Предупреждение б/н Предупреждение № 05-04/9-18 о прекращении действий (бездейс... от 14 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е  №  05-04/9-18

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

14.05.2018                                                                                                                                   
г. Омск

                                                                  

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) поступило заявление ООО «Центр реабилитации «Рассвет» (вх. № 2475 от 22.03.2018) (далее также Заявитель) на действия Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Омской области по не выделению Заявителю на 2018 год объемов медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), тем самым, Заявитель считает, что ему по сравнению с иными медицинскими организациями создаются дискриминационные условия. Заявитель просит антимонопольный орган принять меры антимонопольного реагирования, направленные на восстановление его нарушенных прав.

Омское УФАС России рассмотрев доводы Заявителя,  установило следующие обстоятельства.

Отношения в сфере ОМС регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об ОМС), Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об охране здоровья граждан), Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и иными нормативными правовыми актами.

Под обязательным медицинским страхованием понимается вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 3 Федерального закона об ОМС).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона об ОМС к медицинским организациям в сфере ОМС относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с настоящим Федеральным законом организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Территориальная программа ОМС – составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - Территориальная программа), утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 36 Федерального закона об ОМС).

Для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования (пункт 9 статьи 36 Федерального закона об ОМС).

Таким образом, медицинская организация как участник ОМС участвует в реализации территориальной программы ОМС.

При этом, для осуществления медицинской деятельности медицинская организация обязана иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, включающую работы (услуги) при оказании соответствующего вида медицинской помощи по профилю основного заболевания пациента.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона № 326-ФЗ медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в Территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций. Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями.

С учетом изложенного, для организации и осуществления медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС, медицинская организация должна, во-первых, иметь лицензию на медицинскую деятельность, во-вторых, быть включена в реестр медицинских организаций в соответствии с Федеральным законом об ОМС, а также в Территориальную программу. 

Указанные требования являются едиными (общими) для всех субъектов рынка оказания услуг, в том числе по медицинской реабилитации. Медицинские организации, не соответствующие указанным выше требованиям, не могут рассматриваться в качестве субъектов единого конкурентного поля.

Таким образом, законодательством Российской Федерации об ОМС установлены равные конкурентные условия осуществления медицинской деятельности для медицинских организаций государственной и частной систем здравоохранения в сфере ОМС.

Постановлением Правительства Омской области от 26.12.2017 № 430-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2010 годов, которая устанавливает перечень медицинских организаций, участвующих в реализации программы, в том числе территориальной программы ОМС.

Согласно пункту 131 приложения № 4 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2010 годов ООО «Центр реабилитации «Рассвет» включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации указанной территориальной программы, в том числе территориальной программы ОМС.

Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее – Правила ОМС), которые регулируют правоотношения субъектов и участников ОМС при реализации Федерального закона об ОМС, а также Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы ОМС (далее – Положение о комиссии).

Постановлением Правительства Омской области от 01.02.2012 г. № 16-п «О мерах по реализации Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ» создана Комиссия по разработке территориальной программы ОМС Омской области.

Согласно части 10 статьи 36 Федерального закона об ОМС объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, распределяются решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.

Таким образом, Федеральным законом об ОМС установлены общие критерии распределения объемов предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС.

В соответствии с п. 8 Положения о комиссии, комиссия по разработке территориальной программы ОМС на заседаниях по представленным секретарем комиссии предложениям, поступившим от органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, страховых медицинских организаций, медицинских организаций, территориального фонда, распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.

Следовательно, основными критериями, которые должны учитываться при распределении объемов предоставления медицинской помощи, являются следующие:

- данные о видах, профилях отделений (коек), врачебных специальностях;

- данные о половозрастном составе и численности застрахованных лиц;

- данные о потребности застрахованных лиц в медицинской помощи;

- данные о показателях потребления медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;

- данные о количестве прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

Таким образом, решение о выделении каждой медицинской организации конкретного объема медицинский помощи должно быть мотивировано не только принципами сбалансированности распределения медицинской помощи между медицинскими организациями субъекта Российской Федерации в пределах установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, но и показателями, применимыми к конкретной медицинской организации.

Установлено, что ООО «Центр реабилитации «Рассвет» имеет действующую лицензию на медицинскую деятельность № ЛО-55-01-001922 от 05.05.2016. ООО «Центр реабилитации «Рассвет» включено в Реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Омской области на 2018 год.

Заявителем в Территориальный фонд направлено уведомление об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, с предложением о планируемых к выполнению объемах медицинской помощи на плановый 2018 год: дневной стационар – количество случаев госпитализации, планируемых к выполнению – 120 случаев; круглосуточный стационар – количество случаев госпитализации, планируемых к выполнению – 2528.

Заявителем также в указанном уведомлении представлены сведения: о мощности коечного фонда дневного стационара и круглосуточного стационара в разрезе профилей; мощности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, в разрезе профилей и врачей – специалистов, фактически выполненных объемах медицинской помощи за предыдущий год (дневной и круглосуточный стационар); численности прикрепившихся застрахованных, выбравших  медицинскую организацию для оказания первичной медико-санитарной помощи (в разрезе половозрастных групп).

Однако, Комиссией по разработке территориальной программы ОМС Омской области при распределении объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС необоснованно оставлено без удовлетворения предложение ООО «Центр реабилитации «Рассвет» о планируемых к выполнению объемах медицинской помощи на плановый 2018 год.

Распределение объемов медицинской помощи медицинским организациям, участвующим в реализации территориальной программы ОМС Омской области, на 2018 год произведено решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Омской области, которое оформлено протоколом заседания Комиссии от 22.12.2017 № 13 и соответствующими приложениями к нему.

Таким образом, установлено, что ООО «Центр реабилитации «Рассвет» объемы медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС Омской области, на 2018 год не выделены, несмотря на направление Заявителем в Комиссию по разработке территориальной программы ОМС Омской области соответствующего предложения о планируемых к выполнению объемах медицинской помощи на плановый год по видам в разрезе профилей.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий (пункт 8).

Дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Поскольку Комиссия по разработке территориальной программы ОМС Омской области учреждена в силу прямого указания Федерального закона об ОМС органом государственной власти субъекта Российской Федерации и наделена Федеральным законом об ОМС и принятыми в его исполнение подзаконными нормативными правовыми актами функциями органов власти, в частности по принятию решений, обязательных к исполнению хозяйствующими субъектами, в том числе путем распределения объемов предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, Комиссия по разработке территориальной программы ОМС Омской области является органом, осуществляющим функции Правительства Омской области в сфере ОМС. Комиссия по разработке территориальной программы ОМС Омской области несет ответственность за принимаемые решения, в том числе по вопросам распределения и перераспределения объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями в сфере ОМС.

Таким образом, Комиссия по разработке территориальной программы ОМС Омской области является субъектом ответственности по части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».    

Учитывая указанные нормы действующего законодательства, регламентирующие порядок и критерии распределения объемов предоставления медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС медицинским организациям, Омское УФАС России усматривает в действиях Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Омской области при распределении объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Омской области признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в создании дискриминационных условий ООО «Центр реабилитации «Рассвет» по сравнению с иными медицинскими организациями, действующими на рынке оказания медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования в Омской области.

В связи с наличием в указанных действиях Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Омской области признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Омское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции

предупреждает

Комиссию по разработке территориальной программы ОМС Омской области о необходимости прекращения вышеуказанных действий путем принятия решения, предусматривающего внесение изменений в решение Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Омской области от 22.12.2017 № 13 в части выделения ООО «Центр реабилитации «Рассвет» объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Омской области на 2018 год.

Настоящее предупреждение подлежит исполнению в срок до 15.06.2018 года.   О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В связи с тем, что Комиссия по разработке территориальной программы ОМС Омской области самостоятельным юридическим лицом не является, направить настоящее предупреждение в адрес Правительства Омской области, как лица, утвердившего состав указанной комиссии.

 

Временно исполняющий обязанности руководителя управления                                                                                                           
Г.В. Лаптева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны