Предупреждение № 05-04/37-17 П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е № 05-04/37-17 о прекращении де... от 11 декабря 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFП Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е № 05-04/37-17
о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения
антимонопольного законодательства
24.11.2017 г. Омск
В период рассмотрения дела № 05-04/33-17 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Администрации Москаленского муниципального района Омской области (далее - Администрация) и общества с ограниченной ответственностью «<...>» (далее – ООО «<....>», Общество) по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Комиссией Омского УФАС России установлены в действиях Администрации признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Совершенные Администрацией действия, в которых Комиссия Омского УФАС России усмотрела признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции», выразились в следующем.
Дело № 05-04/33-17 о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено Омским УФАС России на основании жалобы ООО «<...>».
- Омского УФАС России при рассмотрении дела № 05-04/33-17 установила следующие обстоятельства.
Между Администрацией Москаленского муниципального района (арендодатель) в лице председателя Комитета по экономической политике и управления имуществом, с одной стороны и ООО «<.....>» (арендатор), с другой стороны заключены договоры аренды недвижимого имущества от 07.09.2011 б/н и 11.11.2011 № 18, предметом которых является передача в аренду недвижимого имущества объектов теплоснабжения.
Пунктом 5.1 договоров установлено, что договоры заключены сроком на пять лет. Срок действия вышеуказанных договоров истек 06.09.2016 и 10.11.2016 соответственно.
Вышеуказанные договоры аренды недвижимого имущества объектов теплоснабжения прекратили свое действие в период начала отопительного сезона 2016-2017 гг., в целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации и срыва отопительного сезона, отделом по экономической политике и управлению имуществом Администрации Москаленского муниципального района Омской области 09.09.2016 был заключен договор № 04 аренды недвижимого имущества объектов теплоснабжения:
- тепловая трасса, общей протяженностью 1553,6 м, инвентарный номер <...> , расположенная по адресу: Омская область, Москаленский район, от котельной № 22 по с. Алексеевка;
- здание котельной № 22 с оборудованием, общей площадью 327,2 кв.м, инвентарный номер <...> , расположенное по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Алексеевка, ул. Механизаторов, 2;
- здание котельной № 9 с оборудованием, общей площадью 185,1 кв. м., инвентарный номер <...> , расположенное по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Екатериновка, ул. Центральная, 1 г;
- тепловая трасса, общей протяженностью 1077,0 м, инвентарный номер <...> , расположенная по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Екатериновка от котельной № 9 по с. Екатериновка;
- здание котельной № 6 с оборудованием, общей площадью 96,2 кв. м., инвентарный номер <...> , расположенное по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Ильичевка, ул. Школьная, 2 «а»;
- тепловая трасса, общей протяженностью 404,6 м, инвентарный номер <...> , расположенная по адресу: Омская область, Москаленский район, от котельной № 6 с. Ильичевка до детского сада с. Ильичевка;
- здание котельной № 11 с оборудованием, общей площадью 91,2 кв. м., инвентарный номер <...> , расположенное по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Розенталь, ул. Центральная, 36 а;
- тепловая трасса, общей протяженностью 680,3 м, инвентарный номер <...> , расположенная по адресу: Омская область, Москаленский район, от котельной №11 по селу Розенталь;
- здание котельной № 12 с оборудованием, общей площадью 27,8 кв. м, инвентарный номер <...> , расположенное по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Красное Знамя, ул. Школьная, 21;
- здание котельной № 13 с оборудованием, общей площадью 31,1 кв. м, инвентарный номер <...> , расположенное по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Красное Знамя, ул. Северная, 25;
- здание котельной № 15 с оборудованием, общей площадью 332,8 кв. м, инвентарный номер <...> , расположенное по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Тумановка, ул. Восточная, 4;
- тепловая трасса, общей протяженностью 998,2 м, инвентарный номер <...> , расположенная по адресу: Омская область, Москаленский район, от котельной № 15 по с. Тумановка;
- здание котельной № 17 с оборудованием, общей площадью 392,0 кв. м., инвентарный номер <...> , расположенное по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Шевченко, ул. Кузнечная, 38;
- тепловая трасса, общей протяженностью 529,6 м, инвентарный номер <...> , расположенная по адресу: Омская область, Москаленский район, от котельной № 17 по с. Шевченко.
Договор № 04 от 09.09.2016 заключен сроком с 11.09.2016 по 15.05.2017 г. на период отопительного сезона 2016-2017 года.
Согласно протоколу заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности № 19 от 16.08.2017 года было принято решение рекомендовать главе Администрации Москаленского муниципального района Омской области в срочном порядке определить организацию, которой будут переданы котельные в эксплуатацию на отопительный период 2017-2018 годов.
Распоряжением главы № 355 от 17.08.2017 года «Об определении теплоснабжающей организации на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения котельных № 6, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 18 с оборудованием» определена эксплуатирующая организация - ООО «<...>» и заключен договор аренды № 08 от 21.08.2017 на объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности Москаленского муниципального района Омской области:
- здание котельной № 6 с оборудованием, расположенное по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Ильичевка, ул. Школьная, 2 «а»;
- теплотрасса, расположенная по адресу: Омская область, Москаленский район, от котельной № 6 с. Ильичевка до детского садика с. Ильичевки;
- здание котельной № 9 с оборудованием, расположенное по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Екатериновка, ул. Центральная, 1 г;
- теплотрасса, расположенная по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Екатериновка от котельной № 9 по с. Екатериновка
- здание котельной № 11 с оборудованием, расположенное по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Розенталь, ул. Центральная, 36 а;
- теплотрасса, расположенная по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Розенталь, от котельной по селу Розенталь;
- здание котельной № 12 с оборудованием, , расположенное по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Красное Знамя, ул. Школьная, 21;
- здание котельной № 13 с оборудованием, расположенное по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Красное Знамя, ул. Северная, 25;
- здание котельной № 15 с оборудованием, расположенное по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Тумановка, ул. Восточная, 4;
- теплотрасса, расположенная по адресу: Омская область, Москаленский район, от котельной № 15 по с. Тумановка;
- здание котельной № 17 с оборудованием, расположенное по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Шевченко, ул. Кузнечная, 38;
- тепловые сети, расположенные по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Шевченко, от котельной № 17 по с. Шевченко до ж/дома;
- здание котельной № 18, расположенное по адресу: Омская область, р.п. Москаленки, ул. Победы, 60.
Омское УФАС России, рассмотрев вышеуказанные обстоятельства, приходит к следующему выводу.
В силу пункта 1 статьи 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе в сфере теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее -Закон о теплоснабжении).
В силу пункта 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты теплоснабжения.
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Закона о теплоснабжении.
Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения и подлежащими исполнению органами местного самоуправления, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1. Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты. Таким образом, передача объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть осуществлена собственником как по договорам аренды, так и по концессионным соглашениям.
Частью 3 статьи 28.1. Закона о теплоснабжении предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно- технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения и подлежащими исполнению органами местного самоуправления, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.
На основании части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Таким образом установлено, что договор аренды муниципального имущества от 21.08.2017 № 08 с ООО «<....>» заключен в нарушение положений Закона о концессионных соглашениях, Закона о теплоснабжении.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Омское УФАС России приходит к выводу, что действия Администрации по заключению договора аренды муниципального имущества от 21.08.2017 № 08 с ООО «<......>» и бездействие Администрации, выразившееся в непроведении конкурсных процедур, предусмотренных Законом о концессионных соглашениях, Законом о теплоснабжении, приводит и может привести к ограничению, устранению конкуренции и содержит в себе признаки нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с чем, Омское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
предупреждает
Администрацию Москаленского муниципального района Омской области о необходимости прекращения вышеуказанных действий, приводящих к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, путем:
1. Проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, являющихся предметом договора аренды № 08 недвижимого имущества от 21.08.2017, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
2. Совершения действий по возврату в казну Москаленского муниципального района имущества, переданного по договору аренды № 08 недвижимого имущества от 21.08.2017 ООО «<....>».
Предупреждение подлежит исполнению не позднее 15.05.2018.
О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для выполнения каждого его пункта.
Председатель Комиссии <.....>
Члены Комиссии: