Решение б/н Решение № 05/19-15 по жалобе ОАО "Омскгазстройэксплуатация" ... от 5 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05/19-15

 

г. Омск

 

Резолютивная часть оглашена 14.12.2015

Изготовлено в полном объеме 28.12.2015                                                                        

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

< … >,

при участии от заявителя - открытого акционерного общества «Омскгазстройэксплуатация» (далее - ОАО «Омскгазстройэксплуатация», Заявитель): Мишурова Дмитрия Александровича (доверенность от 02.09.2015 № 77, личность удостоверена паспортом);

при участии от ответчиков по делу:

- Администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области (далее - Администрация) - < … >;

- общества с ограниченной ответственностью «МЕЖОБЛГАЗ» (далее - ООО «МЕЖОБЛГАЗ») - < … >;

при участии от заинтересованного лица - ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» - < … >

при участии от лица, располагающего сведениями – Сибирское управление Ростехнадзора Омской области - < … >,

рассмотрев дело № 05/19-15 по признакам нарушения Администрацией (646800, Омская область, р.п. Таврическое, ул. Ленина, д. 27) статей 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Приказом Омского УФАС России от 18.09.2015 № 214 возбуждено дело             № 05/19-15 в отношении Администрации.

Основанием для возбуждения дела № 05/19-15 послужило поступившее в Омское УФАС России (вх. от 21.08.2015 № 7676) заявление ОАО «Омскгазстройэксплуатация» на действия Администрации по заключению договора на техническую эксплуатацию систем газоснабжения от 01.01.2015 б/н с ООО «МЕЖОБЛГАЗ» на эксплуатацию объекта газораспределительной системы «Распределительный газопровод к жилым домам по ул. Автомобилистов, Северная, Транспортная, Кирова, Юбилейная, Мира, Чкалова, Советская, пер. Лесной, пл. Победы в р.п. Таврическое Таврического района Омской области», шифр проекта - № 50-11/050, протяженностью 11 232,0 м. (далее - Газопровод, спорный газопровод) (далее - договор от 01.01.2015), которые, по мнению Заявителя, являются нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции, привели к ограничению, устранению конкуренции.

В обоснование своей позиции в указанном заявлении ОАО «Омскгазстройэксплуатация» указало следующие обстоятельства.

При сдаче в эксплуатацию Газопровода ОАО «Омскгазстройэксплуатация» как собственник технологически связанных сетей, на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выступило в качестве его эксплуатирующей организации, что отражено в соответствующем акте № 1 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии от 24.10.2012.

ОАО «Омскгазстройэксплуатация» с 16.06.2008 принадлежит на праве собственности технологически связанная сеть - Газопровод ГРС «Таврическая» - центральная котельная в р.п. Таврическое, к которой присоединен данный Газопровод.

В последующем 20.11.2012 было заключено дополнительное соглашение № 3 к договору от 19.11.2009 № 2009-06/1923 с Администрацией на техническую эксплуатацию систем газораспределения, в котором была отражена передача на эксплуатацию                       ОАО «Омскгазстройэксплуатация» Газопровода (далее - договор от 19.11.2009), согласно пункту 4.6 которого срок действия договора - 5 лет, договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.

Заявитель указывает, что действие договора от 19.11.2009 закончилось 19.11.2014 и в связи с отсутствием возражений Администрации ОАО «Омскгазстройэксплуатация» продолжило эксплуатацию Газопровода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в случае если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Как установлено в статье 610 ГК РФ в этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.

Предупреждений со стороны Администрации об отказе от договора от 19.11.2009 в ОАО «Омскгазстройэксплуатация» не поступало.

Письмом от 25.03.2015 ОАО «Омскгазстройэксплуатация» предложила Администрации перезаключить договор на эксплуатацию Газопровода. К письму был приложен подписанный со стороны ОАО «Омскгазстройэксплуатация» проект нового договора № 2014-06/2350 на техническую эксплуатацию Газопровода (проект договора). Заявитель указывает, что в письме содержалась просьба, в случае несогласия Администрации с какими-либо условиями проекта договора, направить протокол разногласий. Данное письмо с проектом договора, как следует из уведомления о вручении, было получено Администрацией по почте 27.03.2015.

Согласно статье 440 ГК РФ в случае когда в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока. При этом, в соответствии с положениями статьи 438 ГК РФ молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон.

Отказов от заключения договора технической эксплуатации в установленный в письме ОАО «Омскгазстройэксплуатация» от 25.03.2015 тридцатидневный срок от Администрации не поступало. Данный срок истек 27.04.2015.

Из положений Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 (далее - Технический регламент), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 № 542 (далее - Федеральные нормы и правила), следует, что у сетей газораспределения, являющихся опасным производственным объектом, после начала эксплуатации не может не быть эксплуатирующей организации. В частности, в пункте 9 указанных выше Федеральных норм и правил установлено, что в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ. Аналогичное положение содержится в пункте 95 Технического регламента.

Отсутствие ответа со стороны Администрации в течение 30 дней на направленную ОАО «Омскгазстройэксплуатация» оферту, было расценено ОАО «Омскгазстройэксплуатация» как акцепт Администрацией, так как договор на эксплуатацию Газопровода должен был быть заключен в обязательном порядке.

19.05.2015 ОАО «Омскгазстройэксплуатация» было получено письмо Администрации от 13.05.2015 № 01-19/780 о том, что Администрацией 01.01.2015 заключен договор на эксплуатацию газопровода с ООО «МЕЖОБЛГАЗ».

Заявитель спрашивает, если договор от 19.11.2009 прекратил действие 19.11.2014 и не был продлен, какой хозяйствующий субъект осуществлял эксплуатацию Газопровода в период с 20.11.2014 до 01.01.2015?

Кроме того, согласно пункту 9 Федеральных норм и правил организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации сетей газораспределения обязаны хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Если договор на эксплуатацию Газопровода с ООО «МЕЖОБЛГАЗ» был заключен 01.01.2015, то непонятно почему до 19.05.2015, когда было получено письмо Администрации, никто не обращался в ОАО «Омскгазстройэксплуатация» за передачей документации, ведь без документации эксплуатировать Газопровод невозможно.

Заявитель утверждает, что фактическую эксплуатацию Газопровода по настоящее время продолжает осуществлять ОАО «Омскгазстройэксплуатация».

Заявителю непонятно чем выгоднее мог быть для Администрации договор с ООО «МЕЖОБЛГАЗ», заключенный 01.01.2015, по сравнению с предложением ОАО «Омскгазстройэксплуатация», которого на тот момент времени вообще еще не было и впервые появилось только 25.03.2015, то есть когда договор с ООО «МЕЖОБЛГАЗ» уже был заключен.

При заключении договора от 01.01.2015 с ООО «МЕЖОБЛГАЗ» Администрация каких-либо предложений от ОАО «Омскгазстройэксплуатация» не запрашивала.

ОАО «Омскгазстройэксплуатация» письмом от 11.06.2015 № 01-04/776-ОАО сообщило Администрации о том, что считает ее действия по передаче Газопровода на эксплуатацию ООО «МЕЖОБЛГАЗ» незаконными.

Письмом от 16.07.2015 № 01-19/1355 Администрация сообщила, что ООО «МЕЖОБЛГАЗ» было предложено организовать эксплуатацию Газопровода. Заявителю непонятно, когда было сделано ООО «МЕЖОБЛГАЗ» предложение Администрации, какими критериями руководствовалась Администрация при выборе ООО «МЕЖОБЛГАЗ», почему не направлялось предложение иным газораспределительным организациям.

 

В соответствии с определениями Омского УФАС России от 28.09.2015, от 07.10.2015, от 23.10.2015 Заявителем 23.10.2015, 29.10.2015, 16.11.2015 (вх. Омского УФАС России от 23.10.2015 № 9816/1, от 29.10.2015 № 9988, от 16.11.2015 № 10463/1) представлены письменные пояснения относительно обстоятельств дела № 05/19-15 и копии документов:

- свидетельства о государственной регистрации права на газопровод ГРС «Таврическая» - центральная котельная в р.п. Таврическое;

- распоряжения Администрации от 24.10.2012 № 159-О «О создании комиссии по приемке законченного строительством объекта»;

- акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 24.10.2012 № 1;

- акта итоговой проверки от 30.10.2012 № 05-08/113сб/2012 при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства;

- заключения № 187 от 30.10.2012 о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации;

- акта итоговой проверки № 06/1-07/385 при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства;

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 13.11.2012 № RU 5552600-132;

- договора от 19.11.2009;

- проекта договора от 19.11.2014;

- графиков обхода трасс, текущего ремонта газопроводов, технического обслуживания, текущего ремонта запорной арматуры на 2014, 2015 годы по эксплуатационному участку № 13;

- журнала текущего ремонта наружных газопроводов;

- журнала технического обслуживания и ремонта арматуры, установленной на газопроводах;

- журналов обхода трасс газопроводов;

- журнала технического обслуживания ГРП (ГРУ);

- графиков технического состояния, проверки параметров, обслуживания и технического ремонта ГРПШ, на 2014, 2015 год по эксплуатационному участку № 13;

- маршрутной карты № 37 Газопровода;

- письма ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» от 13.07.2015 № 06/2464 о направлении ОАО «Омскгазстройэксплуатация» дополнительного соглашения.

- сведения об объеме транспортировки газа населению р.п. Таврическое за 2014 год.

Представитель Заявителя на заседаниях Комиссии поддержал доводы, изложенные в жалобе ОАО «Омскгазстройэксплуатация от 21.08.2015 исх. № 01-04/1287-ОАО в полном объеме и высказался согласно представленным пояснениям.

 

Дополнительно в письменном пояснении от 16.11.2015 б/н Заявитель указывает следующее:

1.1 ОАО «Омскгазстройэксплуатация» считает, что действия Администрации по заключению с ООО «МЕЖОБЛГАЗ» спорного договора ограничили конкуренцию между ГРО (ОАО «Омскгазстройэксплуатация» и ООО «МЕЖОБЛГАЗ») на рынке услуг по транспортировке газа по спорному газопроводу, а сам по себе такой договор является соглашением между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом (ООО «МЕЖОБЛГАЗ»), на основании которого с рынка транспортировки газа по спорному газопроводу устраняется ОАО «Омскгазстройэксплуатация».

Согласно письму ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» от 13.07.2015 поставщик газа исключает из договора транспортировки газа с ОАО «Омскгазстройэксплуатация» абонентов р.п. Таврическое, подключенных к Газопроводу. Следовательно, хозяйствующий субъект, с которым Администрация заключает договор на эксплуатацию Газопровода, получает право осуществлять транспортировку газа по Газопроводу и оплату за данные услуги от поставщика газа ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск».

1.2 На заседании Комиссии представитель Администрации пояснила, что проходили совещания с участием представителей Администрации и ООО «МЕЖОБЛГАЗ», на которых было принято решение передать Газопровод на эксплуатацию ООО «МЕЖОБЛГАЗ». При этом на эти совещания ОАО «Омскгазстройэксплуатация» не приглашалось.

Заявитель считает, что данные обстоятельства подтверждают осуществление согласованных действий между ООО «МЕЖОБЛГАЗ» и Администрацией, которые привели к ограничению конкуренции (письмо Администрации от 02.10.2015 года в Омское УФАС России, согласно которому в период с 01.01.2015 эксплуатация Газопровода проводилась ООО «МЕЖОБЛГАЗ» после внесения устного предложения на совместном совещании).

1.3 Согласно письменным пояснениям ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» от 21.10.2015 года № 09/3528 появление дополнительных ГРО в процессе транспортировки газа приводит к увеличению финансовой нагрузки на конечных потребителей. ОАО «Омскгазстройэксплуатация» в пояснениях от 23.10.2015 представлен соответствующий расчет увеличения расходов на транспортировку газа.

В этой связи Заявителю видится обоснованным применение к спорным правоотношениям п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, согласно которому предусматривается преимущественное право организации, владеющей технологически связанными сетями на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Данная норма законодательно закрепляет обеспечение возможности сокращения количества ГРО при транспортировке газа конкретному конечному потребителю.

Договор от 01.01.2015 по сути, и есть договор, на основании которого ГРО осуществляется безвозмездное пользование бесхозяйным газопроводом.

ОАО «Омскгазстройэксплуатация» владеет на праве собственности технологически связанными сетями, от которых подключен Газопровод, идущими от ГРС на выходе из системы магистральных газопроводов Газопровод ГРС «Таврическая» - центральная котельная в р.п. Таврическая.

Однако Администрацией заключен договор от 01.01.2015 с ООО «МЕЖОБЛГАЗ» без учета преимущественного права ОАО «Омскгазстройэксплуатация», владеющей на праве собственности технологически связанными сетями, что в конечном итоге приводит к увеличению финансовой нагрузки на конечных потребителей.

Представитель Администрации на заседании комиссии подтвердил, что вопрос о правах правообладателя технологически связанных сетей Администрацией при заключении спорного договора не рассматривался.

В письме Администрации от 19.10.2015 в Омское УФАС России указано, что при выборе газораспределительной организации по эксплуатации Газопровода Администрацией на учитывался факт того, что наличие нескольких газораспределительных организаций повышает стоимость газа для потребителей.

1.4 Согласно письму Ростехнадзора от 19.10.2015 № 5-24-13/9169 эксплуатация Газопровода в отсутствие проектной и исполнительной документации будет являться нарушением действующего законодательства.

Администрация впервые запросила в ОАО «Омскгазстройэксплуатация» документацию на Газопровод письмом от 13.05.2015, полученным ОАО «Омскгазстройэксплуатация» 19.05.2015, однако договор на эксплуатацию с ООО «МЕЖОБЛГАЗ» заключен с 01.01.2015, то есть действовал к этому моменту уже более 5 месяцев в нарушение положений Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления.

1.5 Условия договоров эксплуатации, предложенных ОАО «Омскгазстройэксплуатация» и ООО «МЕЖОБЛГАЗ» не могут сравниваться, так как они относятся к различным периодам его эксплуатации: ОАО «Омскгазстройэксплуатация» с 19.11.2014  и ООО «МЕЖОБЛГАЗ» с 01.01.2015.

Заявитель делает вывод, что ООО «МЕЖОБЛГАЗ» не предлагало каких-либо условий эксплуатации в период с 19.11.2014 по 01.01.2015.

Изначально Администрацией не был установлен срок эксплуатации, на который выбиралась ГРО, а значит нельзя делать вывод, что предложения ГРО, относящиеся к различному периоду времени эксплуатации, можно сравнивать и выбирать лучшее.

1.6 Выбор Администрацией ООО «МЕЖОБЛГАЗ» в качестве эксплуатирующей организации по критериям обязанности осуществить регистрацию объекта в реестре ОПО и страхованию объекта (письмо ООО «МЕЖОБЛГАЗ» от 29.04.2015) не обоснован, так как пока Газопровод является бесхозным и право собственности на него ни за кем не зарегистрировано выполнение данных действий невозможно.

В письме Ростехнадзора от 18.06.2015 ООО «МЕЖОБЛГАЗ» отказано в регистрации Газопровода в реестре ОПО по причине отсутствия документов, подтверждающих право владения на опасный производственный объект.

Без регистрации права собственности на Газопровод согласно положению статьи 209 ГК РФ не может возникнуть законное право владения Газопроводом, а значит в принципе ни ООО «МЕЖОБЛГАЗ», ни ОАО «Омскгазстройэксплуатация» не могут осуществить страхование и регистрацию в реестре ОПО Газопровода.

Исходя из изложенного Заявитель делает вывод, что критерии выбора                             ООО «МЕЖОБЛГАЗ» являются надуманными и необоснованными.

Относительно капитального ремонта Газопровода, Заявитель поясняет, что договор с ООО «МЕЖОБЛГАЗ» не содержит обязанности ООО «МЕЖОБЛГАЗ» осуществлять капитальный ремонт Газопровода, а значит, что не имеется более выгодного условия и в данной части.

1.7 Заявитель утверждает, что оценка представленных ГРО договоров Администрацией не проводилась, что подтверждается письмом Администрации в Омское УФАС России от 31.05.2015 № 01-19 1598, где четко указано «Администрацией в декабре 2014 года было предложено ООО «МЕЖОБЛГАЗ» организовать эксплуатацию бесхозяйных газопроводов».

Заявитель утверждает, что решение о смене эксплуатирующей организации на ООО «МЕЖОБЛГАЗ» было принято Администрацией еще в декабре 2014 года, а предложение ОАО «Омскгазстройэксплуатация» от 25.03.2015 о продлении договора было получено только 27.03.2015.

1.8 Заявитель полагает, что ООО «МЕЖОБЛГАЗ» никаких проектов договора на эксплуатацию в Администрацию не направляло и сравнивать проект договора ОАО «Омскгазстройэксплуатация» Администрации было не с чем.

Так, письмом от 29.04.2015 ООО «МЕЖОБЛГАЗ» уведомило Администрацию о готовности осуществлять эксплуатацию Газопровода, зарегистрировать его в реестре ОПО и страховать Газопровод. Однако при этом ООО «МЕЖОБЛГАЗ» проект договора не направляло в Администрацию.

Заявитель полагает, что Администрация сама подготовила проект договора на эксплуатацию Газопровода и направила в ООО «МЕЖОБЛГАЗ» для рассмотрения и подписания. Проект договора с сопроводительным письмом был получен ООО «МЕЖОБЛГАЗ» 14.05.2015 (подтверждается соответствующей отметкой), следовательно, по состоянию на 13.05.2015 не имелось подписанного договора между    ООО «МЕЖОБЛГАЗ» и Администрацией.

Тем не менее, Администрация отказала ОАО «Омскгазстройэксплуатация» в заключении договора письмом от 13.05.2015, при этом, не имея еще точной уверенности в том, что подготовленная ей редакция договора будет подписана ООО «МЕЖОБЛГАЗ».

1.9 Администрация распоряжалась Газопроводом до момента принятия решения схода граждан, за счет которых осуществлялось строительство Газопровода, о возможности оформления права собственности на Газопровод за Администрацией как на бесхозяйный объект.

Протокол схода граждан об оформлении газопровода Администрацией датирован 09.06.2015 и 29.06.2015.

При этом гражданами, вложившими деньги в строительство Газопровода, не принималось решение о передаче Газопровода от одной эксплуатирующей организации другой. На сходе граждан Администрация вводит их в заблуждение, сообщая, что договор с ОАО «Омскгазстройэксплуатация» закончился, и ОАО «Омскгазстройэксплуатация» было предложено городскому поселению заключить договор.

В протоколе схода от 09.06.2015 зафиксировано желание граждан, вложивших денежные средства в строительство Газопровода, чтобы его эксплуатацию продолжало ОАО «Омскгазстройэксплуатация».

 

В письменном пояснении ОАО «Омскгазстройэксплуатация» от 07.12.2015 б/н Заявитель указывает следующее:

Заявитель полагает, что устные доводы представителя ООО «МЕЖОБЛГАЗ» о невозможности регистрации Газопровода в реестре опасных производственных объектов без передачи ОАО «Омскгазетройэксплуатация» необходимой документации являются необоснованными.

Во-первых, ООО «МЕЖОБЛГАЗ» изготовило и завело всю необходимую для этого документацию.

Во-вторых, согласно ответу Ростехнадзора от 18.06.2015 в качестве основания для отказа в регистрации спорного газопровода в реестре опасных производственных объектов указано непредставление заявителем документов, подтверждающих право владения объектом.

В-третьих, как установлено в пункте 23.1.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606, для регистрации объекта в реестре ОПО должны быть представлены документы, подтверждающие право собственности и владения опасным производственным объектом. Очевидно, что для бесхозяйных газопроводов, право собственности на которые никем не оформлены и не зарегистрированы, данные документы представлены быть не могут.

В части возможности страхования бесхозяйных газопроводов, право собственности, на которые никем не оформлены и не зарегистрированы, Заявитель отмечает следующее.

Согласно Правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 № 916, для заключения договора обязательного страхования страхователь предоставляет страховщику следующие документы:

-    копию документа, подтверждающего право собственности и владения опасным производственным объектом;

-    копию свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре.

Таким образом, не имеется возможности застраховать бесхозяйный газопровод, право собственности, на который никем не оформлено и не зарегистрировано.

Заявитель полагает, что ссылка ООО «МЕЖОБЛГАЗ» на статью 55 Градостроительного кодекса РФ относительно пакета документов для ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства необоснованна, поскольку к спорной ситуации не имеет отношения, так как Газопровод введен в эксплуатацию еще в 2012 году.

 

На территории Таврического городского поселения помимо ОАО «Омскгазстройэксплуатация» и ООО «МЕЖОБЛГАЗ» осуществляет деятельность по эксплуатации газораспределения АО «Омскоблгаз».

Заявитель в пояснении от 07.12.2015 б/н утверждает, что АО «Омскоблгаз» также может быть заинтересовано в эксплуатации Газопровода, однако Администрация при рассмотрении вопроса о выборе эксплуатирующей организации, не рассматривала АО «Омскоблгаз» в качестве организации, которой возможно передать Газопровод, что, по мнению Заявителя, дополнительно подтверждает наличие ограничивающего конкуренцию соглашения между ООО «МЕЖОБЛГАЗ» и Администрацией.

Согласно пункту 2 статьи 24 Конституции РФ органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

В статье 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закреплены принципы открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления.

Вопрос о смене эксплуатирующей организации затрагивает права ОАО «Омскгазстройэксплуатация», в связи с чем Администрация обязана была обеспечить возможность ознакомления ОАО «Омскгазстройэксплуатация» с информацией о проведении выбора экплуатирующей организации для Газопровода.

ОАО «Омскгазстройэксплуатация» заявило ходатайство о выдаче предписания Администрации и (или) ООО «МЕЖОБЛГАЗ о расторжении договора от 01.01.2015 на техническую эксплуатацию Газопровода в случае если Комиссия установит нарушение антимонопольного законодательства в их действиях при его заключении.

 

2. В соответствии с определениями Омского УФАС России от 28.09.2015, от 07.10.2015, от 23.10.2015 Администрацией 03.09.2015, 05.10.2015, 19.10.2015 (вх. Омского УФАС России от 03.09.2015 № 8195, от 05.10.2015 № 9156, от 19.10.2015 № 9633) представлены письменные пояснения относительно обстоятельств дела № 05/19-15 и копии документов:

- договора подряда от 09.02.2012 г. № 6/02-12 на строительство Газопровода;

- договора от 19.11.2009;

- проекта договора от 19.11.2014;

- договора от 01.01.2015;

- договора на техническую эксплуатацию сети газораспределения от 07.09.2015             № 2015-06/1185, заключенного между Администрацией и ОАО «Омскгазстройэкусплуатация» (далее - договор от 07.09.2015);

- дополнительного соглашения от 01.12.2015 № 1 к договору на техническую эксплуатацию систем газоснабжения;

- письма Администрации от 13.05.2015 № 01-19/780 ОАО «Омскгазстройэксплуатация»;

- письма ООО «МЕЖОБЛГАЗ» от 29.04.2015 исх. № 80 в Администрацию о направлении предложений по заключению договора;

- письма Администрации от 13.05.2015 № 01-19/781 ООО «МЕЖОБЛГАЗ» о направлении договора;

- письма Администрации от 13.05.2015 № 01-19/780

- протоколов проведения собрания граждан по вопросу оформления собственности на Газопровод от 09.06.2015 № 3, от 29.06.2015 № 4;

- запросов в государственные органы и органы местного самоуправления по выявлению собственника Газопровода и ответы на них:

- представления прокурора Таврического района от 26.08.2015 № 01- 20/1171и ответа на него;

- письма Администрации от 16.07.2013 г. № 01-19/748, от 21.08.2013 г. № 01-19/861 направленные в ОАО «Омскгазстройэкусплуатация».

 

В письменных пояснениях Администрации от 31.08.2015 исх. № 01-19/1598, от 19.10.2015 № 01-19/1878 Администрация указывает следующее:

2.1 Администрация не является собственником Газопровода. Строительство Газопровода осуществлялось в соответствии с договором подряда 09.02.2012, согласно которому Администрация являлась заказчиком строительства с обязанностями по обеспечению доступа подрядчику для производства работ и приему выполненных работ, сторонами договора являются со стороны Заказчика - Администрация, со стороны Инвестора - жители р.п. Таврическое (физические лица), со стороны подрядчика - ООО «Монтажник 1» (646800, Омская область, р.п. Саргатское, ул. Кооперативная, д. № 97А). Газопровод был построен на средства физических лиц. В Администрации отсутствуют распорядительные документы на строительство Газопровода.

2.2 В период с 20.11.2012 по 19.11.2014 Газопровод эксплуатировался ОАО «Омскгазстройэксплуатация» в соответствии заключенным дополнительным соглашением № 3 к договору от 19.11.2009. ОАО «Омскгазстройэксплуатация» средства на ремонт, содержание Газопровода за период эксплуатации Газопровода не запрашивались, контроль за технической эксплуатацией Газопровода осуществлялся Администрацией путем визуального осмотра.

Согласно пункту 4.5 договора от 19.11.2009 срок действия договора - пять лет. Администрация не принимала решение о расторжении договора от 19.11.2009 с ОАО «Омскгазстройэксплуатация».

Администрация считает, что срок действия договора от 19.11.2009 истек 19.11.2015, договор является недействующим.

2.3 В период с 20.11.2014 по 31.12.2014 Администрации не было известно, что Газопровод не обслуживался, ОАО «Омскгазстройэкусплуатация» обратилось в Администрацию лишь в марте 2015 года. В период с 20.11.2014 по 31.12.2014 Администрация по обслуживанию Газопровода никаких мер не принимала. У Администрации отсутствуют сведения об эксплуатирующей организации Газопровода в период с 20.11.2014 по 01.01.2015.

Предложенный Администрации проект договора на эксплуатацию Газопровода ОАО «Омскгазстройэксплуатация» был рассмотрен, в проекте содержались условия неприемлемые для Администрации, такие как: финансирование капитального ремонта и технического диагностирования (п. 2.1.5, п. 3.2 договора); регистрация объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (п. 2.2.2.) и т.д.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания имущества. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ органы местного самоуправления вправе нести расходы на принадлежащее органу местного самоуправления имущество, в противном случае данные расходы повлекут нецелевое расходование денежных средств.

Предложенные ОАО «Омскгастройэксплуатация» условия договора Администрация, не являясь собственником объекта, выполнить не может в силу закона.

2.4 В период с 01.01.2015 по настоящее время эксплуатирующей организацией Газопровода является ООО «МЕЖОБЛГАЗ».

В декабре 2014 года на совместном совещании Администрации и ООО «МЕЖОБЛГАЗ», Администрация предложила ООО «МЕЖОБЛГАЗ» организовать эксплуатацию Газопровода до момента признания его муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством.

Администрация не обладает сведениями, о том каким образом ООО «МЕЖОБЛГАЗ» узнало о решении Администрации выбрать иную газораспределительную организацию для эксплуатации Газопровода.

При выборе эксплуатирующей организации Конкурс не проводился, рассматривались письменные и устные предложения, поступившие от ОАО «Омскгазстройэксплуатация» и ООО «МЕЖОБЛГАЗ».

Предложенный проект договора ООО «МЕЖОБЛГАЗ» не содержал финансовых обязательств для Администрации, а также обязательств по страхованию опасных объектов. Администрация сообщила ООО «МЕЖОБЛГАЗ», что не является собственником объектов газоснабжения и они не находятся ни в чьей собственности. Администрацией было выбрано именно ООО «МЕЖОБЛГАЗ» по причине того, что обществом были предложены наиболее приемлемые для Администрации условия договора.

Администрацией проводится работа по выявлению бесхозяйных инженерных сетей па территории городского поселения, по результатам проведенной работы Газопровод является бесхозяйным объектом.

2.5 В Администрации отсутствует исполнительно-техническая документация на газопроводные сети. Письмом от 13.05.2015 исх. № 01-19/780 Администрацией запрошены эксплуатационная и исполнительно-техническая документация по эксплуатации газопровода у ОАО «Омскгазстройэксплуатация».

На заседаниях Комиссии представитель Администрации с доводами жалобы не согласилась, высказалась согласно представленным в Омское УФАС России возражениям и пояснениям.

 

3. В соответствии с запросом Омского УФАС России от 24.08.2015 № 04-7863 определениями Омского УФАС России от 28.09.2015, от 07.10.2015, от 23.10.2015 ООО «МЕЖОБЛГАЗ» 07.09.2015, 22.10.2015 (вх. Омского УФАС России от 07.09.2015 № 8246, от 22.10.2015 № 9783э) представлены письменные пояснения относительно обстоятельств дела № 05/19-15 и копии документов:

- договора от 01.01.2015;

- акт приема-передачи имущества, передаваемого Администрацией ООО «МЕЖОБЛГАЗ», от 01.01.2015 б/н;

- письма ООО «МЕЖОБЛГАЗ» от 29.04.2015 № 80 Администрации о направлении предложений по заключению договора;

- письма Администрации от 13.05.2015 № 01-19/780 ОАО «Омскгазстройэксплуатация» передаче исполнительно-технической документации по эксплуатации Газопровода;

- письма Администрации от 13.05.2015 № 01-19/781 ООО «МЕЖОБЛГАЗ» о направлении договора на техническую эксплуатацию систем газоснабжения на эксплуатацию Газопровода;

- графика осмотра ООО «МЕЖОБЛГАЗ» технического состояния трасс на 2015 год;

- графика технических осмотров, технического обслуживания ШРП, ГРПШ ООО «МЕЖОБЛГАЗ» Таврического газового участка;

- маршрутной карты Газопровода;

- эксплуатационного журнала газопроводов по маршруту № 1А, 2А;

- эксплуатационного журнала пункта редуцирования газа ул. Автомобилистов № 1А;

- эксплуатационного журнала пункта редуцирования газа пер. Лесной № 1А;

- письма Сибирского управления Ростехнадзора от 18.06.2015 № 5-04-13/6436 об отказе ООО «МЕЖОБЛГАЗ» в регистрации Газопровода.

 

В письменных пояснениях ООО «МЕЖОБЛГАЗ» от 07.09.2015 б/н, от 15.10.2015 б/н (вх. Омского УФАС России от 07.09.2015 № 8246 от 15.10.2015 б/н) ООО «МЕЖОБЛГАЗ» указывает следующее:

3.1 В соответствии с договором от 01.01.2015 ООО «МЕЖОБЛГАЗ» является эксплуатирующей организацией Газопровода. Фактическое обслуживание Газопровода ООО «МЕЖОБЛГАЗ» осуществляет с 01.01.2015. В соответствии с графиком технических осмотров, технического обслуживания Газопровода ООО «МЕЖОБЛГАЗ» регулярно проводится осмотр территории газопровода на предмет отсутствия посторонних предметов. В соответствии с графиком осмотра технического состояния трасс на 2015 год проводится ремонт и техническое обслуживание по результатам мониторинга после окончания отопительного сезона согласно утвержденному плану.

3.2 ОАО «Омскгазстройэксплуатация» в нарушение ч. 8 ст. 55.25 Градостроительного Кодекса РФ ОАО «Омскгазстройэксплуатация» до сих пор не передало Администрации эксплуатационную и исполнительно-техническую документацию на Газопровод.

В соответствии с ч. 8 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ в случае перемены лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, лицо, которое являлось ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, обязано передать новому лицу, ответственному за эксплуатацию здания, сооружения, в течение десяти дней журнал эксплуатации здания, сооружения, документы, подтверждающие выполнение работ по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю, текущему ремонту здания, сооружения.

Согласно письму от 13.05.2015 Администрация запросила у ОАО «Омскгазстройэксплуатация» эксплуатационную и исполнительно-техническую документацию на Газопровод для его последующей передачи новой эксплуатирующей организации ООО «МЕЖОБЛГАЗ».

ООО «МЕЖОБЛГАЗ» для фактической эксплуатации объекта газоснабжения изготовило и завело всю необходимую документацию. В регистрации Газопровода Сибирское управление Ростехнадзора своим письмом от 18.06.2015 ООО «МЕЖОБЛГАЗ» отказало.

3.3 ООО «МЕЖОБЛГАЗ» был передан один газопровод, эксплуатируемый в                     р.п. Таврическое, тогда как ОАО «Омскгазстройэксплуатация» наряду с Газопроводом в р.п. Таврическое эксплуатируются еще 11 газопроводов, которые также являются бесхозяйными.

Из объяснений ОАО «Омскгазстройэксплуатация» от 23.10.2015 следует, что по состоянию на 01.01.2015 ОАО «Омскгазстройэксплуатация» обеспечивала транспортировку газа потребителям (населению) р.п. Таврическое в количестве 763 абонента. После заключения Администрацией с ООО «МЕЖОБЛГАЗ» договора на эксплуатацию Газопровода ЗАО «Газпром Межрегионгаз Омск» предложило ОАО «Омскгазстройэксплуатация» исключить 301 потребителя из договора транспортировки газа.

Таким образом, можно сделать вывод, что остальные 11 бесхозяйных газопроводов продолжают эксплуатироваться ОАО «Омскгазстройэксплуатация», обеспечивая транспортировку газа остальным потребителям р.п. Таврическое в количестве 462 абонента, что опровергает довод ОАО «Омскгазстройэксплуатация» о том, что действиями Администрации и ООО «МЕЖОБЛГАЗ» ОАО «Омскгазстройэксплуатация» было ограничено в допуске на товарный рынок.

Представитель ООО «МЕЖОБЛГАЗ» на заседаниях Комиссии с доводами жалобы ОАО «Омскгазстройэксплуатация» от 21.08.2015 № 01-04/1287-ОАО не согласился высказался в соответствии с представленными возражениями и пояснениями.

 

4. В соответствии с определением Омского УФАС России от 07.10.2015                        ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» 23.10.2015 (вх. Омского УФАС России от 23.10.2015              № 9817ф) представлены письменные пояснения относительно обстоятельств дела, а именно:

Согласно Стандарту отрасли «Техническая эксплуатация газораспределительных систем», утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 27.06.2003 № 259 (ОСТ 153-39.3-051-2003) техническая эксплуатация - комплекс работ по вводу объектов газораспределительных систем в эксплуатацию и поддержанию их в исправном и работоспособном состоянии в процессе эксплуатации путем проведения технического обслуживания, ремонта, технического диагностирования и других видов работ. Следовательно, эксплуатационная организация обеспечивает безопасную эксплуатацию газопровода, транспортировку газа и выполнение иных работ в соответствии с действующими регламентами, поэтому при отсутствии эксплуатационной организации невозможно его использование.

Наличие нескольких газораспределительных организаций, участвующих в транспортировке газа до конечных потребителей, и имеющих заключенные договоры на транспортировку, в том числе в транзитном потоке, увеличивают финансовую нагрузку на конечных потребителей.

В соответствии с заключенными договорами поставки газа производственные потребители получают газ от поставщика на выходе из ГРС. За транспортировку покупатели газа производят оплату самостоятельно в соответствии с заключенными договорами с газораспределительными организациями, и чем больше количество ГРО, участвующих в транспортировке, тем больше затрат несет покупатель газа.

Для населения розничная цена на газ устанавливается РЭК Омской области и включает в себя, в том числе все расходы по транспортировке. При наличии нескольких ГРО уполномоченный государственный орган устанавливает тарифы для ГРО с учетом экономически обоснованных затрат каждой ГРО и предельным уровнем роста тарифов, т.е. регулирует процесс ценообразования и контролирует его рост. Если ГРО, участвующая в транспортировке газа, обычно в транзитном потоке, и не имеющая заключенных договоров на транспортировку обращается в судебные органы для получения денежных средств за оказанные услуги, то такие действия ГРО приводят к неконтролируемому росту затрат на транспортировку, которые включаются в цену газа на следующие периоды регулирования.

 

5. В соответствии с определениями Омского УФАС России от 28.09.2015, от 07.10.2015 Сибирским управлением Ростехнадзора 07.10.2015, 19.10.2015 (вх. Омского УФАС России от 07.10.2015 № 9241э, от 19.10.2015 № 9642э) представлены следующие письменные пояснения относительно обстоятельств дела:

В отношении ОАО «Омскгазстройэксплуатация» - организации эксплуатирующей Газопровод, была проведена плановая выездная проверка, нарушения не выявлены.

В соответствии с п. 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденные приказом Ростехнадзора 15.11.2013 № 542 зарегистрированных Министерством юстиции РФ 31.12.2013 № 30929 организация, осуществляющая деятельность по эксплуатации сетей газораспределения должна хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатационной организации. Дальнейшая эксплуатация газопровода без наличия проектной и исполнительной документации будет являться нарушением вышеуказанных правил.

 Газопровод в государственном реестре опасных производственных объектов не значится ни за одной эксплуатирующей организацией.

 

6. Рассмотрев имеющиеся в деле № 05/19-15 материалы, выслушав представителей Заявителя, Ответчиков, заинтересованных лиц, Комиссия заключает следующее.

6.1 Из положений Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Технического регламента, Федеральных норм и правил, следует, что у сетей газораспределения, являющихся опасным производственным объектом, после начала эксплуатации не может не быть эксплуатирующей организации. В частности, в пункте 9 Федеральных норм и правил установлено, что в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ. Аналогичное положение содержится в пункте 95 Технического регламента.

Строительство Газопровода осуществлялось в соответствии с договором подряда от 09.02.2012 № 6/02-12, согласно которому Администрация являлась заказчиком строительства с обязанностями по обеспечению доступа подрядчику для производства работ и приему выполненных работ, сторонами договора являются со стороны Заказчика - Администрация, со стороны Инвестора - жители р.п. Таврическое (физические лица), со стороны подрядчика - ООО «Монтажник 1».

Администрация не является собственником Газопровода. Газопровод был построен на средства физических лиц.

Согласно Акту № 1 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 24.10.2012 Газопровод построен в мае-октябре 2012 года, эксплуатирующая организация - ОАО «Омскгазстройэксплуатация».

ОАО «Омскгазстройэксплуатация» с 16.06.2008 принадлежит на праве собственности технологически связанная сеть - Газопровод ГРС «Таврическая» - центральная котельная в р.п. Таврическое, к которой присоединен Газопровод (свидетельство о государственной регистрации права от 16.06.2008 серия <...> АВ № 686074).

Администрацией 20.11.2012 было заключено дополнительное соглашение № 3 к договору от 19.11.2009 № 2009-06/1923, в котором была отражена передача Газопровода на эксплуатацию ОАО «Омскгазстройэксплуатация».

Согласно пунктам 4.5, 4.6, 4.7 договора от 19.11.2009 договор заключается сроком на пять лет и вступает в силу с момента его подписания сторонами. Договор может быть досрочно расторгнут в любое время по соглашению сторон и прекращает свое действие в случаях предусмотренных законодательством.

Учитывая изложенное, срок действия договора от 19.11.2009 закончился 19.11.2014.

6.2 Письмом от 25.03.2015 ОАО «Омскгазстройэксплуатация» предложила Администрации перезаключить договор на эксплуатацию Газопровода. К письму был приложен подписанный со стороны ОАО «Омскгазстройэксплуатация» проект нового договора. Данное письмо с проектом договора, как следует из уведомления о вручении, было получено Администрацией по почте 27.03.2015. Отказов от заключения договора технической эксплуатации Газопровода в установленный в письме ОАО «Омскгазстройэксплуатация» от 25.03.2015 тридцатидневный срок (27.04.2015) от Администрации не поступало.

В соответствии с пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, в случае если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Как установлено в статье 610 ГК РФ в этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.

В период с 20.11.2014 по 25.03.2015 ни одна из сторон договора от 19.11.2009 не заявила требование о расторжении договора от 19.11.2009.

19.05.2015 ОАО «Омскгазстройэксплуатация» было получено письмо Администрации от 13.05.2015 № 01-19/780 о том, что с 01.01.2015 Администрацией заключен договор на эксплуатацию газопровода с ООО «МЕЖОБЛГАЗ».

6.3 Согласно договору от 01.01.2015 ООО «МЕЖОБЛГАЗ» принимает на себя обязанности по технической эксплуатации Газопровода, в том числе ведение в полном объеме эксплуатационной документации. Исполнитель приступает к исполнению обязанностей по технической эксплуатации объектов со дня подписания акта приема-передачи объектов (пункт 1.2 Договора).

Согласно пункту 2.1 Договора Администрация обязуется:

«2.1.1 До начала организации эксплуатации объектов передать копии исполнительно - технической и эксплуатационной документации.

Акт приема - передачи документации оформляет «Заказчик» и подписывают обе стороны.

2.1.2 Передать Объекты на техническую эксплуатацию по акту приема - передачи. Акт приема-передачи объектов оформляет «Заказчик», подписывают «Заказчик» и «Исполнитель». С момента подписания Акт приема-передачи объектов является неотъемлемой частью настоящего Договор (приложение № 2).

2.1.3 Обеспечить устранение замечаний к технической документации и техническому состоянию объектов, установленных в соответствии с п. 2.3.1., в согласованные сторонами сроки на основании отдельно заключаемых договоров».

Дополнительным соглашением от 01.12.2015 № 1 к договору от 01.01.2015 изменена дата заключения договора на 13.05.2015, срок действия договора распространен на правоотношения, возникшие с 01.01.2015.

6.4 Согласно п. 3, п. 4 ч. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся:

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно имеющимся в деле документам, инвестором строительства Газопровода являлись жители р.п. Таврическое, однако, по настоящее время право собственности на Газопровод не оформлено, сведения о Газопроводе отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 29.06.2015 состоялся сход граждан, проживающих в р.п. Таврическое по вопросу собственности на Газопровод (протокол от 29.06.2015 № 4) на котором принято решение признать Газопровод бесхозяйным и передать его в собственность Таврическому городскому поселению.

В июле 2015 года Администрацией направлены запросы о принадлежности Газопровода, на которые получены отрицательные ответы.

Прокуратурой Таврического района Омской области по результатам проверки соблюдений законодательства о муниципальной собственности в деятельности Администрации выявлено, что Администрация не исполнила установленную п. 3 ст. 225 ГК РФ обязанность по передаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке бесхозяйного Газопровода на учет.

Газопровод является опасным производственным объектом, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого газа. Ненадлежащее использование газовых сетей, отсутствие должного контроля за их техническим состоянием создает угрозу аварийной ситуации в пределах территорий муниципального образования, где они проложены. Администрации предписано принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений (представление № 7-12-2015/4402).

К компетенции органов местного самоуправления относятся, в том числе вопросы: организация снабжения газом населения, передача заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке бесхозяйных недвижимых вещей на учет.

Учитывая изложенное, Комиссия считает, что вопросы организации снабжения газом населения р.п. Таврическое, относятся к компетенции органов местного самоуправления и именно, Администрация, являющаяся заказчиком строительства Газопровода и заключившая договор на его техническую эксплуатацию, должна была предпринять меры по постановке бесхозяйного Газопровода на учет.

В соответствии с п. 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденные приказом Ростехнадзора 15.11.2013 № 542 зарегистрированным Министерством юстиции РФ 31.12.2013 № 30929 организация, осуществляющая деятельность по эксплуатации сетей газораспределения должна хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатационной организации. Дальнейшая эксплуатация газопровода без наличия проектной и исполнительной документации будет являться нарушением вышеуказанных правил.

 Газопровод в государственном реестре опасных производственных объектов не значится ни за одной эксплуатирующей организацией.

ОАО «Омскгазстройэксплуатация» и ООО «МЕЖОБЛГАЗ» представлены копии документов по осуществлению ими деятельности по технической эксплуатации Газопровода в период с 01.01.2015 по настоящее время.

Исполнительно-техническая эксплуатационная документация по настоящее время не передана Администрацией ООО «МЕЖОБЛГАЗ».

 

6.5 Администрацией и ООО «МЕЖОБЛГАЗ» представлены противоречивые документы и пояснения, согласно которым:

- Предложенный ОАО «Омскгазстройэксплуатация» проект договора на эксплуатацию Газопровода (вх. № 01-19/406 от 27.03.2015) не был заключен по причине того, что Администрация не является собственником Газопровода. Вместе с тем, Администрация заключает договор с ООО «МЕЖОБЛГАЗ», акт приема-передачи имущества Газопровода от 01.01.2015 (Приложение № 2 к Договору).

- В период с 20.11.2014 по 31.12.2014 Администрации не было известно, что Газопровод не обслуживался. Вместе с тем, в декабре 2014 года Администраций было проведено совместное совещание с ООО «МЕЖОБЛГАЗ», на котором было предложено ООО «МЕЖОБЛГАЗ» организовать эксплуатацию Газопровода.

- Администрация и ООО «МЕЖОБЛГАЗ» утверждают, что фактически эксплуатация Газопровода проводится ООО «МЕЖОБЛГАЗ» с 01.01.2015. Между тем, Администрация запросила эксплуатационную и исполнительно-техническую документацию в ОАО «Омскгазстройэксплуатация» письмом от 13.05.2015.

- Администрация утверждает, что ею были рассмотрены письменные и устные предложения, поступившие от ОАО «Омскгазстройэксплуатация» и ООО «МЕЖОБЛГАЗ» по эксплуатации Газопровода. Между тем, предложение ОАО «Омскгазстройэксплуатация» о заключении договора поступило в Администрацию 27.03.2015; документов, подтверждающих поступление в Администрацию предложений ООО «МЕЖОБЛГАЗ» о заключении договора, Комиссии не представлено; 19.05.2015                          ОАО «Омскгазстройэксплуатация» было получено письмо Администрации от 13.05.2015           № 01-19/780 о том, что Администрацией принято решение о передаче Газопровода ООО «МЕЖОБЛГАЗ» с 01.01.2015.

- Администрация утверждает, что договор с ООО «МЕЖОБЛГАЗ» более предпочтителен по причине того, что в договоре от 19.11.2009 отсутствуют обязанности по регистрации и страховании Газопровода. Между тем, права собственности на Газопровод не оформлены, следовательно, выполнение указанных обязанностей невозможно. 

В статье 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закреплены принципы открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления.

По мнению Комиссии действия Администрации по заключению договора от 01.01.2015 не соответствуют принципам открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления.

 

6.6 Основываясь на имеющихся в деле № 05/19-15 доказательствах, Комиссия пришла к заключению, что Администрацией и ООО «МЕЖОБЛГАЗ» осуществлены согласованные, ограничивающие конкуренцию действия.    

В ноябре 2014 года закончился срок действия договора от 19.11.2009, в декабре 2015 года Администрация проводит совместное совещание с ООО «МЕЖОБЛГАЗ» о передаче в эксплуатацию Газопровода. На совещание не были приглашены ни ОАО «Омскгазстройэксплуатация», ранее осуществлявшее эксплуатацию данного Газопровода, ни другие газораспределительные организации, осуществляющие данный вид деятельности на территории Таврического муниципального района, тем самым ограничив доступ иным хозяйствующим субъектам, в том числе ОАО «Омскгазстройэксплуатация», на рынок услуг по транспортировке газа в р.п. Таврическое.

Администрация и ООО «МЕЖОБЛГАЗ» единогласно утверждают, эксплуатация Газопровода осуществляется ООО «МЕЖОБЛГАЗ» с 01.01.2015. Вместе с тем, договор от 01.01.2015 фактически был заключен в мае 2015 года, что подтверждается письмом                                     ООО «МЕЖОБЛГАЗ» от 29.04.2015 исх. № 80 в Администрацию о направлении предложений по заключению договора, письмом Администрации от 13.05.2015                                  № 01-19/781 о направлении договора для подписания ООО «МЕЖОБЛГАЗ»; дополнительным соглашением от 01.12.2015 к договору от 01.01.2015. По соглашению сторон дата заключения договора изменена на 13.05.2015, срок действия договора распространен на правоотношения, возникшие с 01.01.2015.

Администрация совместно с ООО «МЕЖОБЛГАЗ» пыталась ввести в заблуждение Комиссию, указав в качестве обоснования заключения договора от 01.01.2015 с ООО «МЕЖОБЛГАЗ» - лучшую по сравнению с предложением ОАО «Омскгазстройэксплуатация» редакцию проекта договора, предложенного ООО «МЕЖОБЛГАЗ». В действительности после совещания в декабре 2015 года в Администрацию поступил лишь один проект договора - проект договора от 19.11.2014 предложенный ОАО «Омскгазстройэксплуатация» и поступивший в Администрацию 27.03.2015. Документов, подтверждающих поступление в Администрацию иных проектов договоров по эксплуатации Газопровода, в том числе, проекта договора, предложенного ООО «МЕЖОБЛГАЗ», Комиссии представлено не было. Из писем ООО «МЕЖОБЛГАЗ» от 29.04.2015 № 80 и Администрации от 13.05.2015 № 01-19/781 следует, что сторонами был подписан вариант договора, предложенный Администрацией.

 Статья 16 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия, в том числе, органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).

Комиссия считает, что действия Администрации и ООО «МЕЖОБЛГАЗ», приведшие к заключению договора на техническую эксплуатацию систем газоснабжения от 01.01.2015 б/н на эксплуатацию Газопровода являются согласованными действиями, нарушающими часть 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Рассмотрение дела № 05/19-15 о нарушении антимонопольного законодательства статьи 15 Закона о защите конкуренции в отношении Администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области прекратить.

2. Признать действия Администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области и ООО «МЕЖОБЛГАЗ», приведшие к заключению договора на техническую эксплуатацию систем газоснабжения от 01.01.2015 б/н на эксплуатацию объекта газораспределительной системы «Распределительный газопровод к жилым домам по ул. Автомобилистов, Северная, Транспортная, Кирова, Юбилейная, Мира, Чкалова, Советская, пер. Лесной, пл. Победы в р.п. Таврическое Таврического района Омской области», шифр проекта - № 50-11/050, протяженностью 11 232,0 м. (далее - Газопровод) (далее - договор от 01.01.2015), согласованными действиями нарушающими часть 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на рынок услуг по транспортировке газа или устранению с него хозяйствующих субъектов.

3.Выдать Администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области и ООО «МЕЖОБЛГАЗ» предписание о расторжении договора на техническую эксплуатацию систем газоснабжения от 01.01.2015 б/н, заключенного Администрацией с ООО «МЕЖОБЛГАЗ».

4. Материалы дела № 05/19-15 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Предписание № 05/19-15

об устранении нарушений антимонопольного законодательства

 

 

28 декабря 2015 г.                                                                                                                 г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

< … >,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего Решения от 14.12.2015 по делу № 05/19-15 о нарушении Администрацией Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области и обществом с ограниченной ответственностью «МЕЖОБЛГАЗ» (далее - ООО «МЕЖОБЛГАЗ») части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области расторгнуть договор на техническую эксплуатацию систем газоснабжения от 01.01.2015 б/н, заключенный с                              ООО «МЕЖОБЛГАЗ» на техническую эксплуатацию объекта газораспределительной системы «Распределительный газопровод к жилым домам по ул. Автомобилистов, Северная, Транспортная, Кирова, Юбилейная, Мира, Чкалова, Советская, пер. Лесной, пл. Победы в р.п. Таврическое Таврического района Омской области», шифр проекта - № 50-11/050.

 

2. Администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области исполнить пункт 1 настоящего предписания не позднее 14 дней с даты получения предписания.

 

3. Об исполнении предписания уведомить Омское УФАС России в течение трех  рабочих дней со дня исполнения.

 

 

 

В соответствии со статьей 52 ФЗ «О защите конкуренции» предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Предписание № 05/19-15

об устранении нарушений антимонопольного законодательства

 

 

28 декабря 2015 г.                                                                                                                 г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

< … >,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего Решения от 14.12.2015 по делу № 05/19-15 о нарушении Администрацией Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области и обществом с ограниченной ответственностью «МЕЖОБЛГАЗ» (далее - ООО «МЕЖОБЛГАЗ») части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «МЕЖОБЛГАЗ» расторгнуть договор на техническую эксплуатацию систем газоснабжения от 01.01.2015 б/н, заключенный с Администрацией Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области, на техническую эксплуатацию объекта газораспределительной системы «Распределительный газопровод к жилым домам по ул. Автомобилистов, Северная, Транспортная, Кирова, Юбилейная, Мира, Чкалова, Советская, пер. Лесной, пл. Победы в р.п. Таврическое Таврического района Омской области», шифр проекта - № 50-11/050.

 

2. ООО «МЕЖОБЛГАЗ» исполнить пункт 1 настоящего предписания не позднее 14 дней с даты получения предписания.

 

3. Об исполнении предписания уведомить Омское УФАС России в течение трех  рабочих дней со дня исполнения.

 

 

 

В соответствии со статьей 52 ФЗ «О защите конкуренции» предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Предписание № 05/19-15

об устранении нарушений антимонопольного законодательства

 

 

28 декабря 2015 г.                                                                                                                 г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

< … >,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего Решения от 14.12.2015 по делу № 05/19-15 о нарушении Администрацией Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области и обществом с ограниченной ответственностью «МЕЖОБЛГАЗ» (далее - ООО «МЕЖОБЛГАЗ») части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «МЕЖОБЛГАЗ» расторгнуть договор на техническую эксплуатацию систем газоснабжения от 01.01.2015 б/н, заключенный с Администрацией Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области, на техническую эксплуатацию объекта газораспределительной системы «Распределительный газопровод к жилым домам по ул. Автомобилистов, Северная, Транспортная, Кирова, Юбилейная, Мира, Чкалова, Советская, пер. Лесной, пл. Победы в р.п. Таврическое Таврического района Омской области», шифр проекта - № 50-11/050.

 

2. ООО «МЕЖОБЛГАЗ» исполнить пункт 1 настоящего предписания не позднее 14 дней с даты получения предписания.

 

3. Об исполнении предписания уведомить Омское УФАС России в течение трех  рабочих дней со дня исполнения.

 

 

 

В соответствии со статьей 52 ФЗ «О защите конкуренции» предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны