Предупреждение б/н Предупреждение Администрации Сосновского СП Таврического МР ... от 17 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е  №  05-04/14-16

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

12.10.2016                                                                                                                                  г. Омск

                                                                  

21.07.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) поступило заявление ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - Омскэнерго» (далее - Заявитель) от 19.07.2016                                    № 1.5/29.6.1/6348-исх (вх. Омского УФАС России № 5504 от 21.07.2016) об отказе Администрации Сосновского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области (далее - Администрация) в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженном в ответе от 27.04.2016             № 149 на заявление ПАО «МРСК Сибири», направленном письмом от 29.03.2016 № 1.5/08-18/2267-исх.

В процессе рассмотрения заявления Омским УФАС России установлено следующее.

1. Между ПАО «МРСК Сибири» и Голиковой Н.С. заключен договор от 16.02.2016                               № 20.5500.533.16 об осуществлении технологи­ческого присоединения к электрическим сетям (далее - договор).

Для технологического присоединения энергопринимающих устройств Голиковой Н.С. к электрическим сетям, ПАО «МРСК Сибири» необходимо выполнить строительство электросетевого линейного объекта - воздушной линии электропередачи ЛЭП-0,4 кВ от ближайшей опоры воздуш­ной линии электропередачи BJI-0,4 кВ фидер 2 от Ст-1-13 до границы земель­ного участка Голиковой Н.С., что подтверждается техническими условиями № 8000265625, являющимися приложением № 1 к договору.

В целях исполнения обязательств по тех­нологическому присоединению энергопринимающего устройства Голиковой Н.С., земельный участок которой расположен на территории с. Сосновское Таврического района Омской области, ПАО «МРСК Сибири» в адрес Администрации сопроводи­тельным письмом от 29.03.2016 № 1.5/08-18/2267-исх направлено заявление о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на ка­дастровом плане территории, либо проект межевания территории.

Администрация в своем ответе от 27.04.2016 № 149 отказывает ПАО «МРСК Сибири» в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

По мнению Заявителя, данные действия делают невозможным исполнение договора, препят­ствуют ПАО «МРСК Сибири» в осуществлении предпринимательской дея­тельности и приводит к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению.

2. Администрация в своем ответе от 27.04.2016 № 149 об отказе ПАО «МРСК Сибири» в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ссылается на положения статьи 11.10 ЗК РФ, согласно которым подготовка схемы в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с использованием иных технологических и программных средств, а также об отсутствии технической возможности для подготовки схемы земельного участка.

В письменных пояснениях Администрации в адрес Омского УФАС России от 01.09.2016 № 284 указано, что специалистом Администрации установлено, что на запрашиваемом земельном участке расположен железобетонный столб (приложены фотографии), в связи, с чем Администрация не имеет законных оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

3. В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Порядок технологического присоединения, в том числе объектов, принадлежащих сетевым организациям, урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее по тексту - Правила). В соответствии с пунктом 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами

Согласно п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утверждённого проекта межевания территории с учётом положений, предусмотренных пунктом 3 ст. 11.3 ЗК РФ.

В силу пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1)   из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2)   из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3)   в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4)   в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5)   для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Положения п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ не распространяются на линейные объекты, не относящиеся к объектам федерального, регионального или местного значения.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ линейный объект считается федеральным, если его размещение предусмотрено схемами территориального планирования РФ, региональными, если его размещение предусмотрено схемой территориального планирования субъекта РФ, местного значения, если его размещение предусмотрено на схеме территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения.

Согласно ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1)   подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2)   подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3)   принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

4)   обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5)   осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6)   подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7)   заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Так как в настоящем случае земельный участок предстоит образовать, и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории предшествует обращению с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В данном случае ПАО «МРСК Сибири», по мнению Омского УФАС России, полностью соблюдён порядок, предусмотренный ст. 39.14 ЗК РФ, т.е. до подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка изначально направлено обращение о подготовке и утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, относится к вопросам местного значения.

Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ.

В п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ установлены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно:

- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Омское УФАС России считает, что доводы Администрации в отказе в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенные в ответе от 27.04.2016 № 149, является необоснованными.

В статье 11.10 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и пунктам 2, 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Доводы, изложенные в указанном ответе Администрации, не соответствуют положениям ст. 11.10 ЗК РФ.

Согласно пунктам 2, 3 ст. 3.3 вышеуказанного закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

 Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения. Таким образом, именно на Администрацию Сосновского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области возложены обязанности по распоряжению земельными участками, в том числе по подготовке и утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Ссылки Администрации на положения статьи 11.10 ЗК РФ, согласно которым подготовка схемы в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с использованием иных технологических и программных средств, а также доводы об отсутствии технической возможности для подготовки схемы земельного участка, Омским УФАС России не могут быть приняты во внимание.

Доводы органа местного самоуправления относительно необеспечения возможности подготовки в электронном виде схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по мнению Омского УФАС России являются несостоятельными, поскольку согласно ст. 11.10 ЗК РФ, допускается использование иных технологических и программных средств для подготовки схем.

Довод Администрации, что запрашиваемый земельный участок обременен расположением на нем объекта недвижимого имущества, Омским УФАС России не рассматривается, поскольку документов, подтверждающих обременение земельного участка, Администрацией представлено не было.

Кроме того, Омским УФАС России установлено, что аналогичное обращение Заявителя рассмотрено Арбитражным судом Омской области (дело № А46-9166/2016).

Согласно решению Арбитражного суда Омской области от 29.08.2016 по делу                   № А46-9166/2016 требования ПАО «МРСК Сибири» удовлетворены, отказ Администрации в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в ответе от 27.04.2016 № 149 на заявление ПАО «МРСК Сибири», направленное письмом от 29.03.2016 № 1.5/08-18/2267-исх признан незаконным, не соответствующим статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

До настоящего времени схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не подготовлена и не утверждена.

Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» устанавливает запрет на акты и действия (бездействие) в том числе организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые приводят или могут привести к недопущению, ограни­чению или устранению конкуренции, в частности запрещается:

необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15).

Омское УФАС России считает, что действия Администрации, выразившиеся в отказе в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженном в ответе от 27.04.2016 № 149 на заявление ПАО «МРСК Сибири», направленном письмом от 29.03.2016 № 1.5/08-18/2267-исх,  могли привести к ограничению, устранению конкуренции путем воспрепятствования осуществлению деятельности ПАО «МРСК Сибири» по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям ПАО «МРСК Сибири» и содержат в себе признаки нарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, при рассмотрении заявления ПАО «МРСК Сибири» в действиях Администрации, выразившихся в отказе в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженной в ответе от 27.04.2016 № 149 на заявление ПАО «МРСК Сибири», направленном письмом от 29.03.2016 № 1.5/08-18/2267-исх, Омским УФАС России установлены признаки нарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006                      № 135- ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей  39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» Омское УФАС России  

 

предупреждает

 

Администрацию Сосновского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области о необходимости прекращения в течение 30 календарных дней совершения действий, выразившихся в необоснованном отказе в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженной в ответе от 27.04.2016 № 149, на заявление ПАО «МРСК Сибири», направленное письмом от 29.03.2016 № 1.5/08-18/2267-исх, нарушающих пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

О выполнении настоящего предупреждения Администрации Сосновского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области необходимо сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны