Предупреждение б/н Предупреждение № 05-04/15-17 о прекращении действий (бездейс... от 11 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFП Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е № 05-04/15-17
о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения
антимонопольного законодательства
28.04.2017 г. Омск
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) из Приемной Президента Российской Федерации поступило обращение индивидуального предпринимателя <…> (далее - ИП <…>) по вопросу создания Администрацией Центрального административного округа г. Омска (далее – Администрация ЦАО г. Омска) препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке розничной торговли посредством нестационарных торговых объектов (далее – НТО).
ИП <…> в обращении указала, что Администрацией ЦАО г. Омска инициирована процедура исключения из схемы размещения трех объектов НТО на территории г. Омска, установленных согласно ориентиру:12-ти этажный жилой дом с административными помещениями, расположенному по адресу: г. Омск, ул. Красный путь, д. 65.
В процессе рассмотрения обращения Омским УФАС России установлено следующее.
02.11.2015 между ИП <…> и Администрацией ЦАО г.Омска заключены договоры № Д-32/2015, № Д-33/2015, № Д-34/2015 на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории Центрального административного округа города Омска.
Срок действия вышеуказанных договоров согласован сторонами в течение одного года.
02.11.2015 сторонами подписаны акты приема-передачи места для размещения нестационарных торговых объектов.
В дальнейшем Администрация ЦАО г.Омска направила ИП <…> извещение от 19.08.2016 об истечении срока действия договоров № Д-32/2015, № Д-33/2015, № Д-34/2015 и предстоящем их расторжении 02.11.2016.
ИП <…> письмом от 29.08.2016 направила в адрес Администрации ЦАО г. Омска проекты договоров и предложение о заключении новых договоров на размещение нестационарных торговых объектов на ранее занятых местах расположения.
Администрация ЦАО г. Омска отказала ИП <…> в заключении новых договоров на размещение НТО.
Вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее – Закон № 381-ФЗ), законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом № 381-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона № 381-ФЗ одной из целей настоящего Закона является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В силу части 1 статьи 10 Закона № 381 –ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В этой связи, вопрос порядка предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли, в том числе вопрос срока размещения таких объектов определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
Пунктом 3 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 (далее - Правила № 772), предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.
Кроме того, порядок и условия размещения НТО устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 39.36 Земельного Кодекса Российской Федерации размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Таким образом, во исполнение Закона № 381-ФЗ, а также в соответствии с Приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 № 28 «О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов» в целях формирования торговой инфраструктуры города Омска с учетом видов, типов торговых объектов, форм и способов торговли для обеспечения доступности товаров населению города Омска, планирования мест размещения НТО в зависимости от потребности муниципального образования в НТО, изданы:
- Постановление Администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее – Постановление № 1812-п), которым утвержден Порядок размещения НТО на территории города Омска (далее – Порядок);
- Постановление Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения НТО на территории города Омска.
Омским УФАС России установлено, что Постановлением № 1812-п утвержден Порядок размещения НТО на территории города Омска без формирования земельных участков, процедура взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска при разработке схемы размещения НТО на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (далее – Порядок).
Внесение изменений в схему размещения НТО осуществляется в порядке, установленном пунктами 31-44 Порядка.
Постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п утверждена схема размещения НТО на территории города Омска.
Данная схема (в редакции № 6 от 21.07.2016 г.) содержала в таблице № 5 по Центральному административному округу города Омска сведения об адресных ориентирах НТО по ул. Красный путь, д. 65, в количестве трех объектов (строки под №№ 360, 361, 362).
Указанные строки были исключены из таблицы № 5 на основании Постановления Администрации города Омска от 21.10.2016 № 1293-п «О внесении изменений в Постановление Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п» (далее – Постановление № 1293-п).
Согласно Постановлению Администрации города Омска от 25.05.2007 № 395-п официальным печатным изданием органа местного самоуправления, в том числе является газета «Третья столица»
Постановление № 1293-п опубликовано в газете «Третья столица» от 27.10.2016 № 45.
Таким образом, Постановление № 1293-п, которым исключены НТО по ул. Красный путь, д. 65, из таблицы № 5, ранее включенные в схему размещения НТО, затрагивают права и законные интересы ИП <…> в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно письму Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.03.2015 № ЕВ-5999/08 «О направлении методических рекомендаций» данные Методические рекомендации разработаны для совершенствования правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации, которые призваны внести прозрачность и разнообразие в общие принципы регулирования субъектами Российской Федерации сегмента нестационарной торговли.
В вышеуказанных рекомендациях определено, что необходимо установить прозрачные правила и требования к формированию и изменению схемы размещения нестационарных торговых объектов как инструмента развития малого торгового бизнеса в соответствии с долгосрочными планами по развитию территории городов и муниципальных образований. Схема размещения – инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территории и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской деятельности.
К тому же, в рекомендациях указано, что не допускается не включение в схему мест размещения НТО, предлагаемых хозяйствующими субъектами, а также исключение из схемы существующих объектов по соображениям нецелесообразности их функционирования.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в частности являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
Таким образом, поскольку НТО, принадлежавшие ИП <…>, размещались в соответствии со схемой размещения НТО и соответствующими договорами, последующее необоснованное исключение из схемы размещения НТО противоречит положениям Закона № 381-ФЗ, Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения ИП <…>, Омским УФАС России установлены признаки нарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Омское УФАС России
Предупреждает
Администрацию города Омска о необходимости прекращения до 01.07.2017 г. действий, нарушающих пункт 2 части 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем включения в схему размещения нестационарных торговых объектов (таблица № 5), утвержденную Постановлением Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041- п, нестационарных торговых объектов, принадлежащих ИП <…>, расположенных согласно ориентира:12-ти этажный жилой дом с административными помещениями, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Красный путь, д. 65.
О выполнении настоящего предупреждения Администрации города Омска необходимо сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
КРуководитель управления В.А. Кабаненко