Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО НПО "ПРОМЕТ" на действия... от 14 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-04.1/96-16

о признании жалобы обоснованной

06.10.2016                                                                                                                              г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе:

<…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

в отсутствие <…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «НПО ПРОМЕТ» (далее – ООО «НПО ПРОМЕТ», Заявитель) на действия Управления Федеральной Почтовой связи Омской области – филиала Федерального Государственного Унитарного Предприятия «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России», Заказчик, Ответчик) при проведении открытого редукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку стеллажей металлических (извещение № 31604105576 размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на сайте http://zakupki.gov.ru и извещение № SBR 035-1609160021 на сайте электронной торговой площадки закрытого акционерного общества «Сбербанк-Автоматизированная система торгов» (далее - ЭТП ЗАО «Сбербанк-АСТ») www.utp.sberbank-ast.ru в сети «Интернет») (далее – Редукцион, Закупка),

при участии представителя Заявителя – <…> (доверенность от 26.04.2016 № 1161, личность удостоверена паспортом);

представителя Ответчика – <…> (доверенность от 27.06.2016 № 1.5.6.7.21.02-18/77, личность удостоверена паспортом),

УСТАНОВИЛА:

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ООО «НПО ПРОМЕТ» на действия ФГУП «Почта России» при проведении Редукциона (вх. Омского УФАС России № 7336э от 28.09.2016).

По мнению Заявителя, при проведении Закупки Заказчик нарушил положения Закона о защите конкуренции и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Заявитель считает, что, во-первых, требования Заказчика в отношении характеристик предмета Закупки, стеллажа металлического (усиленного), не соответствуют ГОСТу Р 56356-2015 «Стеллажи металлические для архивов. Технические условия» (далее – ГОСТ Р 56356-2015), а именно:

- пункт 7 «Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полку» - не менее 200 кг;

- пункт 8 «На каждой полке заводским нестираемым способом (не снимаемая табличка с хорошо читаемым текстом, чеканка и т.п.) нанесена  информация о  максимально допустимой нагрузке на полку».

В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 Классификации ГОСТа Р 56356-2015, представленной в Таблице № 1, классы стеллажей устанавливаются в зависимости от величин эксплуатационной нагрузки на полку и количества полок в стеллаже.

 

Таблица № 1. Классификация стеллажей ГОСТ Р 56356-2015

Класс

стеллажа

Эксплуатационная нагрузка на полку Q, кг, не более

Количество полок в стеллаже

Эксплуатационная нагрузка на секцию стеллажа, кг, не более

 

 

не менее

не более

 

МС 50

50

4

5

250

МС 75

75

4

6

500

МС 100

100

4

7

750

МС 125

125

4

7

875

МС 150

150

4

7

1000

 

Таким образом, ни один из перечисленных параметров, указанных Заказчиком, не соответствует ГОСТу Р 56356-2015.

Во-вторых, требование Заказчика о том, что на каждой полке заводским нестираемым способом (чеканка и т.п.) должна быть нанесена информация о максимально допустимой нагрузке на полку не правомерно.

В соответствии с пунктом 5.3 «Маркировка» ГОСТа Р 56356-2015 стеллаж при эксплуатации должен маркироваться металлической табличкой размерами не более 100x50мм по ГОСТу 12971, табличка размещается на видном месте крайней (первой) секции стеллажа и должна быть четкой и содержать наименование фирмы-изготовителя или поставщика, класс стеллажа, эксплуатационные нагрузки на полку и секцию стеллажа, дату выпуска.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к Закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур Закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик, исходя из необходимости удовлетворения собственных потребностей в товарах, работах, услугах, формирует собственную закупочную политику, основываясь на положении о закупке.

Заявитель отмечает, что основными целями и принципами Закона о закупке являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, реализующим меры, направленные на сокращение издержек заказчика.

В связи с этим осуществление закупок конкурентными способами будет способствовать реализации указанных принципов Закона о закупке.

Кроме того, Заявителем отмечено, что согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, ООО «НПО ПРОМЕТ» считает, что Заказчик нарушил основные положения Закона о защите конкуренции и Закона о закупках и просит выдать Заказчику предписание об устранении нарушений путем внесения изменений в Документацию о закупке.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 29.09.2016 № 05-6902 ФГУП «Почта России» представлены надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов, а также возражения на жалобу, согласно которым представитель Заказчика с доводами жалобы не согласилась и пояснила следующее.

Требования по усилению стеллажей и маркировке стеллажных полок обусловлены функционалом стеллажей, которые будут расположены в местах повышенной проходимости: в операционных залах почтовых отделений для размещения на них посылок, в непосредственной близости от сотрудников Заказчика. Операторы, осуществляющие прием-выдачу почтовых отправлений, должны постоянно видеть информацию о максимальной нагрузке на полку, чтобы не превысить ее и не допустить обрушения полок и производственного травматизма. Требование Заказчика об усилении стеллажей и маркировке стеллажных полок обосновано и продиктовано исключительно соображениями реализации мер профилактического характера в области охраны труда и техники безопасности для наших сотрудников.

Наличие маркировки на полках стеллажей обусловлено производственной необходимостью Заказчика, это эксплуатационная характеристика, которая не предусматривает ограничение конкуренции. Осуществление маркировки не является технически невозможным, любой производитель может маркировать полки своих стеллажей, при этом стоимость изделий увеличится. С этим связана жалоба участника, который хочет получить ценовое преимущество перед другими участниками Закупки, согласными исполнять требования Заказчика, в том числе и осуществлять маркировку стеллажных полок. На участие в Закупке подано девять заявок, из которых отозвано две. Из семи рассмотренных заявок (первых частей), только в одной заявке № 6 предлагаются стеллажи без маркировки полок, и эта заявка не соответствует требованиям Заказчика и должна быть отклонена. Остальные шесть заявок соответствуют требованиям Заказчика, таким образом, по мнению представителя Заказчика, ограничения конкуренции нет, так как имеется конкурентный рынок товаров, являющихся предметом Закупки, со всеми требуемыми эксплуатационными характеристиками.

В части довода жалобы о применении Заказчиком ГОСТ Р 56356-2015 Заказчик подтвердил, что его требования превышают характеристики стеллажей, указанные в ГОСТ Р 56356-2015, который определяет максимальный класс стеллажа MC 150 с эксплуатационной нагрузкой на полку не более 150 кг. Однако Заказчик применил этот ГОСТ исключительно в ответ на запрос о разъяснении Документации о закупке, утвержденного врио директора УФСП Омской области – филиала ФГУП «Почта России» в 2016 году (далее – Документация о закупке) участника и только в части маркировки, о которой участник в своем запросе заявлял, что это избыточное требование Заказчика, ограничивающее конкуренцию. Основной ГОСТ, на который ссылается Заказчик − это ГОСТ Р 55525-2013, в котором нет никаких ограничений по максимальной нагрузке на секцию и полку стеллажа.

Таким образом, ФГУП «Почта России» просит признать жалобу необоснованной.

 

3. Из представленных материалов и информации, размещенной в ЕИС и на ЭТП, Комиссией установлено, что 16.09.2016 в ЕИС и на ЭТП размещено извещение о проведении Редукциона, а также Документация о закупке (извещение № 31604105576 на сайте http://zakupki.gov.ru, извещение № SBR 035-1609160021 на сайте www.utp.sberbank-ast.ru) в котором указано требование к стеллажу металлическому в соответствии с ГОСТ Р 55525-2013, а 21.09.2016 размещено извещение о проведении Редукциона с внесением изменений в Документацию о закупке с требованиями к стеллажу в соответствии с ГОСТ Р 56356-2015, ГОСТ Р 55525-2013.

Дата подачи заявок на участие: 19.09.2016-27.09.2016.

Дата рассмотрения заявок: 27.09.2016.

Дата начала торгов: 29.09.2016.

Дата подведения итогов: 30.09.2016.

Согласно реестру заявок на участие в Редукционе № SBR 035-1609160021 на участие в Закупке было подано 9 заявок, 2 из которых были отозваны.

В связи с получением от УФАС по Омской области уведомления о поступлении жалобы Закупка Ответчиком была приостановлена.

 

4. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 30.09.2016 № 05-6973 оператором ЭТП ЗАО «Сбербанк-АСТ» представлены надлежащим образом заверенные копии документов:

- реестр заявок на участие в Редукционе;

- сведения о заявках на участие в Редукционе;

- сведения о запросах на разъяснение положений Документации о закупке.

 

5. Проанализировав представленную информацию, Комиссия выявила, что Документация о закупке до внесения изменений не содержит противоречащих требований к предмету Закупки, тогда как в Документации о закупке после внесения изменений выявлены нарушения в части предъявляемых требований к стеллажам металлическим.

6. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как установлено Комиссией на основании представленных документов, закупочную деятельность Заказчика регламентирует Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России», утвержденное Приказом ФГУП «Почта России» от 21.08.2015 № 404-п (далее – Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 14.2 Положения о закупке Документация о закупке должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.

Согласно Приложению № 1 к Документации о закупке установлены требования к соответствию стеллажей металлических товара ГОСТу Р 56356-2015 и ГОСТу Р 55525-2013.

Установление в Документации о закупке требования о соответствии товара ГОСТ Р 56356-2015 и ГОСТ Р 55525-2013 является показателем определения соответствия поставляемого товара (предмета Закупки) потребностям Заказчика.

Так, согласно подпункту 4.1 пункта 4 Классификации ГОСТа Р 56356-2015, представленной в Таблице № 1, классы стеллажей устанавливаются в зависимости от величин эксплуатационной нагрузки на полку и количества полок в стеллаже. 

Согласно пункту 5.3 «Маркировка» ГОСТа Р 56356-2015 стеллаж при эксплуатации должен маркироваться металлической табличкой размерами не более 100x50мм по ГОСТу 12971, табличка размещается на видном месте крайней (первой) секции стеллажа и должна быть четкой и содержать наименование фирмы-изготовителя или поставщика, класс стеллажа, эксплуатационные нагрузки на полку и секцию стеллажа, дату выпуска, тогда как в Документации о закупке обозначено требование о необходимости нанесения маркировки на каждую полку заводским нестираемым способом с информацией о максимально допустимой нагрузке на полку, которое противоречит ГОСТу Р 56356-2015.

Требование Заказчика к максимальной равномерно распределенной нагрузке на секцию 200 кг также не соответствует классификации стеллажей, указанной в ГОСТе Р 56356-2015.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к качеству, характеристикам товара.

Из этого следует, что установление Заказчиком конкретных требований к стеллажам металлическим не противоречит Закону о закупках, однако противоречащих друг другу требований, указанных в Документации о закупке, быть не должно.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции  по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о выдаче предписания.

В связи с изложенным, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать обоснованной жалобу ООО «НПО ПРОМЕТ» на действия ФГУП «Почта России» при проведении редукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку стеллажей металлических (извещение № 31604105576 размещено в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте http://zakupki.gov.ru, извещение № SBR 035-1609160021 на сайте электронной торговой площадки закрытого акционерного общества «Сбербанк-Автоматизированная система торгов» www.utp.sberbank-ast.ru в сети «Интернет»).
  2. Выдать предписание ФГУП «Почта России» об устранении выявленных нарушений:
    1. 1. Не допускать указания в закупочной документации  ссылок на нормативные акты, в том числе, ГОСТы, при составлении требований к техническим, функциональным характеристикам нестандартных товаров, работ, услуг.
    2. 2. Об исполнении предписания уведомить Омское УФАС России в течение 3 (трех) рабочих дней со дня исполнения предписания.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

<…>

<…>

Предписание № 05-04.1/96-16

об устранении нарушений антимонопольного законодательства

06.10.2016                                                                                                                              г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<…> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

в отсутствие <…> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>  – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «НПО ПРОМЕТ» (далее – ООО «НПО ПРОМЕТ», Заявитель) на действия Управления Федеральной почтовой службы – филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России», Заказчик, Ответчик) при проведении редукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку стеллажей металлических (извещение № 31604105576 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на сайте http://zakupki.gov.ru и извещение № SBR035-1609160021 на сайте электронной торговой площадки закрытого акционерного общества «Сбербанк-Автоматизированная система торгов» (далее - ЭТП ЗАО «Сбербанк-АСТ») www.utp.sberbank-ast.ru в сети «Интернет») (далее – Редукцион, Закупка),

на основании своего Решения от 06.10.2016 № 05-04.1/96-16, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ФГУП «Почта России» устранить нарушения, допущенные при проведении Редукциона, а именно:

1. Не допускать указания в закупочной документации  ссылок на нормативные акты, в том числе ГОСТы, при составлении требований к техническим, функциональным характеристикам нестандартных товаров, работ, услуг.

2. Об исполнении предписания уведомить Омское УФАС России в течение 3 (трех) рабочих дней со дня исполнения предписания.

 

Контроль исполнения предписания осуществить члену Комиссии <…>

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны