Предупреждение б/н Предупреждение № 05-04/13-16 от 11 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е  №  05-04/13-16

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

15 сентября 2016 года                                                                                                               г. Омск

                                                                  

Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) в рамках представленных законом антимонопольному органу полномочий рассматривается обращение Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию» (далее – Заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее – ГУКС Омской области), выразившиеся в ограничении конкуренции между операторами электронных торговых площадок.

В своем заявлении Общероссийское общественное движение «Народный Фронт «За Россию» просит антимонопольный орган проверить положения Приказа ГУКС Омской области от 01.04.2016 г. № 4 «О реализации Указа Губернатора Омской области от 31.12.2013 г. № 182» (далее – Приказ ГУКС Омской области № 4).

Заявитель полагает, что формы заявок, утвержденные  Приказом  ГУКС Омской области № 4, не содержат разделы для указания заказчиками адреса электронной торговой площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что приводит к ограничению возможности выбора заказчиками оператора электронной торговой площадки, что в свою очередь ведет к ограничению конкуренции между операторами электронных торговых площадок.

В письменных пояснениях от 30.06.2016 г. исх. № исх-16/гукс-335, представленных в Омское УФАС России, ГУКС Омской области сообщает следующее.

 Свои действия ГУКС Омской области мотивирует тем, что формы заявок, утвержденные  Приказом ГУКС Омской области № 4, разработаны в целях организации взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом. При этом, заявки предоставляются в уполномоченный орган в соответствии с утвержденными ими планами-графиками закупок, которыми не предусмотрено указание на адрес электронной площадки.

Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) не установлены требования к форме заявки, утверждаемой уполномоченным органом.

ГУКС Омской области полагает, что поскольку адрес электронной площадки указывается только в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе уполномоченный орган самостоятельно определяет электронную площадку, на которой будет проводиться аукцион.

Омское УФАС России, рассмотрев вышеуказанные обстоятельства, приходит к следующему выводу.  

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 4 статьи 59 Закона о контрактной системе под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, государственная регистрация которого осуществлена на территории Российской Федерации, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок. По результатам отбора операторов электронных площадок Правительством Российской Федерации определяется перечень таких операторов. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Согласно части 10 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до даты начала функционирования операторов электронных площадок, прошедших отбор в соответствии с частью 4 статьи 59 настоящего Федерального закона, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных аукционов осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках. Электронные аукционы, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, прошедших отбор в соответствии с частью 4 статьи 59 настоящего Федерального закона, проводятся на таких ранее отобранных электронных площадках. Заключение контрактов по результатам указанных аукционов осуществляется на таких электронных площадках. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок вправе установить особенности прекращения функционирования ранее прошедших отбор электронных площадок, в том числе в части возврата участникам закупок денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в электронных аукционах.

Таким образом, в порядке, предусмотренном главой 3 Закона о контрактной системе, электронные аукционы могут проводиться исключительно на отобранных электронных площадках. В связи с этим, Минэкономразвития России совместно с ФАС России по результатам конкурсного отбора определены следующие операторы электронных площадок:

- ОАО «Единая электронная торговая площадка» - www.roseltorg.ru;

- ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» - www.ets-micex.ru;

- ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» - www.zakazrf.ru;

- ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов» - www.sberbank-ast.ru;

- ООО «Индексное агентство РТС» - www.rts-tender.ru.

При таких обстоятельствах, все операторы электронных торговых площадок, обеспечивающие проведение электронных аукционов в соответствии с Законом о контрактной системе, отобранные Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативное регулирование и контроль в сфере размещения заказов, имеют равные права на осуществление вышеуказанной деятельности.

Таким образом, в настоящее время существует конкурентный рынок предоставления услуг операторами электронных торговых площадок.

   Указом Губернатора Омской области от 31.12.2013 г. № 182 «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Указ № 182) Главное управление контрактной системы Омской области определено органом  исполнительной власти Омской области, уполномоченным на определение поставщиков, исполнителей при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для органов исполнительной власти Омской области, казенных учреждений Омской области, бюджетных учреждений Омской области.

   Указом Губернатора Омской области от 19.01.2016 г. № 8 создано Главное управление контрактной системы Омской области.

На основании п.п. 1 п. 1 Положения о ГУКС Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 19.01.2016 г. № 8, ГУКС Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - закупки) для органов исполнительной власти Омской области, казенных учреждений Омской области, бюджетных учреждений Омской области в части определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей в соответствии с законодательством. 

Пунктом 2 Указа № 182 утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Омской области, казенных учреждений Омской области, бюджетных учреждений Омской области с Главным управлением контрактной системы Омской области (далее – Порядок № 182).

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 182 в целях определения поставщика, подрядчика, исполнителя заказчики в соответствии с утвержденными ими планами-графиками закупок представляют в уполномоченный орган заявки на определение поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - заявка) и документы, необходимые для определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - документы). Форма заявки и перечень документов определяются уполномоченным органом.

Приказом ГУКС Омской области № 4 утверждены формы заявок на определение поставщика (приложение № 1 к Приказу ГУКС Омской области № 4), на определение исполнителя (приложение № 2 к Приказу ГУКС Омской области № 4), на определение подрядчика (приложение № 3 к Приказу ГУКС Омской области № 4), (далее – Формы заявок), а также перечень документов, необходимых для определения поставщика, подрядчика, исполнителя (приложение № 4 к Приказу ГУКС Омской области № 4).

Частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается, в том числе адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 1 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системы).

При этом, согласно пункту 5 Порядка № 182 рассмотрение заявок и документов, соответствующих требованиям настоящего Порядка, в срок не позднее 12 рабочих дней со дня их поступления от заказчика уполномоченный орган в соответствии с законодательством в сфере закупок:

1) принимает решение о создании комиссии по осуществлению закупок, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии;

2) разрабатывает извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и утверждает документацию о закупке; 

3) обеспечивает размещение извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок.

При анализе Формы заявок, утвержденных ГУКС Омской области, Омским УФАС России установлено, что Формы заявок не содержат разделов для заполнения заказчиками при осуществлении закупок в электронной форме, для указания в них адреса оператора электронной торговой площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»".

            Таким образом, ГУКС Омской области, утвердив Приказом № 4 Формы заявок данного образца, предоставил себе право самостоятельного выбора оператора электронной торговой площадки, на которой будет проводиться электронный аукцион.

Омским УФАС России в ходе осмотра официальных сайтов операторов электронных площадок в сети «Интернет», а именно: ОАО «Единая электронная торговая площадка» - www.roseltorg.ru, ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» - www.ets-micex.ru, ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» - www.zakazrf.ru, ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов» - www.sberbank-ast.ru, ООО «Индексное агентство РТС» - www.rts-tender.ru, установлено, каким образом происходит распределение закупок заказчиков Омской области по электронным площадкам, проводимых ГУКС Омской области. 

Так, статистика закупок, проводимых ГУКС Омской области на электронных площадках в 2016 году, выглядит следующим образом.

 

Период

2016

Сбербанк-АСТ

ЕЭТП

АГЗ РТ

ММВБ

РТС-тендер

1 квартал

0

0

0

0

0

2 квартал

0

0

0

0

236

3 квартал (15.09.2016)

0

0

0

0

229

           

Таким образом, Омским УФАС России установлено, что в 2016 году 100% закупок в электронной форме ГУКС Омской области проводило на одной электронной площадке – РТС-тендер.

Вместе с тем, установлено, что в перечень операторов электронных торговых площадок, обеспечивающих проведений электронных аукционов в соответствии с Законом о контрактной системе, входят помимо РТС-тендер и ряд других операторов.

В соответствии с часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).  

При таких обстоятельствах, Омское УФАС России приходит к выводу, что действия ГУКС Омской области, выразившиеся в проведении электронных аукционов на определение поставщиков, подрядчиков, исполнителей для заказчиков исключительно у одного оператора электронной площадки – РТС-тендер, приводят к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на товарном рынке услуг операторов электронных площадок. 

Учитывая вышеизложенное, в вышеуказанных в действиях ГУКС Омской области содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем Омское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

предупреждает   

 

Главное управление контрактной системы Омской области о необходимости прекращения действий, приводящих к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, путем прекращения проведения электронных аукционов на определение поставщиков, подрядчиков, исполнителей для заказчиков исключительно у одного оператора электронной площадки – РТС-тендер (www.rts-tender.ru).

Настоящее предупреждение подлежит исполнению в течение 30 рабочих дней со дня его получения.   

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны