Решение б/н Решение и предписание № 05/06-16 по жалобе ООО "Охранное аге... от 22 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 05/06-16

 

г. Омск

 

Резолютивная часть оглашена 08.07.2016

Изготовлено в полном объеме 22.07.2016                                                                        

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

< … >,

при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Охранное агентство «Блокпост» (далее - ООО «Охранное агентство «Блокпост», Заявитель): < … >;

при участии от ответчика - Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области» (далее - ФБУ «Омский ЦСМ», Ответчик): < … >,

рассмотрев дело № 05/06-16 по признакам нарушения ФБУ «Омский ЦСМ» (644116, г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 117 А) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 28.03.2016 в Омское УФАС России поступила жалоба ООО «Охранное агентство «Блокпост» от 24.03.2016 б/н (вх. Омского УФАС России № 2136 от 28.03.2016) на действия ФБУ «Омский ЦСМ» по проведению закупок у единственного поставщика на оказание услуг по охране объектов и имущества, расположенных на территории ФБУ «Омский ЦСМ», и осуществлению внутриобъектового и пропускного режима по адресу: г. Омск, ул. 24 Северная, 117 «А» (извещения о проведении закупок у единственного поставщика № 31603412625, № 31603412674 размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее - Закупки).

Заявитель считает, что ФБУ «Омский ЦСМ» в нарушение Законодательства Российской Федерации вместо проведения конкурентных процедур произвело Закупки у единственного поставщика, ограничив доступ потенциальных поставщиков к закупкам и предоставив преимущество лицу, у которых закупка была размещена.

В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее:

1.1. В п. 55.4.1 ст. 55 Положения о закупках товаров, работ и услуг ФБУ «Омский ЦСМ» предусмотрено условие закупки у единственного поставщика, а именно: закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя может осуществляться, в том числе, в случае, если осуществляются малые закупки товаров, работ, услуг на сумму не более 250 000,00 рублей (с учетом НДС) по одному договору.

По мнению Заявителя, указанное условие должно соблюдаться в совокупности с условиями закупки относительно видов товаров и услуг, установленных в пункте 55.3 Положения о закупках.

Заявитель считает, что Заказчик нарушил ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

По мнению Заявителя, ФБУ «Омский ЦСМ» определив, что закупка у единственного поставщика размещается при соблюдении единственного условия: «сумма договора до 250 000 рублей» ФБУ «Омский ЦСМ» создало условие, способствующее уходу от конкурентных процедур.

В ходе рассмотрения дела № 05/06-16 ООО «Охранное агентство «Блокпост» заявлено ходатайство о выдаче ФБУ «Омский ЦСМ» предписания о расторжении договоров от 15.03.2016 № 237, от 15.03.2016 № 238, заключенных с ООО «ЧОП «Эгида» (вх. Омского УФАС России от 08.07.2016 № 5100).

1.2. 14.03.2016 на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» ФБУ «Омский ЦСМ» опубликованы извещения о проведении Закупок у единственного поставщика                            № 31603412625, № 31603412674.

Предмет обеих Закупок одинаков: оказание услуг по охране объектов и имущества, расположенных на территории ФБУ «Омский ЦСМ», и осуществлению внутриобъектового и пропускного режима по адресу: г. Омск, ул. 24 Северная, 117 «А».

ФБУ «Омский ЦСМ», имея потребность в услугах охраны объектов, расположенных на территории по адресу: г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 117 «Л», искусственным образом произвело разбивку объема требуемых услуг на два самостоятельных договора, имеющих одинаковый предмет, одинаковый срок исполнения, одинаковые существенные условия.

Данные обстоятельства подтверждаются предметом договоров по Закупкам, планом охраняемого объекта, перечнем охраняемого имущества.

1.3. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 указанной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

ООО «Охранное агентство «Блокпост» является наряду со многими иными частными охранными организациями, представителем рынка охранных услуг города Омска, имеет лицензию на право осуществления частной охранной деятельности. ООО «Охранное агентство «Блокпост» заинтересовано в участии в Закупках.

Услуга, которую предоставляет единственный поставщик ООО «ЧОП «ЭГИДА» не является уникальной.

Исходя из изложенного Заявитель считает, что проведение Закупок у единственного поставщика Заказчиком необоснованно и привело к ограничению конкуренции и нарушению ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, которой установлен запрет на осуществление действий при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На основании изложенного, Заявитель просит признать действия ФБУ «Омский ЦСМ» незаконными, нарушающими ст. 3 Закона о закупках, ст. 17 Закона о защите конкуренции и выдать ФБУ «Омский ЦСМ» предписание об устранении нарушений.

На заседании Комиссии 20.06.2016 представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе ООО «Охранное агентство «Блокпост» в полном объеме.

 

2. В соответствии с запросом Омского УФАС России от 31.03.2016 № 05-1981 ФБУ «Омский ЦСМ» 08.04.2016 представлены письменные возражения от 08.04.2016 № 38-1.0/593 (вх. Омского УФАС России от 08.04.2016 № 2491) относительно обстоятельств дела № 05/06-16 и копии документов:

- Положения о закупке товаров, работ, услуг ФБУ «Омский ЦСМ», утвержденного начальником Финансово-экономического управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 22.12.2015;

- извещений о проведении Закупок;

- коммерческие предложения ООО «ЧОП «ЭГИДА» от 03.03.2016 № 41, от 03.03.2016 № 42 на оказание охранных услуг;

- протоколы подведения итогов закупки у единственного поставщика от 15.03.2016 № 12-П, от 15.03.2016 № 13-П;

- договора об оказании охранных услуг от 15.03.2016 № 237 с приложениями № 1, 2, 3, 4;

- договора об оказании охранных услуг от 15.03.2016 № 238 с приложениями № 1, 2, 3, 4.

В соответствии с определениями Омского УФАС России от 11.05.2016, от 25.05.2016 ФБУ «Омский ЦСМ» 16.05.2016 (вх. Омского УФАС России от 16.05.2016 № 3506) представлены письменные пояснения от 07.06.2016 № 38-1.0/954, от 15.06.2016 № 38-1.0/994 и копии документов:

- Устава ФБУ «Омский ЦСМ», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.06.2011 № 2698 (далее - Устав ФБУ «Омский ЦСМ»);

- Планов закупок товаров, работ, услуг ФБУ «Омский ЦСМ» на 2015, 2016 годы, изменений и дополнений к ним;

- скриншоты страниц с сайта www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»;

- Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 01.03.2016.

2.1. В письменных возражениях ФБУ «Омский ЦСМ» от 08.04.2016 № 38-1.0/593 Ответчик указывает, что ФБУ «Омский ЦСМ» с доводами жалобы несогласно.

В обоснование своей позиции ФБУ «Омский ЦСМ» указывает следующее.

При осуществлении закупочной деятельности ФБУ «Омский ЦСМ» руково­дствуется Законом о закупках. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о закупках в положении о за­купке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса и аукциона) способы закуп­ки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки ука­занными способами.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определить способы закупки (помимо конкурса и аукциона) в положении о закупке, установив при этом порядок такой закупки. При этом ФАС России обращает внимание (в пись­мах от 30.12.2011 № АЦ/49682 и от 24.12.2012 № ИА/44025/12), что информация о закупках, проводимых всеми способами, предусмотренными положе­нием о закупке, должна быть размещена в единой информационной системе (далее - ЕИС) в случаях, предусмотренных Законом о закупках.

Данный закон предполагает и такой способ закупки, как закупка у единственно­го поставщика (п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона о закупках). При этом, каких-либо ог­раничений при осуществлении такого вида закупки и установлению стоимости заку­паемой заказчиком продукции (работ, услуг) Закон о закупках и нормативно-правовые акты, принятые в его развитие, не устанавливают.

Порядок проведения закупок в ФБУ «Омский ЦСМ» установлен Положением о закупке товаров, работ, услуг ФБУ «Омский ЦСМ», утвержденным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 22.12.2015 (далее - По­ложение о закупках), которое регламентирует закупочную деятельность ФБУ «Омский ЦСМ» в целом, и содержит требования к закупкам, в том числе порядок подготовки и прове­дения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения, поря­док заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением за­купок положения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 «Об ут­верждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в элек­тронной форме» установлен перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осущест­вляется в электронной форме. Услуги по охране в данном перечне отсутствуют, в свя­зи с чем, при проведении закупки на оказание услуг по охране объектов Заказчик не ограничен в выборе способа закупки, за исключением случаев, установленных в По­ложении о закупках.

В соответствии с п. 55.1 Положения о закупках закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя - это способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения кон­курирующих предложений.

Кроме того, согласно п. 55.4.1 Положения о закупках закупка у единственного постав­щика, подрядчика, исполнителя может осуществляться в случае, если осуществляются малые закупки товаров, работ, услуг на сумму не более 250 000,00 рублей (с учетом НДС) по одному договору. При этом годовой объем закупок, который заказчик впра­ве осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 25 000 000,00 (двадцать пять миллионов) рублей.

Таким образом, в соответствии с Положением, ФБУ «Омский ЦСМ» при прове­дении закупки у единственного поставщика ограничено лишь двумя параметрами: суммой не более 250 тыс. рублей по одному договору и общим годовым объемом по прове­денным у единственного поставщика закупкам не более 25 млн. рублей.

Ответчик считает, что закрепление в Положении о закупках одним из оснований для за­купки у единственного поставщика суммы закупки до 250 000 рублей не противоречит целям и принципам, установленным в ст. 3 Закона о закупках, а также, что при за­ключении договоров от 15.03.2016 № 237 и № 238 требования Положения и закона ФБУ «Омский ЦСМ» выполнены в полном объеме.

2.2. Несмотря на одинаковый предмет и сроки договоров, ме­жду данными договорами имеется существенная разница, а именно: в соответствии с п. 12 договора (№ 237 и № 238) его составной частью являются приложения, в том числе приложение № 2 - Инструкция о внутриобъектовом и пропускном режиме (далее - Инструкция). В пункте 2.14 Инструкции к договору № 238 указано, что ох­ранник обязан консультировать посетителей по вопросам, касающимся наличия и ор­ганизации оказываемых услуг, порядку их предоставления. В Инструкции к договору № 237 данная обязанность охранника отсутствует.

Исходя из изложенного, Ответчик полагает, что объем и содержание оказываемых услуг по договорам № 237 и № 238, существенно отличаются.

ФБУ «Омский ЦСМ» поясняет, что ООО «ЧОП «Эгида» выбран для оказания охранных услуг в связи с тем, что ранее в 2015 году уже был за­ключен договор на оказание охранных услуг с данной организацией, и в целях испол­нения договора был обучен сотрудник ООО «ЧОП «Эгида», который одновременно с функ­цией охранника на протяжении всего рабочего дня информирует клиентов о том, в каком кабинете оказывается та или иная услуга. В случае объявления конкурентной закупки был бы нарушен За­кон о защите конкуренции, поскольку в предмет закупки пришлось бы одновре­менно включить услуги, оказание которых может обеспечить только одна организация - ООО «ЧОП «Эгида», поскольку только в ее штате имеется сотрудник, хорошо знающий специфическую деятельность ФБУ «Омский ЦСМ» (поверка, калибровка, ремонт средств измерений), виды и сроки оказываемых учреждением услуг. Обучать каждый раз нового сотрудника при проведении каждой закупки ФБУ «Омский ЦСМ» является экономически нецелесообразным. Кроме того, учреждение осуществляет непрерыв­ную деятельность, и ежедневное консультирование клиентов также должно быть не­прерывным, в связи с чем, форма закупки - закупка у единственного поставщика, бы­ла признана заказчиком более целесообразной с экономически-производственной точки зрения. Кроме того, закупка с данным предметом договора проводится Заказчи­ком один раз в год. В связи с вышеуказанными фактами, Ответчик считает, что проведенные Заказ­чиком Закупки, не противоречат законодательству РФ.

2.3. В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжа­ловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным орга­ном, действия (бездействие) Заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

-        неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого раз­мещения;

-        предъявления к участникам закупки требования о представлении докумен­тов не предусмотренных документацией о закупке;

-        осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие ут­вержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закуп­ке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госу­дарственных и муниципальных нужд»;

-        неразмещения или размещения в единой информационной системе недос­товерной информации о годовом объеме закупки, которую заказчик обязан осущест­вить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

По мнению Ответчика, оснований для обжалования проведенных За­купок у единственного поставщика по вышеперечисленным случаям у ООО «Охран­ное агентство «Блокпост» не имеется.

2.4. Довод Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении Закупок ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции Ответчик считает несостоятельным в связи со следующим.

В силу ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, права и законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате на­рушения порядка организации и проведения торгов. У ООО «Охранное агентство «Блокпост» не имелось возможности стать участником процедуры закупки, так как закупка производилась у единственного поставщика, определенного ФБУ «Омский ЦСМ». Податель жалобы полагает, что нарушение ст. 17 Закона о защите конку­ренции состоит в подмене торгов и запросов котировок закупкой у единственного по­ставщика, в условиях, когда экономически целесообразнее применять конкурентные способы закупки, последствием чего может являться ограничение конкуренции.

В силу ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевре­менного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, ра­ботах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эф­фективное использование денежных средств.

Законом о защите конкуренции предусмотрено, что его целями являются обес­печение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1).

В ст. 23 Закона о защите конкуренции перечислены полномочия антимоно­польного органа, среди которых в ч. 4.2 предусмотрено полномочие на рассмотре­ние жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.

Согласно п. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) органи­затора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комис­сии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установ­ленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о прове­дении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заяви­телем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участ­ников; создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе ко­тировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено феде­ральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей тор­гов, запроса котировок; участие организаторов торгов, запроса котировок или заказ­чиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Ответчик считает, что в данной статье речь идет исключительно о таких способах за­купки как торги, запрос котировок цен, запрос предложений. Закупка у единственного поставщика в указанной статье не упомянута, в связи с чем, данная ста­тья на такой способ закупки не распространяется.

Исходя из вышеперечисленных обстоятельств, Ответчик считает, что Заявителем не пре­доставлены факты нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, договоры на оказание охранных услуг № 237 и № 238 в настоящее время заключены, услуги частично оказаны, за услуги произведена соответствующая оплата по договорам.

На основании изложенного, ФБУ «Омский ЦСМ» полагает, что при проведении оспариваемых закупок у единственного поставщика им нарушены нормы Закона о за­купках, Закона о защите конкуренции, а также нормы Положения о закупках, в связи с чем,  ФБУ «Омский ЦСМ» просит отказать Заявителю в удовлетворении жалобы.

В письменных пояснениях от 15.06.2016 № 38-1.0/994 ФБУ «Омский ЦСМ» указывает следующее.

В рамках осуществления государственных услуг за ФБУ «Омский ЦСМ» законодательно закреплена обязанность по выполнению государственного задания в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений, к которым установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при осуществлении:

-      деятельности в области обороны и безопасности государства;

-      деятельности в области здравоохранения, охраны окружающей среды, охраны труда, торговли, производственного контроля за соблюдением требований промбезопасности к эксплуатации опасных производственных объектов;

-      деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, безопасности людей на водных объектах;

-      деятельности в области использования атомной энергии;

-      геодезической и картографической, а также деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

-      банковских, налоговых, таможенных операций и таможенного контроля;

-      мероприятий государственного контроля (надзора);

-      выполнения работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

-      выполнения поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти и др.

В соответствии с государственным заданием, установленным Росстандартом, ФБУ «Омский ЦСМ» на платной основе оказывает государственные услуги по:

-      поверке средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии (Постановление Правительства РФ от 20.04.2010 № 250);

-     проведению испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа в области обеспечения единства измерений (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 352).

На заседаниях Комиссии представители ФБУ «Омский ЦСМ» с доводами жалобы не согласились, высказались согласно представленным в Омское УФАС России возражениям и пояснениям.

3. Рассмотрев имеющиеся в деле № 05/06-16 материалы, выслушав представителей Заявителя, Ответчика, Комиссия заключает следующее.

3.1. Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Ограничений по выбору того или иного способа закупки в Законе о закупках не содержится. Таким образом, Заказчик вправе самостоятельно определять способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.

ФБУ «Омский ЦСМ» разработано Положение о закупках товаров, работ и услуг, которое утверждено начальником финансово-экономического управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 22.12.2015 и размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» 28.12.2015 (далее - Положение о закупках). 

В пункте 10.1 Положения о закупках установлены следующие способы закупок:

− конкурентные способы:

путем проведения торгов: открытый конкурс, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме;

без проведения торгов: запрос предложений, запрос котировок;

− неконкурентные способы закупки: закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.

Способ закупки определяется исходя из совокупности возможных выгод от использования именно данного способа закупок и затрат на его проведение.

Порядок проведения закупки способом у единственного поставщика установлен в ст. 55 Положения о закупках.

Согласно п. 55.3 ст. 55 Положения о закупках закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя может осуществляться в случае, если продукция имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) или какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) обладает исключительными правами в отношении данных товаров (работ, услуг) и не существует никакой разумной альтернативы или замены, в том числе в случае, если:

- поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (п. 55.3.1 Положения о Закупках);

- осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), в том числе услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев источников повышенной опасности (ОСАГО и др.) (п. 55.3.2 Положения о закупках);

- заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с поставщиком электрической энергии (55.3.3 Положения о закупках);

- возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, указом или распоряжением Президента Российской Федерации, распоряжением или постановлением Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, а также приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (п. 55.3.4 Положения о закупках).

Согласно пункту 55.4 статьи 55  Положения о закупках Закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя может осуществляться, в том числе, в случае, если осуществляются малые закупки товаров, работ, услуг на сумму не более 250 000,00 руб. (с учетом НДС) по одному договору.

При этом годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 25 000 000,00 (двадцать пять миллионов) рублей (пункт 55.4.1 статьи 55).

При таких обстоятельствах, Комиссией довод Заявителя о том, что условие о предельной стоимости закупки у единственного поставщика на сумму не более 250 000,00 рублей (с учетом НДС) по одному договору, установленное в п. 55.4 ст. 55 Положения о закупках товаров, работ и услуг ФБУ «Омский ЦСМ», должно соблюдаться в совокупности с условиями закупки относительно видов товаров и услуг, установленных в п. 55.3 ст. 55 Положения о закупках, не принимается. Комиссия не усматривает нарушения ч. 3 ст. 3 Закона о закупках.

3.2. Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

ФБУ «Омский ЦСМ» 14.03.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» размещены: извещения о Закупках, Документации о Закупках, проекты договоров.

В п. 9 извещений о Закупках и п. 4 Документаций о Закупках в качестве предмета договора указано: оказание услуг по охране объектов и имущества, расположенных на территории ФБУ «Омский ЦСМ», и осуществлению внутриобъектового и пропускного режима по адресу: г. Омск, ул. 24 Северная, 117 А.

Согласно п. 1.1 проектов договоров Заказчик поручает,  а исполнитель принимает на себя обязательства обеспечить охрану объектов и имущества, находящихся в оперативном управлении и пользовании Заказчика, расположенных на территории Заказчика, а также осуществлять внутриобъектовый и пропускной режим по адресу:                     г. Омск, ул. 24 Северная, 117 А.

В п. 6 Документаций о Закупках и в п. 12.1 проектов договоров установлен срок действия договоров, а именно: с 20.03.2016 по 11.11.2016.

В приложениях № 3 к проектам договоров об оказании охранных услуг  установлен перечень имущества, передаваемого под охрану, а именно:

1. Инженерно-лабораторный корпус.

2. Административный корпус.

3. Гаражи.

4. Автомобильная стоянка.

5. Товарно-материальные ценности, находящиеся вне помещений, указанных в описи сданного под охрану имущества.

Согласно п. 4.1 проекта договора по закупке № 31603412674 на объекте осуществляется охрана имущества Заказчика в рабочие дни:

- с понедельника по четверг с 08:30 до 17:30 час.;

- в пятницу с 08:30 до 16:15 час.

Согласно п. 4.1 проекта договора по закупке № 31603412625 на объекте осуществляется охрана имущества Заказчика:

- с понедельника по четверг с 17:30 до 08:30 час.;

- в пятницу с 16:15 до 08:30 час.;

- выходные и праздничные дни - круглосуточно.

Комиссией установлено, что в извещениях о Закупках, Документациях о Закупках, размещенных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет», установлены одинаковые предметы договоров, сроки исполнения договоров, перечни охраняемого имущества.

Изменения в извещения о Закупках, Документации о Закупках на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» не размещены.

На заседании Комиссии 25.05.2016 представитель ФБУ «Омский ЦСМ» пояснила, что изменения в документацию не вносились, при размещении информации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» изначально ошибочно был размещен не тот договор.

3.3. ФБУ «Омский ЦСМ» 15.03.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» размещены протоколы подведения итогов Закупок от 15.03.2016 № 12-П, от 15.03.2016 № 13-П (далее - Протоколы № 12-П, № 13-П), согласно которым Закупки осуществляются у единственного поставщика - ООО «ЧОП «Эгида» на основании п. 55.4.1 ст. 55 Положения о закупках.

По результатам Закупок с ООО «ЧОП «Эгида» заключены договоры:

- от 15.03.2016 № 237 с ценой договора 249 407,56 руб. (далее - договор № 237);

- от 15.03.2016 № 238 с ценой договора 249 399,81 руб. (далее - договор № 238).

Согласно п. 1.1 договорам № 237 и № 238 Заказчик поручает,  а исполнитель принимает на себя обязательства обеспечить охрану объектов и имущества, находящихся в оперативном управлении и пользовании Заказчика, расположенных на территории Заказчика, а также осуществлять внутриобъектовый и пропускной режим по адресу: г. Омск, ул. 24 Северная, 117 А.

Согласно п. 1.3 договоров № 237 и № 238 перечень имущества Заказчика, передаваемого под охрану, подписывается обеими сторонами и является неотъемлемой частью договора (приложение № 3).

В приложениях № 3 к договорам № 237 и № 238 указан следующий перечень имущества, передаваемого под охрану:

1. Инженерно-лабораторный корпус.

2. Административный корпус.

3. Гаражи.

4. Автомобильная стоянка.

5. Товарно-материальные ценности, находящиеся вне помещений, указанных в описи сданного под охрану имущества.

Обязанности исполнителя по договорам № 237 и № 238 установлены в п. 6.2 указанных договоров и являются идентичными.

Согласно п. 4.1 договора № 238 на объекте осуществляется охрана имущества Заказчика в рабочие дни:

- с понедельника по четверг с 08:30 до 17:30 час.;

- в пятницу с 08:30 до 16:15 час.

Согласно п. 4.1 договора № 237 на объекте осуществляется охрана имущества Заказчика:

- с понедельника по четверг с 17:30 до 08:30 час.;

- в пятницу с 16:15 до 08:30 час.;

- выходные и праздничные дни  - круглосуточно.

Комиссией установлено, что договоры № 237, № 238 имеют одинаковые предметы договоров, сроки исполнения договоров, планы-схемы охраняемых объектов, перечни охраняемого имущества.

При таких обстоятельствах, Комиссия считает, что ФБУ «Омский ЦСМ» передано ООО «ЧОП «Эгида» под охрану одно и то же имущество на один и тот же срок с 20.03.2016 по 11.11.2016 дважды.

Довод ФБУ «Омский ЦСМ» о том, что объем и содержание оказываемых услуг по договорам № 237 и № 238 существенно отличаются, не нашел своего подтверждения.

3.4. ФБУ «Омский ЦСМ» в возражениях на жалобу указывает, что между договорами № 237 и № 238 имеется существенная разница. В соответствии с п. 12 договоров, составной их частью являются приложения. В п. 2.14 приложения № 2 к договору № 238 «Инструкция о внутриобъектовом и пропускном режиме» указано, что «охранник обязан консультировать посетителей по вопросам, касающимся наличия и организации оказываемых услуг, порядку их предоставления». В Приложении № 2 к договору № 237 данная обязанность охранника отсутствует.

 ФБУ «Омский ЦСМ» считает, что объем и содержание оказываемых услуг по договорам № 237 и № 238 существенно отличаются.

ФБУ «Омский ЦСМ» поясняет, что единственный поставщик ООО «ЧОП «Эгида» выбран для оказания охранных услуг в связи с тем, что ранее в 2015 году с данной организацией уже был заключен договор на оказание охранных услуг, в целях исполнения договора был обучен сотрудник ООО «ЧОП «Эгида», который одновременно с функцией охранника на протяжении всего рабочего дня консультирует клиентов по вопросам оказания услуг ФБУ «Омский ЦСМ», то есть осуществляет одновременно функции администратора.

Комиссией установлено, что предметами договоров № 237 и № 238  является обеспечение охраны объектов и имущества, находящихся в оперативном управлении и пользовании Заказчика, расположенных на территории Заказчика, а также осуществление внутриобъектового и пропускного режима по адресу: г. Омск, ул. 24 Северная, 117 А.

Согласно п. 2.2.1 Устава ФБУ «Омский ЦСМ», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.06.2011 № 2698, предметом деятельности ФБУ «Омский ЦСМ» является выполнение работ и оказание услуг в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.

Комиссия считает, что деятельность по оказанию консультаций посетителей по вопросам, касающимся наличия и организации, оказываемых ФБУ «Омский ЦСМ» услуг, порядку их предоставления, не относится к предмету Закупок и договоров № 237, № 238.

Кроме того, Комиссией установлено, что содержание п. 2.14 приложений № 2 к проектам договоров, размещенных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет», одинаково и в них указано следующее: «Охраннику быть вежливым и корректным по отношению к персоналу и посетителям». На заседании Комиссии 25.05.2016 представитель ФБУ «Омский ЦСМ» пояснила, что изменения в документацию не вносились.

3.5. Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Положения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках (ч. 5  ст. 17 Закона о защите конкуренции). Таким образом, ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции распространяется на осуществление закупок у единственного поставщика.

В связи с чем, утверждение ФБУ «Омский ЦСМ» о том, что ст. 17 Закона о защите конкуренции не распространяется на закупки способом у единственного поставщика, не соответствует действующему законодательству. 

Довод ФБУ «Омский ЦСМ» о том, что заявление ООО «Охранное агентство «Блокпост» от 24.03.2016 б/н должно рассматриваться Омским УФАС России в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает несостоятельным, поскольку заявление указывает на возможные нарушения ФБУ «Омский ЦСМ» ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В случае наличия сведений и документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства, юридическое лицо вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением, соответствующим требованиям ст. 44 Закона о защите конкуренции и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 (далее - Административный регламент).

Таким образом, Омским УФАС России заявление ООО «Охранное агентство «Блокпост» от 24.03.2016 б/н принято к рассмотрению в соответствии со ст. 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом.

3.6. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно ч. 5  ст. 17 Закона о защите конкуренции положения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках, следовательно, и на осуществление закупок у единственного поставщика.

В соответствии с Государственным заданием на 2016 год № 172-00053-16 ПР, утвержденным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 08.02.2016, ФБУ «Омский ЦСМ» является организацией, предоставляющей государственные услуги по:

- поверке средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии;

- испытанию стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа в области обеспечения единства измерений.

Согласно п. 1.4 Устава ФБУ «Омский ЦСМ» имущество ФБУ «Омский ЦСМ» находится в федеральной собственности.

Основываясь на имеющихся в деле № 05/06-16 материалах, Комиссия пришла к заключению, что ФБУ «Омский ЦСМ» осуществлены действия по уклонению от проведения конкурентных процедур и создании ООО «ЧОП «Эгида» преимущественных условий при заключении договоров № 237 и № 238, которые привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия считает, что действия ФБУ «Омский ЦСМ» по заключению договоров  № 237, № 238 с ООО «ЧОП «Эгида» без проведения конкурентных процедур в отсутствие объективных оснований для размещения заказа у единственного поставщика, привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на рынок оказания охранных услуг, и нарушают положения ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссией учитывается ходатайство ООО «Охранное агентство «Блокпост» о выдаче ФБУ «Омский ЦСМ» предписания о расторжении договоров, заключенных с ООО «ЧОП «Эгида», от 15.03.2016 № 237, от 15.03.2016 № 238.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области» по заключению с ООО «ЧОП «Эгида» договоров об оказании охранных услуг от 15.03.2016  № 237 и от 15.06.2016 № 238 без проведения конкурентных процедур в отсутствие объективных оснований для размещения заказа у единственного поставщика, нарушающими положения ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции, которые привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на рынок оказания охранных услуг.

2. Выдать Федеральному бюджетному учреждению «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области» предписание о расторжении договоров об оказании охранных услуг от 15.03.2016 № 237 и от 15.03.2016     № 238 с ООО «ЧОП «Эгида».

3. Материалы дела № 05/06-16 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

 

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Предписание № 05/06-16

об устранении нарушений антимонопольного законодательства

 

 

22 июля 2016 г.                                                                                                                     г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

< … >,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),  на основании своего Решения от 22.07.2016 по делу № 05/06-16 о нарушении Федеральным бюджетным учреждением «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области» (644116, г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 117 А) части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Федеральному бюджетному учреждению «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области» расторгнуть договоры об оказании охранных услуг, заключенные с ООО «ЧОП «Эгида», от 15.03.2016 № 237 и от 15.03.2016 № 238.

 

2. Федеральному бюджетному учреждению «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области» исполнить пункт 1 настоящего предписания не позднее 14 дней с даты получения предписания.

 

3. Об исполнении предписания уведомить Омское УФАС России в течение трех  рабочих дней со дня исполнения.

 

 

 

 

В соответствии со статьей 52 ФЗ «О защите конкуренции» предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны