Предупреждение б/н Предупреждение № 05-04/20-16 о прекращении действий (бездейс... от 29 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е  №  05-04/20-16

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

28.12.2016                                                                                                                                  г. Омск

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) поступила жалоба Союза – Некоммерческого партнерства содействия развитию качества и безопасности перевозок «Саморегулируемая организация «Омские перевозчики» (далее – СНП «СРО «Омские перевозчики», Заявитель)  от 23.11.2016 № 40 (вх. Омского УФАС России от 23.11.2016 № 9274), который полагает, что департаментом транспорта Администрации города Омска (далее – Департамент) при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах города Омска нарушены положения Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ), а также положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

При рассмотрении жалобы СНП «СРО «Омские перевозчики» Омским УФАС России установлено следующее.

В силу части 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее – открытый конкурс) регламентировано положениями статей 21-24 Федерального закона № 220-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона № 220-ФЗ открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.

Приказом департамента транспорта Администрации города Омска от 23.03.2016 № 21 утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска (далее – реестр). Реестр содержит, в том числе максимальное количество транспортных средств по видам и классам (малый, средний, большой).

Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:

– количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;

– опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;

– влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);

– максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В силу части 4 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.

Постановлением Администрации города Омска от 08.11.2016 № 1354-п утверждена Шкала оценки критериев открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска (далее – Постановление № 1354-п).

Согласно указанному постановлению одним из критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе является: «Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых участником конкурса для осуществления регулярных перевозок» (пункт 3 Шкалы оценки критериев). Данный критерий включает в себя следующие подкритерии:

– «3.1 Низкопольные транспортные средства»;

– «3.2 Наличие в салоне транспортного средства системы кондиционирования воздуха»;

– «3.3 Наличие в салоне транспортного средства автоматического информатора объявления информации о перевозочном процессе»;

– «3.4 Общая пассажировместимость транспортных средств, начисление баллов за 1 пассажироместо»;

– «3.5 Экологический класс транспортных средств».

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Из статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что органам местного самоуправления запрещается принимать не только акты, которые в безусловном порядке приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, но и те из них, которые могут привести к таким последствиям. Приведенный в указанной статье перечень запретов не является исчерпывающим. Поэтому для признания нормативного акта противоречащим части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не требуется наступления негативных последствий для участников рынка, а у Заявителя нет обязанности доказывать наличие такого рода последствий.

Омское УФАС России, проанализировав Постановление № 1354-п, пришло к выводу, что установленный Администрацией города Омска в пункте 3.4 Шкалы оценки критериев такой порядок начисления баллов, а именно «за 1 пассажироместо + 1 балл», безусловно влияющий на определение победителя открытого конкурса, может привести к созданию дискриминационных (неравных) условий участникам конкурса, имеющим транспортные средства с большей вместимостью, по сравнению с участниками конкурса, имеющими транспортные средства с меньшей вместимостью.

Учитывая, что в открытом конкурсе принимают участие транспортные средства разных классов (малый, средний), Омское УФАС России полагает, что действия Администрации города Омска, выразившиеся в установлении в пункте 3 Шкалы оценки критериев подпункта 3.4 и начисления баллов «за 1 пассажироместо + 1 балл», могут создать неравные условия для участников конкурса и привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке услуг муниципальных перевозок.

При указанных обстоятельствах, Омское УФАС России считает, что Постановление № 1354-п в указанной части содержит  признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, имеющего большую юридическую силу, в связи с чем, Омское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции

 

предупреждает

 

Администрацию города Омска о необходимости прекращения в течение 15 рабочих дней со дня получения настоящего предупреждения вышеуказанных действий, путем внесения изменений в Постановление Администрации города Омска от 08.11.2016 № 1354-п «Об установлении шкалы оценки критериев открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска», в том числе в подпункт 3.4 пункта 3 Шкалы оценки критериев: «Общая пассажировместимость транспортных средств, начисление баллов за 1 пассажироместо».

 

О выполнении настоящего предупреждения Администрации города Омска необходимо сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

 

Руководитель  управления                                                                             <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны