Предупреждение б/н Предупреждение № 05-04/16-16 о прекращении действий (бездейс... от 11 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е  №  05-04/16-16

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

31 августа 2016 года                                                                                                                  г. Омск

                                                                  

В период рассмотрения дела № 05-04/07-16 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Министерства здравоохранения Омской области (далее – Министерство) и ООО «Многопрофильный центр современной медицины «Евромед» (далее – ООО «МЦСМ «Евромед», Общество) по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Комиссией Омского УФАС России установлены в действиях Министерства признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 Совершенные Министерством действия, в которых Комиссия Омского УФАС России усмотрела признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции», выразились в следующем.

Дело № 05-04/07-16 о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено Омским УФАС России по обращению Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Омской области (далее - УЭБиПК УМВД России по Омской области) от 12.01.2016 № 26-2/128.

          В процессе рассмотрения дела № 05-04/07-16 определением № 05-04/07-16 от 23.05.2016 г. привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией по делу № 05-04/07-16 обстоятельствах, ООО «Центр реабилитации «Рассвет».   

Из материалов дела № 05-04/07-16 следует, что ООО «Центр реабилитации «Рассвет» направило в адрес Министерства письмо от 01.03.2016 г. исх. № 60 о внесении изменения в план - задания в рамках ОМС на 2016 г., а именно дополнить план – задание следующим:  

по медицинской реабилитации в условиях дневного стационара – 28 000 пациента - дней;  по неврологии в условиях круглосуточного стационара – 900 законченных случаев; по медицинской реабилитации в условиях круглосуточного стационара – 250 законченных случаев; амбулаторно-поликлиническая помощь в условиях дневного стационара при поликлинике - 28 000 пациента – дней; посещения (с профилактической целью и посещения в связи с заболеваниями) – 40 000 посещений.

Министерство в свою очередь письмом от 10.03.2016 г. исх. № 1779 отказало в выделении дополнительных объемов для ООО «Центр реабилитации «Рассвет», мотивировав это тем, что объемы медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области в 2016 году утверждены в пределах нормативов, регламентированных постановлением Правительства  Омской области от 23.12.2015 г. № 382-п «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2016 год», Программа сбалансирована по видам и условиям оказания медицинской помощи.

Комиссия Омского УФАС России при рассмотрении дела  № 05-04/07-16 пришла к выводу, что для организации и осуществления медицинской реабилитации медицинская организация должна, во-первых, иметь лицензию на медицинскую деятельность, включающую работы (услуги) при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по медицинской реабилитации и онкологии, во-вторых, быть включена в реестр медицинских организаций в соответствии с Федеральным законом от 29.1120110 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ), а также в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. 

При рассмотрении дела № 05-04/07-16 Комиссией Омского УФАС России установлено, что ООО «Центр реабилитации «Рассвет» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по медицинской реабилитации и онкологии.

Постановлением Правительства Омской области от 23.12.2014 г. № 382-п  утверждена Территориальная программа на 2016, из приложения № 4 к которой следует, что ООО «Центр реабилитации «Рассвет» включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2016 год, в том числе территориальной программы ОМС в 2016 году.

Таким образом, Омским УФАС России установлено, что ООО «Центр реабилитации «Рассвет» входит в перечень медицинских организаций, включенных в реестр медицинских организаций в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ, а также в Территориальную программу государственных гарантий, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включающую работы (услуги) при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по медицинской реабилитации и онкологии, в 2016 гг.

В связи с чем, ООО «Центр реабилитации «Рассвет» отвечает требованиям, предъявляемым к медицинским организациям, действующим в системе ОМС в рамках Федерального закона № 326-ФЗ, имеющим право оказывать медицинскую помощь по медицинской реабилитации больных онкологическими заболеваниями в стационарных условиях. 

Согласно части 10 Федерального закона № 326-ФЗ распределение объемов предоставления медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программой обязательного медицинского страхования, между медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, осуществляется Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в субъекте Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года № 158н утверждено Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы ОМС (далее Положение о Комиссии).

Согласно пункту 4 Положения о Комиссии, комиссия по разработке территориальной программы ОМС, в том числе распределяет объемы предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями (за исключением медицинских организаций, находящихся за пределами Российской Федерации, включенные в реестр медицинских организаций) до 1 января года, на который осуществляется распределение.

Согласно части 9 Федерального закона № 326-ФЗ в состав комиссии по разработке территориальной программы ОМС входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования

В соответствии с пунктом 8 Положения о Комиссии, комиссия по разработке территориальной программы ОМС на заседаниях по представленным секретарем Комиссии предложениям, поступившим от органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, страховых медицинских организаций, медицинских организаций, территориального фонда, распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.

О принятых решениях по распределению объемов предоставления медицинской помощи и финансовых средств между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями комиссия по разработке территориальной программы ОМС информирует Территориальный фонд, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, страховые медицинские организации и медицинские организации (пункт 9 Положения о Комиссии). 

Персональный состав комиссии по разработке территориальной программы ОМС на основании пункта 10 Положения о Комиссии утверждается нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Председателем комиссии является представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 11 Положения о Комиссии).

На территории Омской области постановлением Правительства Омской области от 01.02.2012 г. № 16-п «О мерах по реализации Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ» создана комиссия по разработке территориальной программы ОМС Омской области.

На основании анализа вышеуказанных норм Положения о Комиссии, антимонопольным органом установлено, что решение об установлении медицинской организации объемов предоставления медицинской помощи по медицинской реабилитации, подлежащих оплате за счет средств ОМС, принимается не единолично Министерством, а комиссией по разработке территориальной программы ОМС.

Таким образом, в силу Положения о Комиссии комиссия по разработке территориальной программы ОМС является, уполномоченным органом принимать решения о распределении объемов между медицинскими организациями по соответствующим профилям по предложениям, поступившим, в том числе от органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

Также необходимо отметить, что согласно пункту 5 Положения о Комиссии для рассмотрения отдельных вопросов и подготовки необходимых предложений, оперативной корректировки объемов предоставления медицинской помощи, распределенных между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, при Комиссии могут создаваться рабочие группы, состоящие из членов Комиссии и иных лиц, привлеченных к ее работе. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц (пункт 13 Положения о Комиссии).

Решение о пересмотре установленных объемов предоставлении медицинской помощи принимается простым большинством голосов от количества присутствующих на заседаниях членов Комиссии, оформляется протоколом, доводится до сведения территориального фонда ОМС, страховых медицинских организаций и является обязательным для всех участников ОМС на территории субъекта Российской Федерации (пункты 14 и 15 Положения о Комиссии).

Таким образом, в случаях необходимости пересмотра объемов предоставления медицинской помощи, установленных в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, до истечения календарного года, медицинская организация может обратиться в Комиссию или в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан с предложением о корректировке установленных объемов предоставления медицинской помощи.

В связи с чем, Министерство, получив письмо - предложение от ООО «Центр реабилитации «Рассвет» от 01.03.2016 г. исх. № 60, должно было довести данную информацию до комиссии по разработке территориальной программы ОМС, поскольку именно комиссия по разработке территориальной программы ОМС правомочна принимать решения о выделении/отказе выделения объемов предоставления медицинской помощи, о пересмотре (корректировке) объемов предоставления медицинской помощи до истечения календарного года.

В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). 

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, нормы действующего законодательства, регламентирующие порядок распределения объемов предоставления медицинской помощи медицинским организациям, Комиссия Омского УФАС России усматривает в действиях Министерства признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Омское УФАС России приходит к выводу, что действия Министерства, выразившиеся в не доведении до Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Омской области письменного обращения ООО «Центр реабилитации «Рассвет» от 01.03.2016 г. исх. № 60 о внесении изменения в план - задания в рамках ОМС на 2016 г., а также единоличном принятии решения в отказе выделения дополнительных объемов для ООО «Центр реабилитации «Рассвет», приводят или могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на товарном рынке оказания услуг по медицинской реабилитации.

Учитывая вышеизложенное, в вышеуказанных в действиях Министерства здравоохранения Омской области содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем Омское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

предупреждает

Министерство здравоохранения Омской области о необходимости прекращения вышеуказанных действий, путем направления письменного обращения ООО «Центр реабилитации «Рассвет» от 01.03.2016 г. исх. № 60 о внесении изменения в план - задания в рамках ОМС на 2016 г. в Комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Омской области, а также письменного уведомления ООО «Центр реабилитации «Рассвет» о совершении Министерством указанных действий.

Настоящее предупреждение подлежит исполнению в течение 10 календарных дней со дня его получения.   О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны