотрен иной неконкурентный способ закупки - прямая закупка (п. 6 ч. 1 ст. 11 Положения о закупках).

Прямая закупка осуществляется путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю), либо принятие предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений (ч. 4 ст. 12 Положения о закупках).

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 11 Положения о закупках в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пятнадцать процентов от балансовой стоимости активов Учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, и предметом закупки являются товары, а также закупки, предметом которых являются работы, услуги может осуществляться путем прямой закупки (за исключением случая, предусмотренного ч. 5 ст. 11 Положения о закупках).

Учреждением по запросу Омского УФАС России представлена справка от 17.01.2016 исх. № 54, согласно которой по состоянию на 01.01.2017 балансовая стоимость активов Учреждения составляет 80 077 058,56 руб., 15% от указанной величины составляет 12 011 558,78 руб.

Цена договора составляет 166 155,00 руб., что соответствует величине начальной (максимальной) цене при проведении прямой закупки, требования к которой установлены в п. 7 ч. 1 ст. 11 Положения о закупках.   

Вместе с тем, из буквального содержания извещения следует, что Учреждением объявлена закупка у единственного поставщика, а не прямая закупка, в связи с чем Заказчик, проводя данную закупку, должен руководствоваться положениями, регламентирующими способ закупки у единственного поставщика.

4.3. Кроме нарушения, являющегося предметом обжалования Заявителем, в ходе рассмотрения жалобы Омским УФАС России установлено иное нарушение.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Ограничений по выбору того или иного способа закупки в Законе о закупках не содержится.

Таким образом, Заказчик вправе самостоятельно определять способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.

Вместе с тем, предоставленная Заказчику Законом о закупках возможность самостоятельно определять условия применения закупки, по мнению Комиссии, не освобождает заказчика от обязанности при разработке положения о закупках соблюдать требования действующего законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 11 Положения о закупках закупки товаров, работ, услуг могут осуществляться следующими способами:

1) открытый конкурс;

2) открытый аукцион в электронной форме;

3) запрос котировок (в письменной или электронной форме);

4) запрос предложений (в письменной или электронной форме);

5) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

6) прямая закупка.

Комиссия считает, что определения неконкурентных способов закупок - закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и прямая закупка, установленные в п. 3, 4 ст. 12 Положения о закупках, дают неоднозначные толкования их применения.

В статье 11 Положения о закупках установлены условия применения закупок, в том числе:

- в случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает тридцать процентов от балансовой стоимости активов Учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, и предметом закупки являются товары, а также закупки, предметом которых являются работы, услуги может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи) (часть 4 статьи 11);

- в случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пятнадцать процентов, но не более тридцати процентов от балансовой стоимости активов Учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, и предметом закупки являются товары, а также закупки, предметом которых являются работы, услуги может осуществляться путем проведения торгов в форме запроса ценовых предложений (за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи) (часть 6 статьи 11);

- в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пятнадцать процентов от балансовой стоимости активов Учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, и предметом закупки являются товары, а также закупки, предметом которых являются работы, услуги может осуществляться путем прямой закупки (за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи) (часть 7 статьи 11).

Согласно ч. 1 ст. 12 Положения о закупках любой договор может быть заключен без проведения конкурентных процедур, в соответствии с разделом 11 Положения.

Учреждением представлена справка от 17.01.2016 исх. № 54, согласно которой по состоянию на 01.01.2017 балансовая стоимость активов Учреждения составляет 80 077 058,56 руб., 15% от указанной величины - 12 011 558,78 руб., 30% - 24 023 117,57 руб.

Согласно информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет», по плану закупок на 2016 год Учреждение планировало осуществить закупки на сумму до 30 млн. руб., начальная (максимальная) цена договора запланированных закупок на 2016 год не превышает 3 млн. руб.

Комиссия, проведя анализ указанных документов, пришла к выводу, что установленное Заказчиком основание проведения прямой закупки в ч. 7 ст. 11 Положения о закупках дает право Учреждению осуществлять все закупки только неконкурентным способом, т.е. прямой закупкой. Комиссия считает, что это может повлечь нарушение принципов закупочной деятельности, установленных в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, в том числе отсутствие ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

Довод Заявителя о том, что Закупка должна быть проведена в соответствии с  Законом о контрактной системе, Комиссия считает необоснованным, поскольку закупка проведена Учреждением в соответствии с Законом о закупках.

Комиссией учитывается, что по итогам Закупки Учреждением заключен договор от 21.12.2016 № ТТ-17.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «МПС» на действия Автономного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области «Тарский психоневрологический интернат» (далее – АСУСО «Тарский интернат») по проведению закупки у единственного поставщика на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов из контейнеров (извещение о проведении закупки № 31604544790 размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»).

2. Выдать АСУСО «Тарский интернат» предписание:

 - о внесении изменения в ч. 7 ст. 11 Положения о закупках, а именно: основания проведения прямой закупки установить в фиксированной стоимости закупки.

- об исключении п. 1 ст. 12 Положения о закупках в части того, что любой договор может быть заключен без проведения конкурентных процедур.

3. Снять ограничения, наложенные уведомлением  Омского УФАС России от 12.01.2017 № 05-133.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

< … >

Предписание № 05-04.1/8-17

 

18.01.2017                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

< … >,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «МПС» на действия Автономного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области «Тарский психоневрологический интернат» (далее – АСУСО «Тарский интернат») по проведению закупки у единственного поставщика на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов из контейнеров (извещение о проведении закупки № 31604544790 размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»),

на основании своего Решения от 18.01.2017 № 05-04.1/8-17, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. АСУСО «Тарский интернат» в течение десяти рабочих дней с даты получения настоящего предписания:

- внести изменения в ч. 7 ст. 11 Положение о закупках товаров, работ, услуг АСУСО «Тарский интернат», утвержденного наблюдательным советом АСУСО «Тарский интернат» (протокол от 25.04.2014 № 1) (далее - Положение о закупках), а именно: основания проведения прямой закупки установить в фиксированной стоимости закупки.

- исключить ч. 1 ст. 12 Положения о закупках в части того, что любой договор может быть заключен без проведения конкурентных процедур.

2. АСУСО «Тарский интернат» уведомить Омское УФАС России об исполнении пункта 1 настоящего предписания (в письменном виде с приложением подтверждающих документов) в течение трех дней со дня исполнения предписания.

 

Контроль исполнения предписания осуществить члену Комиссии < … >.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

< … >                                                                                                                              

                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны