Предупреждение б/н Предупреждение № 05-04/10-16 от 11 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е  №  05-04/10-16

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

29 июля 2016 года                                                                                                      г. Омск

                                                                  

В Омское УФАС России поступило поручение ФАС России (от 18.03.2016 г. № ЦА/16986/16) о необходимости рассмотрения вопроса о выявлении нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов государственной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующих субъектов, выразившегося в ограничении доступа к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам на рынках разработки компьютерных программ по созданию строительной сметной документации и разработки строительной проектно-сметной документации (далее – поручение ФАС России). 

В ходе анализа представленных документов, информации, полученных по запросам Омского УФАС России в рамках исполнения поручения ФАС России, установлено следующее.

Министерством регионального развития Российской Федерации письмами от 01.07.2010 года № 25805-КК/08 и от 07.07.2010 года № 26359 – КК/08 согласованы территориальные сметные нормативы Омской области в составе: единичные расценки на строительные и специальные строительные работы (ТЕР-2001), ремонтно-строительные работы (ТЕРр-2001), монтаж оборудования (ТЕРм-2001), капитальный ремонт оборудования (ТЕРмр-2001), пусконаладочные работы (ТЕРп-2001), ТССЦ-2001, ТСЭМ-2001, ТСЦПГ-2001, в редакции 2009 г.

            Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2010 г. № 29592-ИП/08 территориальные сметные нормативы Омской области внесены в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства 09.08.2010 года под регистрационным номером 34.

Территориальная сметно-нормативная база Омской области (далее – ТСНБ) (в редакции 2009 г.) применялась на основании Распоряжения Министерства  от 26.07.2010 г. № 119-рп, которым утверждены и введены для применения территориальные сметные нормативы (ТСНБ-2001 редакция 2009 г.) на территории Омской области с 01.08.2010 г.

В последующем согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.11.2014 г. № 31/пр «О введении в действие новых государственных сметных нормативов» с 01.04.2014 г. введены в действие новые государственные элементные сметные нормы, федеральные единичные расценки, федеральные сметные цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных  средств, на перевозку грузов для строительства.

В связи с чем, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации письмом от 28.02.2014 г. № 3086-ЕС /08 рекомендовало органам исполнительной власти Российской Федерации к 01.06.2014 г. согласно Порядку разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденному приказом Госстроя от 04.12.2012 г. № 75/ГС, организовать разработку территориальных сметных нормативов в соответствии с государственными сметными нормативами, с последующим направлением в Минстрой России для внесения в федеральный реестр сметных нормативов.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 г. № 72, Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти в сферах строительства, производства строительных материалов, архитектуры и градостроительной деятельности.

В соответствии с п.п. 19 п.11 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 г. № 72 (в редакции, действовавшей на момент издания письма Минстроя России от 28.02.2014 г. № 3086-ЕС /08), Министерство осуществляет функции в сфере архитектуры и градостроительной деятельности, в том числе, организовывало работу по разработке, согласованию нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов в Омской области, учитывающих региональные условия выполнения работ, утверждало указанные нормативы в порядке, установленном   федеральным законодательством.

Таким образом, Министерство в рамках возложенных на него полномочий к 01.06.2014 г.  должно было организовать работу по разработке территориальных сметных нормативов.

Согласно информации, представленной Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Министерство)  (от 29.04.2016 г. исх. № МСЖК-5885), работы по разработке территориальных сметных нормативов Омской области в редакции 2009 г. и в редакции 2014 г., а также индексов изменения сметной стоимости и средних сметных цен по Омской области для составления сметной документации были выполнены ЗАО «Сибирский региональный центр ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике» (далее – ЗАО «Сибирский ЦЦСПЭ»).

            ТСНБ Омской области (в редакции 2014 г.) применяется на основании приказа   Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.11.2015 г. № 800/пр, письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.11.2015 г. № 36759-ВМ согласованы и внесены в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, территориальные сметные нормативы Омской области в редакции 2014 г. под регистрационным номером 257.

Органами исполнительной власти Омской области территориальные сметные нормативы в редакции 2014 г. не утверждались правовыми актами.

Согласно информации, представленной Министерством в Омское УФАС России (от 29.04.2016 г. исх. № МСЖК-5885), сведения о территориальных сметных нормативах в соответствии с письмом Минстроя России от 09.06.2015 г. № 21373-ММ/08 размещены в сети «Интернет» на официальном интернет – ресурсе Министерства: http://mszhk.omskportal.ru/ru/RegionalPublikAuthorities/executivelist/MSZHK/otraslev_inform/upravl_stroit/2015-07-20-16-46.html, затем согласно письму Минстроя России от 12.11.2015 г. № 36759-ВМ/05 указанная информация размещена на Интернет – портале Правительства Омской области: http://www.omskportal.ru/ru/government/NSNB.html.

Таким образом, сведения о территориальных сметных нормативах Омской области до получения письма Минстроя России от 12.11.2015 г. № 36759-ВМ/05 находились по информации Министерства на его сайте в сети «Интернет».

В ходе осмотра официального сайта Министерства в разделе «Отраслевая информация», «Управление строительства» на интернет-странице  http://mszhk.omskportal.ru/ru/RegionalPublikAuthorities/executivelist/MSZHK/otraslev_inform/upravl_stroit.html содержатся две ссылки с одинаковым наименованием «Территориальная сметно-нормативная база ценообразования в строительстве», при активации каждой из которых происходит перенаправление на одну и ту же интернет-страницу с адресом http://mszhk.omskportal.ru/ru/RegionalPublikAuthorities/executivelist/MSZHK/otraslev_inform/upravl_stroit/2015-07-20-16-46.html, в которой содержится ссылка «Сметно-нормативная база», при активации которой осуществляется перенаправление на адрес стройцена.рф. На указанном сайте (стройцена.рф.) территориальных сметных нормативов или иной информации в сфере ценообразования в строительстве не размещено, более того, на указанном сайте содержится информация о недоступности веб-страницы. Данные обстоятельства зафиксированы актами осмотра сайта от № 1 от 01.06.2016 г. и от 03.06.2016г.

В то же время на сайте портала Правительства Омской области (omskportal.ru) на интернет – странице http://www.omskportal.ru/ru/government/NSNB.html размещен раздел «Территориальные сметные нормативы ценообразования в строительстве Омской области (ТСНБ-2001) редакции 2014 года, внесенные в федеральный реестр, следующего содержания:

- нормативно-правовые документы;

- каталоги;

- территориальные единичные расценки на монтаж оборудования;

- территориальные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы;

- территориальные сметные цены на перевозки грузов для строительства;

- территориальные единичные расценки на пусконаладочные работы;

- территориальные единичные расценки на капитальный ремонт оборудования;

- территориальные единичные расценки на ремонтно- строительные работы.

Так, при активации каждого из указанных разделов происходит перенаправление на страницы с перечнем ссылок на сборники с территориальными сметными нормативами, действующими на территории Омской области.

Омским УФАС России установлено, что опубликованные территориальные сметные нормативы Омской области на сайте портала Правительства Омской области размещены в формате PDF, но при этом обладают хорошим качеством, с возможностью поиска, печати и копирования текста. 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Статьей 4 Федерального закона № 8-ФЗ установлено, что основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе являются, открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

Способами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов является, в том числе, обнародование (опубликование) государственными органами информации о своей деятельности в средствах массовой информации, размещение государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет» (п.п. 1,2 статьи 6 Федерального закона № 8-ФЗ).

Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ  установлено, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами.

В соответствии с Распоряжением Губернатора Омской области  от 30.12.2009 г. № 237-р «О государственной информационной системе Омской области «Портал Правительства Омской области» создана государственная информационная система Омской области «Портал Правительства Омской области» с адресом «www.omskportal.ru».

В соответствии с пунктом 2 приказа Главного управления информационных технологий и связи Омской области от 02.11.2015 г. № 40 «О порядке предоставления и размещения информации в государственной информационной системе Омской области «Портал Правительства Омской области» (далее – Приказ № 40) Портал состоит из сайтов, разделов и подразделов. В состав Портала входят следующие сайты:

1) официальный сайт Правительства Омской области ("Омская губерния");

2) сайт Губернатора Омской области;

3) типовые сайты органов исполнительной власти Омской области;

4) типовые сайты органов местного самоуправления Омской области.

Размещение информации на типовых сайтах органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области, созданных в рамках Портала, осуществляется ответственными органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области самостоятельно, в соответствии с типовой структурой сайта согласно приложениям N 3, N 4 к настоящему Порядку (пункт 13 Приказа № 40).

Ответственные лица определяют в какой раздел и подраздел Портала должна быть помещена информация, а также форму представления информации на сайте, формируют информационные материалы, осуществляют их стилистическую обработку и оформление в соответствии со стилем Портала (пункт 14 Приказа № 40).

Таким образом, такие разделы Портала как «органы исполнительной власти», «отраслевая информация» и другие разделы, расположенные на сайте органа исполнительной власти, заполняют непосредственно органы исполнительной власти.

Учитывая, что сметные нормативы являются основным ресурсом для входа на рынок разработки компьютерных программ по созданию строительной сметной документации и разработки строительной проектно-сметной документации, поскольку они необходимы для составления сметной документации, то территориальные сметные нормативы должны находиться в общем доступе для всех лиц. Так, их отсутствие устраняет возможность участвовать в разработке сметных программ, и создаются условия, при которых необходимо обращаться к определенным закрытым от всеобщего обозрения источникам их получения.

Как указывалось ранее в настоящем письме, Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти в сферах строительства, производства строительных материалов, архитектуры и градостроительной деятельности

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом № 8-ФЗ,  Положением о Министерстве, а также Приказом № 40 Министерство, являясь уполномоченным органом исполнительной власти, обязано обеспечить доступ к информации о ТСНБ-2001 Омской области, путем ее размещения именно на сайте Министерства в доступном для использования формате.

Более того, само Министерство информирует Омское УФАС России, что территориальные сметные нормативы размещены на сайте Министерства, с указанием адреса сайта:http://mszhk.omskportal.ru/ru/RegionalPublikAuthorities/executivelist/MSZHK/otraslev_inform/upravl_stroit/2015-07-20-16-46.html.

Вместе с тем, Омским УФАС России установлено, что на официальном сайте Министерства присутствует лишь ссылка на ТСНБ-2001, но сами территориальные сметные нормативы, используемые для составления сметной документации, не опубликованы, в связи с чем информация, представленная Министерством, является недостоверной. 

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При таких обстоятельствах, Омское УФАС России приходит к выводу, что Министерство своими действиями (бездействиями) по неразмещению на его сайте территориальных сметных нормативов Омской области, индексов изменения сметной стоимости, средних сметных цен ограничивает доступ неограниченного круга заинтересованных лиц к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам, поскольку при возникновении необходимости использования сметных нормативов  такие лица обращаются непосредственно в уполномоченный орган исполнительной власти, а не в какой-либо иной орган власти.

Учитывая вышеизложенное, в действиях (бездействии) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Омской области, выразившихся в ограничении Министерством доступа неограниченного круга заинтересованных лиц к ТСНБ-2001 Омской области, путем неразмещения ТСНБ-2001 Омской области на официальном интернет-сайте Министерства, что создает условия ограничения, устранения, недопущения конкуренции на рынке разработки строительной проектно-сметной документации, содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем Омское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

предупреждает 

 

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Омской области о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем размещения на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Омской области территориальных сметных нормативов Омской области, индексов изменения сметной стоимости, средних сметных цен без ограничения функции копирования, печати и поиска по тексту. 

Настоящее предупреждение подлежит исполнению в течение 10 рабочих дней со дня его получения.   

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны