Решение б/н Решение по делу № 06-06/10-2018 от 27 марта 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 06-06/10-2018
27 марта 2018 года город Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,рассмотрев дело № 06-06/10-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения обществом с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Аист» (далее – ООО «МЦ «Аист») ИНН 5505048821, ОГРН 1155543025703, местонахождение: 644121, г. Омск, ул. 25 лет Октября, д. 15, пом. 6 наружной рекламы медицинских услуг, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «МЦ «Аист» (ходатайство исх. № 3 от 26.03.2018)
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 09.02.2018 Омским УФАС России был выявлен факт распространения на двусторонней рекламной конструкции, установленной на опоре дорожного освещения напротив жилого дома № 11 по ул. 25 лет Октября в г. Омске, рекламы: «Аист медицинский центр - УЗИ за 590 руб – ГИНЕКОЛОГ – АНДРОЛОГ – УРОЛОГ – АНАЛИЗЫ 38-03-24 ул. 25 лет Октября, д. 15».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к медицинскому центру «Аист», в том числе к оказываемым в нем медицинским услугам – ультразвуковому исследованию (далее - УЗИ).
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
При этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Выполнение медицинских вмешательств осуществляется только медицинскими работниками.
УЗИ - это неинвазивное исследование состояния организма, отдельных внутренних органов пациента при помощи ультразвуковых волн.
Согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 № 804н, выделяют следующие виды УЗИ: ультразвуковое исследование мягких тканей (одна анатомическая зона) (класс «А» код медицинской услуги A 04.01.001), ультразвуковое исследование кожи (одна анатомическая зона) (класс «А» код медицинской услуги A 04.01.002), ультразвуковое исследование костей (класс «А» код медицинской услуги A 04.03.001), ультразвуковое исследование позвоночника (класс «А» код медицинской услуги A 04.03.002), ультразвуковое исследование сустава (класс «А» код медицинской услуги A 04.04.001), ультразвуковое исследование тканей полости рта (класс «А» код медицинской услуги A 04.07.003), комплексное ультразвуковое исследование внутренних органов (класс «В» код медицинской услуги B 03.052.001) и другие.
- соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
На момент выявления факта распространения рекламы предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», в вышеуказанной рекламе отсутствовало.
В письме от 26.02.2018 № 2 ООО «МЦ «Аист» пояснило: «…Мы не полностью выполнили требования законодательства о рекламе в части того, что не указали необходимость консультации специалиста.
О нарушении закона о рекламе мы узнали 21.02.2018 из Вашего письма. Данное нарушение не является результатом злого умысла, а является следствием отсутствия нашего опыта в распространении рекламы. Кроме того, любую медицинскую услугу в нашем медицинском центре получить без рекомендации врача, определения показания и противопоказаний к ней невозможно, т.к. пациенты попадают к нам по направлению врачей поликлиник по месту жительства или другого медицинского учреждения…».
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 6 и части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», несут рекламодатель и рекламораспространитель.
По определению (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») рекламодателем указанной рекламы, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом, является ООО «МЦ «Аист».
На основании изложенного, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО «МЦ «Аист» требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» при размещении рекламы медицинских услуг.
26.03.2018 ООО «МЦ «Аист» представлены фотоматериалы, свидетельствующие о демонтаже ненадлежащей рекламы.
Учитывая, что нарушение законодательства о рекламе устранено в добровольном порядке, Комиссией Омского УФАС России сделан вывод о нецелесообразности выдачи ООО «МЦ «Аист» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу «Аист медицинский центр - УЗИ за 590 руб – ГИНЕКОЛОГ – АНДРОЛОГ – УРОЛОГ – АНАЛИЗЫ 38-03-24 ул. 25 лет Октября, д. 15 », размещенную ООО «МЦ «Аист» 09.02.2018 на двусторонней рекламной конструкции, установленной на опоре дорожного освещения напротив жилого дома № 11 по ул. 25 лет Октября в г. Омске, ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
2. Не выдавать ООО «МЦ «Аист» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с устранением нарушения в добровольном порядке.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 27 марта 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.