Решение б/н Решение № 05-04.1/87-16 о признании жалобы обоснованной от 12 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-04.1/87-16

23.09.2016                                                                                                                              г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<…> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

в отсутствие <…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «РегионСтройСервисАвтоматика» (далее – ООО «РегионСтройСервисАвтоматика», Заявитель) на действия Филиала «Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова» акционерного общества «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» (далее – Филиал «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», Заказчик, Ответчик) при проведении открытого запроса котировок в бумажной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту кабинета главного инженера, ВКС, приемной (извещение  № 31604062675 размещено на сайте http://zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – Запрос котировок, Закупка),

при участии представителя Ответчика – <…> (доверенность от 25.03.2016 № 190/60, личность удостоверена паспортом);

представителя Заявителя – <…> (доверенность от 24.05.2016, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя исх. № б/н от 09.09.2016 (вх. Омского УФАС России № 6911 от 09.09.2016) на действия Филиала «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» при проведении Запроса котировок.

Заявитель считает, что Заказчик осуществил размещение информации о проведении Запроса котировок с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в виду следующего.

В соответствии с требованиями извещения и документации о проведении запроса котировок в бумажной форме дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе котировок назначены на 09.09.2016 в 16:00 (по местному времени), дата и время рассмотрения заявок – на 13.09.2016.

Пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее -Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с указанными требованиями законодательства решением Совета директоров акционерного общества «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» Филиал «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» присоединен к Единому положению о закупке Государственной корпорации по содействию в разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» (далее – Единое положение).

 На момент проведения Запроса котировок Единое положение являлось документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 15.3.6 Единого положения документация о закупке должна содержать требования к участникам процедуры закупки и перечень документов, представляемых участниками процедуры закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 1.6 Приложения № 1 к Информационной карте документации о Запросе котировок в числе обязательных требований к участникам закупки Заказчиком установлено требование наличия специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора, а именно:

- действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – лицензия СРО);

- действующей лицензии, выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации, на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью разрешенных к использованию сведений не ниже «совершенно секретно» в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне) (далее – лицензия ФСБ).

В соответствии с Законом о государственной тайне степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 г. № 870 «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»  сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.

Так, к сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

По мнению Заявителя, выполнение работ по ремонту кабинета главного инженера, ВКС, приемной не связано с допуском к сведениям, отнесенным к государственной тайне, данные виды работ не могут быть отнесены к сведениям в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» считает, что Заказчик необоснованно нарушает Закон о защите конкуренции и требования Закона о закупках, и просит выдать предписание Заказчику об устранении нарушений Закона о закупках.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 14.09.2016                              № 05-6322 Филиалом «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют»   представлены надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов, а также возражения на жалобу, согласно которым Заказчик с доводами жалобы не согласился и пояснил следующее.

В своей закупочной деятельности Заказчик руководствуется Законом о закупках и Единым положением.

Закон о закупках устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые должны содержаться в извещении и документации о закупке. В соответствии с подпунктом 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Приложением № 1 к Информационной карте закупочной документации установлен перечень документов, подтверждающих наличие специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора.

Необходимость предоставления Заказчику лицензии ФСБ обусловлена тем, что на территории Ответчика проводятся работы со сведениями, составляющими государственную тайну, подтверждением проведения которых является лицензия на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (серия ГТ № 0083022 от 06.07.2015, регистрационный номер <...> /1245), выданная Управлением Федеральной службы безопасности России по Омской области.

В соответствии со статьей 2 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1, Заказчик, как субъект работы со сведениями, составляющими государственную тайну, обязан предпринять все меры, направленные на выявление возможных каналов несанкционированного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, и обязан осуществлять меры, направленные на исключение несанкционированного доступа.

Филиал «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» не имеет возможности создавать в местах выполнения сторонними организациями договорных работ локальные зоны с охраняемым периметром, оснащенным необходимыми средствами охраны. В связи с этим, работники сторонних организаций при выполнении договорных работ имеют возможность бесконтрольного передвижения по территории и доступа на объекты. Данный факт может являться одним из возможных каналов утечки информации, поэтому в сложившейся ситуации Заказчик обязан установить требование о наличии у участника Закупки лицензии ФСБ.

Таким образом, Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

3. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции  при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются,  в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

3.1. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования Закона о закупках  являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее - Перечень) выполнение работ по ремонту кабинета главного инженера, ВКС, приемной не относится к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства и не требует получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ремонт кабинета главного инженера, ВКС, приемной не относится к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам, что подтверждает необоснованность требования свидетельства СРО у участников Закупки.

Из представленной Заказчиком Документации о закупке не следует, что рабочие, занимающиеся ремонтом кабинета главного инженера, ВКС, приемной, будут иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Информация о том, что объект является режимным, в закупочной документации отсутствует. Обоснование необходимости предъявления требования лицензии ФСБ к участникам, установленного пунктом 1.6 Приложения № 1 к Информационной карте Документации о закупке, Заказчиком не представлено.

3.2. В соответствии с подпунктом 15.3.6 пункта 15 Единого положения документация о закупке должна содержать в том числе требования к участникам процедур закупки и перечень документов, представляемых участниками процедуры закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 1.6 Приложения № 1 к Информационной карте документации о Запросе котировок в числе обязательных требований к участникам закупки установлено требование наличия действующей лицензии, выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации, на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности не ниже «совершенно секретно» в соответствии с требованиями Закона о государственной тайне.

Комиссия, изучив и проанализировав данные требования, отмечает, что Заказчиком неправомерно установлено излишнее требование к составу заявки на участие в Запросе котировок в части предоставления лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

По мнению Комиссии, исполнитель по контракту вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующей лицензией.

Комиссия также отмечает, что частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлены принципы закупки товаров, работ и услуг, в том числе такие, как: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, Комиссия считает, что Заказчиком в нарушение Закона о закупках неправомерно установлено излишнее требование к составу участников закупки в части требования предоставления свидетельства СРО, лицензии ФСБ.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» на действия Филиала «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» при проведении открытого запроса котировок в бумажной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту кабинета главного инженера, ВКС, приемной (извещение  № 31604062675 размещено на сайте http://zakupki.gov.ru в сети «Интернет»)

2. Выдать предписание Филиалу «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» об устранении выявленных нарушений:

2.1. Отменить протокол рассмотрения котировочных заявок от 13.09.2016 № 31604062675-322, составленный в ходе проведения Закупки.

2.2. Внести изменения в документацию о Закупке, касающиеся необоснованных требований к участникам Закупки, установленных пунктом 1.6 приложения № 1 к информационной карте документации о Закупке, о наличии действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» и о наличии действующей лицензии, выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации, на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

2.3. Продлить срок подачи заявок на участие в Закупке.

3. Об исполнении предписания уведомить Омское УФАС России в течение 3 (трех) рабочих дней со дня исполнения предписания.

 

Контроль исполнения предписания осуществить члену Комиссии <…>

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель председателя Комиссии <…>

Члены Комиссии:  <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны