Решение б/н Решение № 05-04.1/99-17 о признании жалобы необоснованной от 14 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение 05-04.1/99-17

о признании жалобы необоснованной

 

08.09.2017                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далееКомиссия) в составе:

<…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу индивидуального предпринимателя <…> (далее – Заявитель, ИП <…>) на действия департамента транспорта Администрации города Омска (далее – Департамент, Организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска (приказ директора департамента транспорта Администрации города Омска от 25.07.2017 № 76) (далее – конкурс),

при участии представителя Заявителя – <…> (доверенность от 28.02.2017 б/н, личность удостоверена паспортом);

<…> (личность удостоверена паспортом);

представителя Департамента – <> (доверенность от 22.11.2016 б/н, служебное удостоверение),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 30.08.2017 № 7008) на действия Департамента при организации и проведении конкурса.

По мнению Заявителя, действия Организатора торгов, выразившиеся в отказе в допуске заявки ИП <> на участие в конкурсе, являются необоснованными, поскольку во исполнение требования конкурсной документации Заявителем представлен документ, подтверждающий принятие на себя обязательства по приобретению транспортных средств.

Заявитель считает, что установление Департаментом требований к вместимости транспортных средств (графа 11 приложения № 2 к конкурсной документации) противоречит нормам антимонопольного законодательства и может привести к ограничению конкуренции путем сокращения потенциального круга участников конкурса.

Кроме того, установление для новых перевозчиков минимального количества баллов по ряду критериев свидетельствует о наличии в действиях Департамента признаков нарушения антимонопольного законодательства. Критерии оценки и сопоставления заявок, установленные постановлением Администрации г. Омска от 08.11.2016 № 1354-п «Об установлении шкалы оценки критериев открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска» (далее – Постановление № 1354-п), по мнению Заявителя, свидетельствуют о признаках нарушения антимонопольного законодательства, поскольку перевозчики, имеющие опыт осуществления перевозок пассажиров транспортом общего пользования, оказываются в преимущественном положении по отношению к перевозчикам, не имеющим такого опыта.

Таким образом, ИП <> просит признать жалобу обоснованной, а также выдать в адрес Департамента предписание об устранении выявленных нарушений.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 04.09.2017 № 05-7263 Департаментом представлены возражения на жалобу ИП <> (вх. от 06.09.2017 № 7208).

На заседании Комиссии представитель Департамента с доводами жалобы Заявителя не согласилась и пояснила следующее. 

Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска утверждена приказом директора Департамента от 25.07.2017 № 76 «О проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города» (далее – Конкурсная документация), в преамбуле которого имеется ссылка на Порядок проведения конкурса, утвержденный приказом директора Департамента от 01.11.2016 № 95 «О допуске юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска» (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 23 Федерального закона № 220-ФЗ, подпунктом 10 пункта 23 Порядка в состав заявки на участие в открытом конкурсе должны быть приложены документы о праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, выставляемых на маршрут, либо документы, подтверждающие принятие обязательств по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией.

В процессе рассмотрения заявок на участие в конкурсе Департаментом установлено, что в составе заявки ИП <…> приложено только гарантийное письмо о принятии на себя обязательств по приобретению транспортных средств, однако, отсутствуют копии документов, подтверждающих принятие такого обязательства (например, копии договоров аренды, лизинга и иных документов).

Таким образом, в связи с непредоставлением ИП <…> копий документов, подтверждающих принятие обязательства по приобретению транспортных средств Департаментом принято решение об отказе заявки Заявителя в допуске на участие в конкурсе.

 

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Администрации города Омска по адресу: www.admomsk.ru в сети «Интернет» (далее – официальный сайт), Комиссией установлено, что на официальном сайте размещено извещение о проведении конкурса (приказ директора Департамента от 25.07.2017 № 76).

Согласно извещению о проведении конкурса предметом конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска сроком с 29.08.2017 г. на 5 лет.

Прием заявок на участие в конкурсе осуществляется Организатором торгов с 25.07.2017 г. по 14.08.2017 г., по адресу: 644043, г. Омск, ул. Гагарина, д. 32/1, каб. 215, в рабочие дни с 08:30 до 16:30 часов (время местное), перерыв на обед с 13:00 до 14:00 часов.

Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе: 15.08.2017 с 9:00 до 11:00 часов и с 14:00 до 17:00 часов  (время местное), по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, 32/1, каб. 521.

Место и дата рассмотрения заявок и подведения итогов конкурса: 16.08.2017 и 17.08.2017 с 9:00 до 11:00 часов и с 14:00 до 17:00 часов (время местное), по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, 32/1, каб. 521.

В конкурсные лоты включено 4  муниципальных маршрута регулярных перевозок:

- лот № 1: маршрут № 47Н* «ул. Гашека-Онкодиспансер (микрорайон «Первокирпичный)»;

- лот № 2: маршрут № 97 «Микрорайон «Амурский -2»- МСЧ-9»;

- лот № 3: маршрут № 392* «ПО «Иртыш» - гараж ЦС»;

- лот № 4: маршрут № 387* «Омский нефтеперерабатывающий завод (пос. Ермак) – строительный рынок «Южный».

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 16.08.2017 г., утвержденному 22.08.2017 г., а также  журналу регистрации заявок на участие в конкурсе в течение срока подачи заявок подана 41 заявка, в том числе ИП <>

- по лоту № 1 − 8 заявок;

- по лоту № 2 – 12 заявок;

- по лоту № 3 – 12 заявок;

- по лоту № 4 − 9 заявок.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 16.08.2017 г., утвержденным председателем комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска от 21.08.2017,  ИП <> отказано в допуске к участию в конкурсе, в связи с отсутствием копий документов, подтверждающих принятие на себя обязательств по приобретению транспортных средств в сроки, установленные конкурсной документацией.

В соответствии с протоколами  подведения итогов конкурса от 17.08.2017 г., утвержденными  22.08.2017 г., по лоту № 1− победителем  признан участник договора простого товарищества: ИП <> (уполномоченный представитель), ИП <>; по лоту № 2 − победителем признан  ИП <>; по лоту № 3 – победителем признан  ИП <>.; по лоту № 4 – конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только одна заявка (ООО «Автотрейдинг»)  была признана, соответствующей требованиям к участникам конкурса.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

4.1. Довод Заявителя о неправомерном отклонении заявки ИП <…> Комиссия считает необоснованным ввиду следующих обстоятельств.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ).

Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (часть 3 статьи 17 Федерального закона               № 220-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Указанные в части 4 статьи 39 Федерального закона  № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок.

Проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок регламентировано положениями статей 21-24 Федерального закона № 220-ФЗ.

В силу части 2 статьи 21 Федерального закона № 220-ФЗ открытый конкурс проводится уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.

В соответствии с решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 442 «О департаменте транспорта Администрации города Омска» полномочия по проведению открытого конкурса возложены на Департамент.

В силу части 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Требования к участникам конкурса и перечню представляемых ими документов установлены в Приложении № 1 к Порядку, а также имеется в составе конкурсной документации.

Статьей 23 Федерального Закона № 220-ФЗ, подпунктом 10 пункта 23 Порядка в составе заявки на участие в открытом конкурсе должны содержаться сведения о транспортных средствах, выставляемых в соответствии с лотом на маршрут, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку с приложением копий документов о праве собственности или на ином законном основании на вышеуказанные транспортные средства либо документов, подтверждающих принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, установленные конкурсной документацией.

В соответствии с подпунктом 10 пункта  4 конкурсной документации, в составе перечня документов и информации, подлежащих предоставлению на участие в конкурсе, значатся сведения о транспортных средствах, выставляемых в соответствии с лотом на маршрут, по форме согласно приложению № 2 к Порядку, с приложением, в том числе копий документов о праве собственности или на ином законном основании на транспортные средства, либо документов, подтверждающих принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, установленные конкурсной документацией.

В силу пункта 38 Порядка проведения конкурса по результатам рассмотрения заявок комиссией принимается решение:

  1. о допуске претендента к участию в конкурсе;

  2. об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе.

В соответствии с пунктом 39 Порядка проведения конкурса претендент не допускается комиссией к участию в конкурсе в случае, если претендент не соответствует хотя бы одному из требований, указанных в настоящем Порядке или конкурсной документации, а также в случае непредставления всех документов либо указания в них недостоверных сведений.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки на участие в конкурсе было приложено гарантийное письмо о принятии на себя обязательств по приобретению в сроки, установленные конкурсной документацией, на праве собственности или ином законном праве транспортных средств.

Комиссия, оценив действия конкурсной комиссии по отказу ИП <> в принятии представленного им в составе заявки гарантийного письма, считает такие действия правомерными, соглашается с выводами конкурсной комиссии о том, что гарантийное письмо ИП <> не является достаточным документом, подтверждающим принятие на себя обязательств по приобретению транспортных средств, в сроки, установленные конкурсной документацией. Гарантийное письмо не содержит существенных условий, в связи с чем, данное письмо не может предоставить 100%-ную гарантию того, что перевозчик исполнит свои обязательства.

Таким образом, отказ конкурсной комиссии ИП <…> в допуске к участию в конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска Комиссия считает обоснованным.

4.2. В части довода Заявителя о неправомерном установлении в конкурсной документации требования к вместимости транспортных средств Комиссия сообщает следующее.

Частью 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ установлены критерии оценки  и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, а именно:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;

2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;

3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);

4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Согласно пункту 4.4.4 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования», принятого постановлением Госстандарта РФ от 14.11.2001 № 461-ст, нормы вместимости относятся к техническим характеристикам транспортного средства.

Учитывая, что в пункте 3 части 3 статьи 24 Закона об организации перевозок содержится неисчерпывающий перечень характеристик транспортного средства, влияющих на качество регулярных перевозок, Омское УФАС России приходит к выводу, что установление Департаментом требований к вместимости транспортных средств не является нарушением антимонопольного законодательства.

Таким образом, Департамент, реализуя предоставленные ему полномочия в сфере организации транспортного обслуживания, вправе установить дополнительное требование о вместимости транспортного средства, как характеристику, влияющую на качество перевозок.

4.3. Довод Заявителя о наличии признаков ограничения конкуренции при проведении Департаментом оценки и сопоставления заявок в соответствии со шкалой  оценки критериев открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска, утвержденной Постановлением № 1354-п (далее – Шкала оценки критериев), Комиссия также считает необоснованным ввиду следующего.

Так, пунктом 2 Шкалы оценки критериев установлении критерий: опыт «осуществления регулярных перевозок участником конкурса, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами на дату вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе».

Присвоение баллов по данному критерию происходит следующим образом:

 

От 3 лет (включительно) и более

3

От 1 года (включительно) до 3 лет

2

До 1 года

1

Отсутствие опыта

0

 

Комиссия, оценивая довод Заявителя о том, что перевозчики с опытом осуществления регулярных перевозок имеют преимущественное положение относительно перевозчиков, не имеющих такого опыта, что приводит к ограничению конкуренции, пришла к выводу о его необоснованности, поскольку указанный критерий оценки установлен в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ.

В силу части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя  <> на действия департамента транспорта Администрации города Омска по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска (приказ директора департамента транспорта Администрации города Омска от 25.07.2017 № 76).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России на департамент транспорта Администрации города Омска от 04.09.2017 № 05-7263.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны