Решение б/н Дело № 05/27-12 в отношении Министерства строительства, тран... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 05/27-12

 

16 января 2013 года                                                                                                              
г. Омск

 

Резолютивная часть оглашена 25.12.2012

Изготовлено в полном объеме 16.01.2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

С.В. Суменкова - руководителя управления, председателя Комиссии;

Г.В. Лаптевой - начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

В.М. Михеева - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

Ю.В. Стоговой - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

при участии от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Плазма» (далее - ООО «Плазма», Общество)

<…> Общества (протокол № 1 общего собрания участников Общества от 31.03.2011; личность удостоверена паспортом);

при участии от ответчика по делу - Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Министерство)

<…> Министерства (доверенность от 09.06.2012 без номера, удостоверение № 48 выдано 13.12.2011);

при участии от лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, - Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области)

<…> (доверенность от 11.01.2012 № 01-06/3, удостоверение № 122 выдано 18.03.2008);

в присутствии <…> Министерства (без доверенности на участие в деле № 05/27-12 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - дело № 05/27-12), удостоверение № 198 выдано 24.09.2008),

рассмотрев дело № 05/27-12 по признакам нарушения Министерством (644043, г. Омск, ул. Петра Некрасова, д. 6) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Приказом Омского УФАС России от 08.11.2012 № 233 возбуждено дело № 05/27-12 в отношении Министерства.

Основанием для возбуждения дела № 05/27-12 послужило поступившее в Омское УФАС России (вх. от 09.10.2012 № 11904) обращение ООО «Плазма»  от 04.10.2012 № 137 о неправомерных действиях Министерства при проведении в 2012 году отбора газораспределительных организаций (далее - ГРО), назначаемых Правительством Омской области уполномоченными ГРО по поставке сжиженных углеводородных газов (СУГ) для бытовых нужд населению Омской области (далее - отбор), выразившихся, по мнению Общества, в установлении Министерством в Приказе от 24.08.2012 № 45-п «Об отборе газораспределительных организаций, назначаемых Правительством Омской области уполномоченными газораспределительными организациями по поставке сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населению Омской области» (далее - Приказ № 45-п) не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к перечню документов, представляемых ГРО в составе заявки на участие в отборе.

Письмом от 25.12.2012 № 190 (вх. Омского УФАС России от 25.12.2012 № 14147) ООО «Плазма» уточнило требования к Министерству, просило признать недействительным решение о не допуске Общества к отбору и провести повторное рассмотрение поданных ООО «Плазма» для участия в отборе документов в связи со следующими обстоятельствами:

- отсутствием у Министерства полномочий требовать документы, предусмотренные подпунктом 4 пункта 7 приложения № 2 к Приказу № 45-п;

-  отсутствием у участника отбора реальной возможности в течение двух недель со дня опубликования извещения о проведении отбора собрать документы для открытия в РЭК Омской области дела по установлению розничных цен на СУГ, реализуемый для бытовых нужд населению Омской области;

- нецелесообразностью на момент проведения отбора требования Министерства об открытии в РЭК Омской области дела по установлению розничных цен на СУГ, реализуемый для бытовых нужд населению Омской области, поскольку на 2012 год РЭК Омской области приказом от 13.12.2011 № 461/62 утверждены предельные уровни розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению г. Омска и Омской области поставщиками, и государственное регулирование тарифов по каждому поставщику не производится. ООО «Плазма» в 2012 году руководствовалось положениями данного приказа при осуществлении деятельности по реализации СУГ для бытовых нужд населению г. Омска и Омской области.

2. По существу дела № 05/27-12 представитель Министерства на заседаниях Комиссии 04.12.2012, 25.12.2012 пояснила, что к отбору не допускаются ГРО в случае установления фактов, перечисленных в пункте 7 Приложения № 2 к Приказу № 45-п, в частности, в случае непредставления ГРО извещения регулирующего органа об открытии дела по установлению розничных цен на СУГ, реализуемый для бытовых нужд населению Омской области.

В представленном ООО «Плазма» пакете документов для участия в отборе согласно Приказу № 45-п отсутствовало такое извещение, что явилось единственным основанием, по которому Общество не было допущено к отбору. 

Правовая позиция Министерства по делу № 05/27-12 изложена в письмах от 30.10.2012 № 10282 (вх. Омского УФАС России от 07.11.2012 № 12436), от 20.12.2012 № 12362 (вх. Омского УФАС России от 25.12.2012 № 14182/1).

3. Определением председателя Комиссии от 21.11.2012 к участию в деле № 05/27-12 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечена РЭК Омской области (644043, г. Омск, ул. Красный Путь, д. 89).

Относительно правомерности установления Министерством (подпункт 4 пункта 7 Приложения № 2 к Приказу № 45-п) требования к участникам отбора о необходимости представления извещения регулирующего органа об открытии дела по установлению розничных цен на СУГ, реализуемый для бытовых нужд населению Омской области, РЭК Омской области считает, что наличие обращения участника отбора в РЭК Омской области за установлением розничных цен на сжиженный газ является обязательным условием при определении уполномоченных организаций для реализации сжиженного газа населению.

Правовая позиция РЭК Омской области по делу № 05/27-12 изложена в письмах от 29.11.2012 № 12/РЭК-5210 (вх. Омского УФАС России от 04.12.2012 № 13472), от 21.12.2012 № 12/РЭК-5696 (вх. Омского УФАС России от 25.12.2012 № 14123).

4. Рассмотрев имеющиеся в деле № 05/27-12 материалы, выслушав представителей ООО «Плазма», Министерства, РЭК Омской области, Комиссия установила следующее.

Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 № 72 «Об организации деятельности Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области» утверждено Положение о Министерстве, согласно пункту 1 которого Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере распределения газа и осуществления газификации.

Министерство проводит отбор ГРО, назначаемых Правительством Омской области уполномоченными ГРО по поставке СУГ для бытовых нужд населению Омской области (подпункт 5.1 пункта 13 Положения о Министерстве; введен указом Губернатора Омской области от 26.04.2010 № 40).

Приказом № 45 объявлен отбор, утверждены состав комиссии по проведению отбора и извещение о проведении отбора (Приложения №№ 1, 2 к Приказу № 45).

Согласно извещению о проведении отбора датой окончания приема заявок на участие в отборе определено 01.10.2012.                                     

В пункте 7 Приложения № 2 к Приказу № 45 определены условия и критерии отбора, а также закреплено, что к отбору не допускаются ГРО в случае установления факта непредставления ГРО извещения регулирующего органа об открытии дела по установлению розничных цен на СУГ, реализуемый для бытовых нужд населению Омской области. В пункте 8 Приложения № 2 к Приказу № 45 указан перечень документов, представляемых ГРО в составе заявки на участие в отборе. 

Согласно протоколу заседания комиссии по проведению отбора от 02.10.2012 (вх. Омского УФАС России от 07.11.2012 № 12436) на рассмотрение комиссии поступили заявки на участие в отборе от следующих хозяйствующих субъектов: ОАО «Омскоблгаз», ОАО «Омскгоргаз», ООО «Плазма».

ООО «Плазма» не допущено к участию в отборе на основании пункта 7 Приложения № 2 к Приказу № 45.

Проанализировав имеющиеся в деле № 05/27-12 материалы, Комиссия считает, что в действиях Министерства по отказу ООО «Плазма» в допуске к участию в отборе в соответствии с пунктом 7 Приложения № 2 к Приказу № 45 отсутствует нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в силу следующего.

Как установлено, в представленном ООО «Плазма» пакете документов для участия в отборе согласно Приказу № 45-п отсутствовало извещение регулирующего органа об открытии дела по установлению розничных цен на СУГ, реализуемый для бытовых нужд населению Омской области, что, по информации Министерства, явилось единственным основанием, по которому Общество не было допущено к отбору (протокол заседания комиссии по проведению отбора от 02.10.2012). 

В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Приложения № 2 к Приказу № 45-п («Условия и критерии отбора») организации, участвующие в отборе, должны отвечать следующим требованиям, в том числе: ГРО должна представить извещение регулирующего органа об открытии дела по  установлению розничных цен на СУГ, реализуемый для бытовых нужд населению Омской области.

Поскольку в законодательстве Российской Федерации отсутствуют условия и критерии, по которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны проводить отбор ГРО, назначаемых уполномоченными ГРО по поставке СУГ для бытовых нужд населению, то, по мнению Комиссии, указанные вопросы разрешаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно.

Как усматривается из материалов дела № 05/27-12, требование к участникам отбора, содержащееся в подпункте 4 пункта 7 Приложения № 2 к Приказу № 45-п, установлено Министерством с учетом позиции РЭК Омской области, изложенной в письме от 21.07.2011 № 11/РЭК-2656, которая считает наличие обращения участника отбора в РЭК Омской области за установлением розничных цен на сжиженный газ обязательным условием при определении уполномоченных организаций для реализации сжиженного газа населению.

Данная позиция РЭК Омской области и Министерства основана на следующем.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 332 розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

Регулирование органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации розничных цен на газ, реализуемый населению, в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), также предусмотрено пунктом 10 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее - Основные положения).

Разделом V Основных положений определен порядок рассмотрения материалов, представляемых для установления (изменения) цен (тарифов), предусматривающий представление организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности, в регулирующий орган заявления об установлении (изменении) цен (тарифов) с приложением соответствующих материалов (пункт 17).

В соответствии с пунктом 15 Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных приказом ФСТ РФ от 15.06.2007 № 129-э/2 (далее - Методические указания), розничные цены на сжиженный газ могут устанавливаться по категориям едиными на территории субъекта Российской Федерации или дифференцированными по территориальным единицам субъекта Российской Федерации, исходя из определяемых раздельно по каждой территориальной единице экономических показателей субъекта регулирования по регулируемому виду деятельности, а также дифференцированными по отдельным субъектам регулирования.

Порядок предоставления материалов для рассмотрения регулирующим органом вопросов об утверждении (пересмотре) розничных цен, а также порядок принятия регулирующим органом указанного решения определены разделом III Методических указаний. Пунктом 19 Методических указаний предусмотрено обращение в уполномоченный орган субъекта регулирования с представлением соответствующих материалов для утверждения розничных цен.

По мнению РЭК Омской области, хозяйствующие субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, в данном случае по реализации СУГ для бытовых нужд населению, обязаны обратиться за установлением розничных цен в РЭК Омской области.

Приказами РЭК Омской области от 03.05.2012 № 62/20 и № 63/20 утверждены административные регламенты предоставления государственной услуги по установлению розничных цен соответственно на природный газ и на сжиженный газ, реализуемые населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения.

Извещением об открытии дела по установлению розничных цен, направляемом в адрес заявителя в соответствии с пунктами 29, 30 административного регламента предоставления соответствующей государственной услуги, последний уведомляется о соответствующем решении уполномоченного органа, принятом им по результатам осуществления первичной экспертизы документов, представленных субъектом регулирования для установления розничных цен.

По результатам последующей экспертизы документов, представленных субъектом регулирования, в рамках открытого дела по установлению розничных цен определяется конкретный размер розничных цен, утверждаемых нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Из материалов дела № 05/27-12 Комиссия не усматривает обстоятельств, препятствующих обращению ООО «Плазма» в регулирующий орган с заявлением об установлении (изменении) цен (тарифов).

В связи с высказанным в письме от 25.12.2012 № 190 доводом Общества о нецелесообразности на момент проведения отбора требования Министерства об открытии в РЭК Омской области дела по установлению розничных цен на СУГ, реализуемый для бытовых нужд населению Омской области, со ссылкой на приказ РЭК Омской области от 13.12.2011 № 461/62 и пункт 15 Методических указаний Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 15 Методических указаний розничные цены на сжиженный газ могут устанавливаться по категориям едиными на территории субъекта Российской Федерации или дифференцированными по территориальным единицам субъекта Российской Федерации, исходя из определяемых раздельно по каждой территориальной единице экономических показателей субъекта регулирования по регулируемому виду деятельности, а также дифференцированными по отдельным субъектам регулирования.

По мнению Комиссии, хозяйствующий субъект, принявший решение участвовать в отборе, предусмотренном Приказом № 45-п, не имел права руководствоваться собственными соображениями о нецелесообразности на момент проведения отбора требования Министерства об открытии в РЭК Омской области дела по установлению розничных цен на СУГ, реализуемый для бытовых нужд населению Омской области, исходя из собственных предположений о том, что розничные цены на сжиженный газ будут устанавливаться по категориям едиными на территории субъекта Российской Федерации, а не дифференцированными по территориальным единицам субъекта Российской Федерации или по отдельным субъектам регулирования, и обязан был обратиться за установлением розничных цен в РЭК Омской области.

Также Комиссия считает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В действиях Министерства по отказу ООО «Плазма» в допуске к участию в отборе в соответствии с пунктом 7 Приложения № 2 к Приказу № 45 Комиссия не усматривает недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Дело № 05/27-12 о нарушении антимонопольного законодательства производством прекратить.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          
С.В. Суменков

 

Члены Комиссии: 
                                                                                                    
Г.В. Лаптева                                                                                                                                 
В.М. Михеев                                                                                                   
Ю.В. Стогова

                                                                                                                                                                                                                                         

Согласно части 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны