Решение №05-04/28-17 Решение по делу № 05-04/28-17 от 31 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 05-04/28-17

 

 

Резолютивная часть оглашена 11.10. 2017.

  • зготовлено в полном объеме 25.10.2017. г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 05-04/18-16 (далее – Комиссия Омского УФАС России) в составе:

«…» – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

«…»начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

«…» – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

при участии на заседании Комиссии Омского УФАС России:

- представителя Комитета по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации Тарского муниципального района Омской области

- заявителя

в отсутствие на заседании Комиссии Омского УФАС России «…» (надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения настоящего дела),

рассмотрев дело № 05-04/28-17 по признакам нарушения Администрацией Тарского муниципального района Омской области в лице Комитета по экономике и управлению муниципальной собственностью (далее – Администрация, Ответчик № 1) и ООО «Клевер» (далее также Общество, Ответчик № 2) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 05-04/28-17 (далее по тексту – дело № 05-04/28-17) возбуждено приказом руководителя Омского УФАС России № 164 от 17.07.2017 в отношении Администрации и ООО «Клевер» по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции на основании заявления «…» (далее – также Заявитель) (вх. № 3721 от 12.05.2017).

В заявлении «…» указывал на неправомерные, по его мнению, действия Комитета по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации (далее – Комитет), связанные с предоставлением в аренду муниципального имущества – полигона твердых и жидких бытовых отходов, расположенного по адресу: Омская область, Тарский р-н, г. Тара, в 1120 м. на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги (далее – Муниципальное имущество, Полигон ТБО).

Заявитель указывает на незаконное заключение 14.02.2017 Комитетом с ООО «Клевер» договора аренды № 3 Муниципального имущества по части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку ООО «Клевер» ранее надлежащим образом не исполняло обязательства по договору аренды.

При рассмотрении дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств Комиссией Омского УФАС России выносились определения об отложении рассмотрения дела от 04.08.2017, от 17.08.2017, от 11.09.2017, от 28.09.2017.

Комиссией Омского УФАС России определением от 04.08.2017 привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица – ООО «ЭКОДОМ-ТАРА».

Комиссией Омского УФАС России в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции принято заключение об обстоятельствах дела № 05-04/28-17 от 11.09.2017.

2. Из письменных пояснений Администрации от 27.09.2017, содержащихся в материалах настоящего дела, следует, что доводы Заявителя и выводы Комиссии Омского УФАС России, изложенные в заключении об обстоятельствах дела № 05-04/28-17 от 11.09.2017, Администрация считает необоснованными, свои действия Администрация обосновывает следующим.

Договор аренды № 3 Муниципального имущества от 14.02.2017 с ООО «Клевер» заключен на основании и в порядке частей 9, 10, 11 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Условия, установленные частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Комитетом и ООО «Клевер» соблюдены.

В соответствии с частью 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды на условиях, которые указаны в части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Оснований для отказа ООО «Клевер» в заключении договора аренды на новый срок у Комитета отсутствовали.

Администрация указывает, что предположения антимонопольного органа о наличии соглашения между Комитетом и Обществом являются необоснованными и изложенным в заключении об обстоятельствах дела не подтверждаются, признаки ограничения конкуренции отсутствуют. Исполнение и соблюдение требований частей 9, 10, 11 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции на основании волеизъявления хозяйствующего субъекта при отсутствии оснований для отказа в заключении договора аренды Муниципального имущества с выводом о соглашении не соотносится. Администрация обратила внимание на то, что Заявителем по делу № 05-04/28-17 является физическое лицо.

Ответчик ссылается на статью 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указывает, что решение Комитета определяются, в том числе содержанием права собственности, правомочиями собственника.

В части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлен общий порядок заключения договора – только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Иного в указанной норме права нет. В данном случае порядок проведения торгов и предъявляемые при этом допустимые требования или ограничения к участникам торгов определяются Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее – Приказ ФАС России № 67).

Часть 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции содержит оговорку о том, на какое имущество установленный порядок заключения договоров (часть 1 статьи 17.1) не распространяется.

Как полагает Администрация, на установленные законодателем субъекты (в частях 1, 3.1, 3.2 статьи 17.1), а также в отношении ряда имущества, распоряжение которым осуществляется в соответствии с иным законодательством (часть 2 статьи 17.1), обязательный порядок заключения договоров - только по результатам проведения конкурсов или аукционов – не распространяется. Из чего Администрация делает вывод, что заключение договоров может проводиться в ином порядке – не только по конкурсу или аукциону, по порядку, установленному Приказом ФАС России № 67, но и без торгов, по иным правилам, установленным в законах, которые указаны в части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции законодателем не указывается исключительность и не производится разделение видов или разновидностей договоров, а в нормативном единстве с положениями части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции определяется только условие и оговорка о порядке заключения договоров на объекты, распоряжение которыми осуществляется не только по общему правилу, а в соответствии с иными порядками, установленными перечисленным законодательством, то есть буквально «не только по результатам проведения конкурса или аукциона», «в ином порядке».

По мнению Администрации, это означает, что целый ряд имущества, на которое распространяется действие перечисленных в части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции законов, в порядке исключения может передаваться во владение и (или) пользование как по результатам проведения торгов, так и без торгов, например, в иной допустимой перечисляемым законодательством форме.

Администрация полагает, что безусловная обязательность концессионного соглашения применима только по отношению только к объектам тепло- и водоснабжения. В отношении объектов, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, условия об исключительности концессии законодатель не устанавливает.

Во исполнение определения об отложении рассмотрения дела № 05-04/28-17 Администрацией в материалы настоящего дела представлены копии следующих документов:

- постановления Администрации от 21.07.2017 № 336 «О заключении концессионного соглашения по созданию и эксплуатации коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Тарского муниципального района Омской области»;

- постановления Администрации от 07.08.2017 № 349 «О внесении изменений в постановление Администрации от 21.07.2017 № 336 «О заключении концессионного соглашения по созданию и эксплуатации коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Тарского муниципального района Омской области».

  1. Из письменных пояснений Комитета, содержащихся в материалах настоящего дела, а также озвученных на заседаниях Комиссии Омского УФАС России, установлено следующее.

Комитет указывает, что, по мнению Омского УФАС России, передача прав в отношении объектов, на которых осуществляется обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании концессионных соглашений. Применение части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции при передаче полигона твердых и жидких бытовых отходов в аренду невозможно.

Комитет данное толкование считает не соответствующим нормам права по следующим основаниям. Комитет считает, что такое понимание об обязательном заключении концессионного соглашения применимо только к объектам тепло- и водоснабжения.

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлен общий порядок заключения договоров – только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В отношении установленных законодателем исключений (исключения по части 1 и части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции – это по субъекту, то по части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции – по объекту), а также в отношении ряда иного имущества, распоряжение которым осуществляется в соответствии с перечисленным законодательством, порядок заключения договоров - только по результатам конкурсов или аукционов – не распространяется. Из этого следует, что заключение договоров может проводиться в ином порядке – не только по конкурсу и аукциону, а без торгов или по правилам, прямо установленным в указанных законах или на их основании.

По мнению Комитета, в части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не рассматриваются и не указываются типы и разновидности договора, а определяется только условие о порядке заключения договоров на имущество, распоряжение которым осуществляется не только по порядку, установленному частью 1 статьи 17.1, а в соответствии с иными порядками, установленными законодательством, перечисленным в части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Комитет считает, что имущество, на которое распространяется действие законов, в порядке исключения может передаваться в пользование как по результатам проведения конкурса или аукциона, так и без конкурса или аукциона, без торгов, по иным требованиям к участникам торгов, по иной процедуре, установленной иными законами.

По запросам Омского УФАС России, а также во исполнение определений об отложении рассмотрения дела № 05-04/28-17 Комитетом в материалы настоящего дела представлены копии следующих документов:

- договора аренды № 1 от 14.02.2014 с ИП «..» ;

- договора перенайма от 18.06.2014 с ООО «Регион 55»;

- договора перенайма от 09.03.2016 с ООО «Клевер»;

- договора аренды муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов № 3 от 14.02.2017 с ООО «Клевер»;

- протокола № 1 вскрытия конвертов с заявками от 24.01.2014;

- протокола № 2 рассмотрения заявок от 30.01.2014;

- письма ООО «Региона 55» от 10.02.2016;

- заявления ООО «Клевер» от 27.01.2017;

- отчета № 25-17 об оценке Объекта оценки от 14.02.2017;

- постановления Администрации Тарского муниципального района Омской области от 23.01.2017 № 16;

- распоряжения Администрации Тарского муниципального района Омской области от 24.03.2017 № 96;

- свидетельства о государственной регистрации права от 16.09.2009;

- кадастрового плана ОНС полигон ТЖБО от 05.11.2014;

- технического паспорта сооружения полигон ТЖБО от 22.09.2008;

-разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

- положения о Комитете по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации Тарского муниципального района Омской области, утвержденного Решением Совета Тарского муниципального района № 319/59 от 21.03.2008;

- положения об Администрации, утвержденного Решением Совета Тарского муниципального района № 214/42 от 23.03.2007;

- акта приема - передачи Муниципального имущества от 14.08.2017.

4. Во исполнение определений об отложении рассмотрения дела № 05-04/28-17 ООО «Клевер» представлены учредительные документы Общества. Письменных пояснений относительно вменяемого ООО «Клевер» нарушения антимонопольного законодательства Обществом не представлено.

Согласно устным пояснениям Общества, озвученным на заседании Комиссии, Ответчик № 2 считает, что Администрация, получив от Общества заявление о заключении договора аренды Муниципального имущества на новый срок, вправе была отказать Обществу. ООО «Клевер» считает, что в его действиях отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.

5. Из письменных пояснений заинтересованного лица - ООО «ЭКОДОМ – ТАРА» следует, что в случае проведения Комитетом конкурса на право заключения концессионного соглашения оно приняло бы участие в нем. ООО «ЭКОДОМ – ТАРА» указывает, что не проведение торгов в отношении Муниципального имущества и одновременное заключение с ООО «Клевер» договора аренды № 3 в отношении этого же имущества при отсутствии конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения, нарушило права и законные интересы ООО «ЭКОДОМ – ТАРА».

ООО «ЭКОДОМ – ТАРА» указывает, что Комитет полномочиями на участие в организации деятельности по сбору, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Тарского муниципального района не наделен.

По мнению заинтересованного лица, такими полномочиями наделен Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации.

6. Рассмотрев материалы дела № 05-04/28-17, пояснения Заявителя, представителей Ответчиков, ООО «ЭКОДОМ – ТАРА», Комиссия Омского УФАС России установила следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Указанное в договоре аренды № 3 от 14.02.2017 имущество (полигон) принадлежит на праве собственности Тарскому муниципальному району Омской области.

В соответствии со статьей 15 Закона о местном самоуправлении вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно Положению о Комитете по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации Тарского муниципального района Омской области, утвержденному Решением Совета Тарского муниципального района № 319/59 от 21.03.2008, указанный орган является муниципальным отраслевым (функциональным) органом Администрации Тарского муниципального района Омской области, входящим в его структуру, и осуществляет функции в пределах компетенции по управлению и распоряжению казённым имуществом муниципального района, муниципальной собственностью.

Таким образом, Комитет по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации Тарского муниципального района Омской области осуществляет свои полномочия, в том числе распоряжается имуществом, находящимся в собственности Тарского муниципального района, в пределах границ Тарского муниципального района Омской области.

14.02.2014 Тарским муниципальным районом Омской области в лице Комитета по результатам проведенного открытого конкурса с ИП (победитель конкурса) заключен договор № 5 аренды муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов сроком до 14.02.2017 (далее – Договор аренды № 5).

Победитель открытого конкурса ИП свои права и обязанности по Договору аренды № 5 передал ООО «Регион 55», заключив с последним договор перенайма № 1 муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 18.06.2014.

09.03.2016 ООО «Регион 55» свои права и обязанности по Договору аренды № 5 передало ООО «Клевер», заключив с последним договор перенайма № 1 муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов.

14.02.2017 между Комитетом и ООО «Клевер» заключен договор аренды муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов № 3 от 14.02.2017, сроком действия по 13.08.2017.

Согласно пункту 1.5 договора № 3 аренды Муниципального имущества от 14.02.2017 арендатор (ООО «Клевер») принимает имущество в аренду для использования по целевому назначению: осуществление деятельности по хранению, накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности.

Из преамбулы договора № 3 аренды Муниципального имущества от 14.02.2017 следует, что данный договор заключен на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, Администрация в лице Комитета свои действия по заключению с ООО «Клевер» договора № 3 аренды Муниципального имущества от 14.02.2017 обосновывает положениями частей 9, 10 и 11 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Так, в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предусмотренных настоящей статьей случаев.

В соответствии с частью 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 настоящей статьи, за исключением следующих случаев:

1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;

2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

Частью 11 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае отказа арендодателя в заключении на новый срок договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, по основаниям, не предусмотренным частью 10 настоящей статьи, и заключения в течение года со дня истечения срока действия данного договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством.

О соблюдении Администрацией в лице Комитета и ООО «Клевер» обязательных условий, предусмотренных частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Комитетом в Омское УФАС России представлены заявление ООО «Клевер», направленное в адрес Комитета, о заключении договора на новый срок, отчет № 25/17 об оценке Объекта оценки – Муниципального имущества от 14.02.2017, согласно которому выполнена оценка величины рыночной стоимости арендной ставки объекта оценки.

Так, Комиссией Омского УФАС России установлено, что 27.01.2017 в адрес Комитета поступило письменное обращение ООО «Клевер», в котором последнее заявило о намерении продолжить имеющиеся правоотношения и заключить договор аренды Муниципального имущества на новый срок в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, на срок 6 месяцев, то есть по 13.08.2017.

Установлено, что размер арендной платы определен по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации. В материалы настоящего дела приобщен отчет № 25-17 об оценке Объекта оценки от 14.02.2017, составленный ООО «А-Консалт».

Вместе с тем, указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется, в том числе в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 названной статьи).

Таким образом, Комиссия указывает на неприменение к спорным правоотношениям частей 9, 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.08.2016 № 306-КГ16-9992 по делу А65-14260/2015.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения являются объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов.

Указанное положение Закона о концессионных соглашениях в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» вступило в силу 01.01.2017 и действовало на момент заключения договора № 3 аренды Муниципального имущества от 14.02.2017.

Таким образом, Комиссия Омского УФАС России считает, что передача прав в отношении объектов, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться на основании концессионных соглашений, иного законом не предусмотрено.

На основании части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Осуществляя свою деятельность, Администрация в лице Комитета и ООО «Клевер» должны знать положения федерального законодательства и соблюдать их требования.

Однако, в нарушение установленного Законом о концессионных соглашениях порядка Комитет после получения письма ООО «Клевер» 27.01.2017 о заключении договора аренды Муниципального имущества на новый срок, передал Обществу в аренду Муниципальное имущество без проведения конкурентных процедур, путем заключения соответствующего соглашения с указанным хозяйствующим субъектом.

В свою очередь, ООО «Клевер», заключив договор аренды № 3 Муниципального имущества от 14.02.2017 в нарушение требований Закона о концессионных соглашениях и Закона о защите конкуренции, вне конкурентных процедур приступило к пользованию Муниципального имущества, осознавая, что иные хозяйствующие субъекты (к примеру, ООО «ЭКОДОМ-ТАРА») в этом случае не смогут претендовать на получение во временное пользование такого имущества.

  • норм действующего законодательства при заключении договоров, в том числе аренды, возлагается на все стороны по договору, независимо в чьи полномочия входит разработка, оформление такого договора. Из материалов дела не усматривается, что Общество было вынуждено заключить договор аренды № 3 Муниципального имущества от 14.02.2017, не имея на то своего согласия. Иного Обществом в Омское УФАС России не представлено.

Напротив, при рассмотрении дела установлено, что именно ООО «Клевер» обратилось в адрес Комитета о заключении договора аренды Муниципального имущества на новый срок.

В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, то есть обязательным является наличие и доказанность волеизъявления двух сторон соглашения: органа власти и хозяйствующего субъекта.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии договоренности между сторонами договора аренды № 3 Муниципального имущества от 14.02.2017.

Передача полигона твердых и жидких бытовых отходов в аренду хозяйствующему субъекту без проведения конкурентных процедур препятствует развитию конкуренции, поскольку создает для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия и лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью (к примеру, ООО «ЭКОДОМ-ТАРА»), возможности получить права на эти объекты.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Омским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции при заключении договора аренды муниципального имущества (полигона твердых и жидких бытовых отходов в Тарском районе Омской области) между Комитетом и ООО «Клевер» установлено следующее.

Заключение договора аренды муниципального имущества (полигона твердых и жидких бытовых отходов в Тарском районе Омской области) между Комитетом по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации Тарского муниципального района Омской области и ООО «Клевер» в нарушение установленного Законом о концессионных соглашениях порядка без проведения конкурсных процедур создало преимущество ООО «Клевер», ограничило доступ к получению права аренды на указанное имущество иных хозяйствующих субъектов.

На основании вышеизложенного, Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дела № 05-04/28-17 приходит к выводу о наличии в действиях Администрации Тарского муниципального района Омской области в лице Комитета по экономике и управлению муниципальной собственностью и ООО «Клевер», выразившихся в заключении ограничивающего конкуренцию договора № 3 аренды Муниципального имущества от 14.02.2017, нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды муниципального имущества – Полигон твердых и жидких бытовых отходов № 3 от 14.02.2017 имущество передается в аренду сроком на 6 месяцев с 14.02.2017 по 13.08.2017. Согласно представленному акту приема - передачи Муниципального имущества от 14.08.2017 Муниципальное имущество, переданное по договору аренды № 3 от 14.02.2017, ООО «Клевер» возвращено Комитету по истечению срока действия указанного договора аренды.

Кроме того, в рамках возбужденного дела № 05-04/28-17 в адрес Омского УФАС России от Администрации поступило письмо от 04.09.2017 № ИСХ-17/ТРС-1739 с приложением копии постановления Администрации от 21.07.2017 № 336 «О заключении концессионного соглашения по созданию и эксплуатации коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Тарского муниципального района Омской области». В соответствии с указанным постановлением Администрацией принято решение о заключении концессионного соглашения по созданию и эксплуатации полигона твердых и жидких коммунальных отходов для обеспечения обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территории Тарского муниципального района.

В связи с чем, Комиссия считает, что основания для выдачи Администрации и ООО «Клевер» предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, на устранение нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

Также, учитывая положения части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Омского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Администрации Тарского муниципального района Омской области в лице Комитета по экономике и управлению муниципальной собственностью и ООО «Клевер», выразившиеся в заключении договора № 3 аренды муниципального имущества - Полигон твердых бытовых отходов от 14.02.2017, без проведения торгов, которые создали преимущество ООО «Клевер» и могли ограничить доступ к получению права аренды на указанное имущество иных хозяйствующих субъектов, нарушением статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела № 05-04/28-17, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не имеется.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

4. Материалы дела № 05-04/28-17 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по статье 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны