Решение б/н Решение по делу № 05-04/19-2016 в отношении Администрации Ал... от 15 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 05-04/19-2016

 

2 марта 2017 года                                                                                                                  г. Омск

 

Резолютивная часть решения оглашена 17.02.2017

В полном объеме решение изготовлено  02.03.2017

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев дело № 05-04/19-2016 по признакам нарушения Администрацией Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области (<…>) и ООО «Алаботинское ЖКХ» (<…>) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении между указанными сторонами в порядке, не предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, соглашения к договору аренды № 1 от 14.06.2011,

в отсутствие на заседании представителей Прокуратуры Русско-Полянского района Омской области;

в отсутствие на заседании представителей Администрации Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области;

в отсутствие на заседании представителей ООО «Алаботинское ЖКХ»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Дело № 05-04/19-2016 возбуждено приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21.12.2016 № 258 на основании материалов, поступивших из прокуратуры Русско-Полянского района Омской области, свидетельствующих о наличии признаков нарушения Администрацией Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области (далее – Администрация Алаботинского сельского поселения) и ООО «Алаботинское ЖКХ» антимонопольного законодательства.

Прокуратура Русско-Полянского района Омской области указывает, что 14.06.2011 в рамках муниципальной преференции между Администрацией Алаботинского сельского поселения и ООО «Алаботинское ЖКХ» заключен договор аренды муниципального казенного имущества  № 1.

В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды казенного муниципального имущества  № 1 от 14.06.2011 срок его действия установлен с 01.06.2011 по 01.06.2016.

Вместе с тем, без проведения конкурсных процедур о предоставлении муниципального имущества дополнительным соглашением от 01.06.2016 срок действия вышеуказанного договора продлен до 31.12.2016.

Прокуратурой Русско-Полянского района Омской области представлены копии следующих документов:

– сопроводительного письма Омского УФАС России от 26.05.2011 № 05-2375;

– решения Омского УФАС России о даче согласия на предоставление муниципальной преференции от 26.05.2011 № 05-2375;

– договора аренды казенного имущества Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского района Омской области № 1 от 14.06.2011 (с приложением);

– соглашения к договору аренды казенного имущества Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского района Омской области № 1 от 14.06.2011 (с приложением).

 

2. Из представленных прокуратурой Русско-Полянского района Омской области документов следует, что 14.06.2011 в рамках муниципальной преференции (решение Омского УФАС России от 26.05.2011 № 05-2375 о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Алаботинское ЖКХ») между Администрацией Алаботинского сельского поселения и ООО «Алаботинское ЖКХ» заключен договор аренды казенного имущества № 1 (далее – договор № 1 от 14.06.2011).

В соответствии с пунктом 1.1 договора № 1 от 14.06.2011 и актом приема-передачи (приложение № 1 к договору № 1 от 14.06.2011) арендодатель (Алаботинское сельское поселение, в лице Главы Алаботинского сельского поселения) сдает, а арендатор (ООО «Алаботинское ЖКХ») принимает за плату во временное пользование имущество, которое находится в собственности Алаботинского сельского поселения, а именно:

– водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Русско-Полянский район, с. Алабота, от западной водонапорной башни до восточной окраины с. Алабота, год ввода в эксплуатацию – 1967;

–  сооружение – водонапорная башня, расположенная по адресу: Омская область, Русско-Полянский район, с. Алабота, ул. Больничная, д. 24, год ввода в эксплуатацию – не определен;

–  сооружение – скважина, расположенная по адресу: Омская область, Русско-Полянский район, с. Алабота, ул. Больничная, д. 24, год ввода в эксплуатацию – 1985;

–  сооружение – скважина, расположенная по адресу: Омская область, Русско-Полянский район, с. Алабота, ул. Транспортная, д. 11а, год ввода в эксплуатацию – 1985;

–  сооружение – водонапорная башня, расположенная по адресу: Омская область, Русско-Полянский район, с. Алабота,  ул. Транспортная, д. 11а, год ввода в эксплуатацию – 1985;

–  водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Русско-Полянский район, д. Озерное, от южной водонапорной башни до северной окраины д. Озерное, год ввода в эксплуатацию – 1970;

–  сооружение – скважина, расположенная по адресу: Омская область, Русско-Полянский район, д. Озерное, д. 55, год ввода в эксплуатацию – 1985;

–  сооружение – водонапорная башня, расположенная по адресу: Омская область, Русско-Полянский район, д. Озерное, д. 55, год ввода в эксплуатацию – 1985;

–  сооружение – водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Русско-Полянский район, а. Бузан,  от северо-восточной водонапорной башни до юго-западной окраины а. Бузан, год ввода в эксплуатацию – 1969;

– сооружение – скважина, расположенная по адресу: Омская область, Русско-Полянский район, а. Бузан,  год ввода в эксплуатацию – 1985;

–  сооружение – водонапорная башня, расположенная по адресу: Омская область, Русско-Полянский район, а. Бузан, год ввода в эксплуатацию – 1985;

–  сооружение – водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Русско-Полянский район, д. Пограничное, от западной водонапорной башни до восточной окраины д. Пограничное, год ввода в эксплуатацию – 1970;

–  сооружение – скважина, расположенная по адресу: Омская область, Русско-Полянский район, д. Пограничное, д. 1а, год ввода в эксплуатацию – 1985;

–  сооружение – водонапорная башня, расположенная по адресу: Омская область, Русско-Полянский район, д. Пограничное, от западной водонапорной башни до восточной окраины д. Пограничное, д. 1а, год ввода в эксплуатацию – 1985;

–  здание котельной, расположенное по адресу: Омская область, Русско-Полянский район, с. Алабота,  ул. Школьная, д. 21а, год ввода в эксплуатацию – 1965;

–  здание котельной, расположенное по адресу: Омская область, Русско-Полянский район, с. Алабота,  ул. Транспортная, д. 25в, год ввода в эксплуатацию – 1967.

В соответствии с пунктом 1.2 договора от 14.06.2011 № 1 срок действия договора – с 01.06.2011 по 01.06.2016.

Вместе с тем, без проведения конкурсных процедур дополнительным соглашением от 01.06.2016 срок действия договора № 1 от 14.06.2011 продлен до 31.12.2016.

Таким образом, Комиссией установлено, что вышеуказанное имущество относится к объектам водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, принадлежит на праве собственности Алаботинскому сельскому поселению, срок ввода в эксплуатацию указанного имущества превышает пять лет.

 

3. Определением о назначении дела № 05-04/19-2016 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 30.12.2016 Администрация Алаботинского сельского поселения и ООО «Алаботинское ЖКХ» привлечены к участию в деле в качестве ответчиков по статье 16 Закона о защите конкуренции.

Письменные пояснения Администрации Алаботинского сельского поселения, ООО «Алаботинское ЖКХ» в отношении обстоятельств, изложенных в определении от 30.12.2016, в Омское УФАС России не поступали.

16.01.2017 Комиссией вынесено заключение об обстоятельствах дела № 05-04/19-2016.

23.01.2017 указанное заключение направлено, в том числе в адрес Администрации Алаботинского сельского поселения, ООО «Алаботинское ЖКХ».

В рамках рассмотрения дела № 05-04/19-2016 письменные пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 05-04/19-2016, в Омское УФАС России не поступали.

 

4. В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают:

– полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении);

–  полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) установлено, что законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Закона о теплоснабжении, статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Закона о водоснабжении и водоотведении.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных Законом о теплоснабжении, Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами местного самоуправления, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

На основании части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях).

Учитывая, что срок ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, переданных Администрацией Алаботинского сельского поселения по дополнительному соглашению к договору аренды № 1 от 14.06.2011 ООО «Алаботинское ЖКХ», превышает пять лет, Комиссия считает, что передача прав владения и (или) пользования такими объектами должна осуществляться исключительно по концессионному соглашению.

Передача указанных объектов хозяйствующему субъекту в аренду (или в другое пользование) без проведения конкурсных процедур препятствует развитию конкуренции, поскольку создает для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия.

Согласно  статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Омским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции при передаче Администрацией Алаботинского сельского поселения в аренду ООО «Алаботинское ЖКХ» имущества, предназначенного для оказания коммунальных услуг (объектов водо- и теплоснабжения), по результатам которого установлено следующее.

Временной интервал исследования определен периодом с 01.06.2016 до 31.12.2016.

Продуктовые границы товарного рынка: передача в аренду и (или) по иным правовым основаниям имущества, предназначенного для оказания коммунальных услуг (объектов водо- и теплоснабжения).

Географические границы товарного рынка: территория Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского района Омской области.

Заключение Администрацией Алаботинского сельского поселения с ООО «Алаботинское ЖКХ»  соглашения к договору аренды № 1 от 14.06.2011 о продлении срока аренды объектов водо- и теплоснабжения без проведения конкурсных процедур создало преимущество ООО «Алаботинское ЖКХ», ограничило доступ к получению права аренды на указанное имущество иных хозяйствующих субъектов и, как следствие, ограничило доступ на рынки услуг водо- и теплоснабжения.

Таким образом, по мнению Комиссии, действия Администрации Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области и ООО «Алаботинское ЖКХ», выразившиеся в заключении между указанными сторонами соглашения к договору аренды № 1 от 14.06.2011, нарушили статью 16 Закона о защите конкуренции и могли привести к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов к получению права аренды на муниципальное имущество, предназначенное для оказания коммунальных услуг, и, как следствие, могли ограничить доступ на рынки услуг водо- и теплоснабжения на территории Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского района Омской области.

Как следует из материалов дела № 05-04/19-2016 дополнительным соглашением от 01.06.2016 срок действия договора № 1 от 14.06.2011 продлен до 31.12.2016.

Таким образом, разрешая вопрос о выдаче Администрации Алаботинского сельского поселения и ООО «Алаботинское ЖКХ»  предписания об устранении нарушений статьи 16 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает, что истечение срока действия договора № 1 от 14.06.2011 следует расценивать как восстановление положения, существовавшего до нарушения Администрацией Алаботинского сельского поселения и ООО «Алаботинское ЖКХ» статьи 16 Закона о защите конкуренции. В связи с чем, основания для выдачи Администрации Алаботинского сельского поселения и ООО «Алаботинское ЖКХ» предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, отсутствуют.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции действия Администрации Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области и ООО «Алаботинское ЖКХ», выразившиеся в заключении между указанными сторонами соглашения к договору аренды № 1 от 14.06.2011, которые могли привести к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов к получению права аренды на муниципальное имущество, предназначенное для оказания коммунальных услуг, и, как следствие, могли привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынках услуг водо- и теплоснабжения на территории Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского района Омской области.

2. Предписание не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

3. Передать материалы дела № 05-04/19-2016 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                         <…>                              

                                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                                                              

Согласно части 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны