Решение б/н Решение по делу № 06-06/12-2018 в отношении ИП <...> от 12 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-06/12-2018

 

10 апреля 2018 года

г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – Шмакова Т.П., заместитель  руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии:

Морозов А. А. – начальник отдела рекламы,

Цынгалова Е. А. – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

Папырина Ю.С.- ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

Леонова Ю. В. – специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело № 06-06/12-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - индивидуального предпринимателя <...>, зарегистрированного  по адресу: <...> ИНН 100108866278, ОГРНИП 314100106300057 (далее – ИП <...>), извещенного надлежащим образом (идентификатор почтового отправления 64401025260192),

в отсутствие заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя <...> (далее – ИП <...>), извещенного надлежащим образом (идентификатор почтового отправления 64401025260208),

в отсутствие заявителей, извещенных надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России поступили обращения граждан (вх. № 8992 э от 18.10.2017), (вх. № 8449 от 19.10.2017), (вх. № 8951э от 09.11.2017) по факту распространения листовок в период с октября по ноябрь 2017 года по почтовым ящикам многоквартирных домов в  г. Омске.

К вышеуказанным обращениям заявителями были приложены листовки с информацией следующего содержания:

«ЕДИНАЯ ГОРОДСКАЯ СЛУЖБА ПО УЧЕТУ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Исх. № 1710 от 16.10.2017г 

ИЗВЕЩЕНИЕ

Единая городская служба по учету водоснабжения.

Российская Федерация.

Г. Омск

8 (3812) 79-59-41

Исх. № 171 от 16.10.2017г

ПОВТОРНОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ Уважаемый плательщик!

Доводим до Вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в вашей квартире, имеют межпроверочный интервал и нуждается в обязательной метрологической поверке, без проведения которой, приборы считаются непригодными для водопотребления.

На основании этого обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в вашем доме: работы по поверке будут производиться с 16 октября по 16 ноября 2017 года.

В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации предлагаем вам обратиться для оформления заявки на процедуру поверки по телефону 79-59-41.

Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.

Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а также в целях соблюдения Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону 79-59-41.

Обращаем ваше внимание, что данное уведомление является ПОВТОРНЫМ!

Глава администрации

Единой службы по учету водоснабжения                                                      Соболев И.С.

Основание Федеральный закон Российской Федерации от 26. Июля 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред 27.02.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственников и пользователей помещений в многоквартирных и жилых домов»

Номер извещения 1710  Дата составления 16-10-2017 Ответственное подразделение 003 Коофициент конверсии».

По утверждению заявителей, внешний вид и текст листовок вводят их в заблуждение относительно исполнителя услуги, при этом вынуждая воспользоваться ею у «Единая городская служба по учету водоснабжения».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в печатном виде (листовки – извещения) по почтовым ящикам многоквартирных домов в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к «Единая городская служба по учету водоснабжения», а также к рекламируемой услуге - поверке приборов учета водоснабжения.

В качестве единственной контактной информации в листовках указан абонентский номер <...> (3812) 79-59-41.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи (www.rossvyaz.ru), абонентский номер <...> -59-41 закреплен за оператором связи ПАО «МТС» (Омская область).

В письме ПАО «МТС» от 28.02.2018 № С0820/КТБ/17исх указано, что контракт о предоставлении услуг связи от 29.05.2017 № 155394657872 с выделением абонентского номера   <...> (в формате городского номера 79-59-41) заключен между ПАО «МТС» и ИП <...>.

Из пояснений ИП <...> (вх. № 496 э от 22.01.2018) следует, что между ним и ИП <...> был заключен договор на оказание услуг колл-центра от 23.05.2017 (далее – Договор).

Согласно условиям Договора ИП <...> (Исполнитель) обязуется оказать услуги ИП <...> (Заказчик), а именно:

- обработку телефонных вызовов;

- телефонные опросы;

- телефонные презентации товаров и услуг Заказчика;

- аппаратно - программное и прочее техническое обеспечение указанной деятельности;

- передача результата обработки вызовов.

В приложении к Договору указан номер телефона <...> (в формате городского номера 79-59-41), закрепленный предпринимателем <...> за предпринимателем <...>

Таким образом, в соответствии с условиями Договора ИП <...> и/или его сотрудники осуществляли обработку входящих вызовов на абонентский номер <...> -59-41 (оказание услуг колл-центра) в интересах ИП <...>, который рекламируя услуги поверки приборов учета, указывал упомянутый номер телефона на распространенных листовках.

В пункте 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений») указано, что поверка средств измерений (далее также - поверка) – это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (часть 2 статьи 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений»).

Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений». К указанным работам и (или) услугам относятся, в том числе поверка средств измерений (пункт 2 статьи 19 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений»).

Согласно сведениям Федеральной службы по аккредитации (www.fsa.gov.ru), сформированным на  апрель 2018 года,  в реестре аккредитованных лиц отсутствует информация  о наличии аккредитации на проведение поверки средств измерений у  ИП <...>, а также у организации, указанной в рекламе как «Единая городская служба по учету водоснабжения».

На основании подпунктов «г» и «д» пункта 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление Правительства РФ № 354) потребитель обязан, в том числе обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Вместе с тем оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, воспринимающего рекламу буквально. При этом реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара, побуждая людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования.

С целью привлечения внимания к оказываемой услуге листовки оформлены рекламодателем с использованием графических элементов: штрих-кода, штампа «Повторное извещение», выделенного цветом, таблиц, что в целом  придает  распространенным листовкам визуальное сходство с официальными документами - квитанциями по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Анализируя содержание листовки,  Комиссия Омского УФАС России отмечает, что построение текста в рекламе, присутствие ссылок на нормативные акты Российской Федерации, названий организаций («Единая городская служба по учету водоснабжения», «Повторное извещение» «Глава администрации Единой службы по учету водоснабжения Соболев И.С.», «коллективная поверка приборов учета воды в вашем доме», «работы по поверке будут производиться с 16 октября по 16 ноября 2017 года», «во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а также в целях соблюдения Федерального Закона») и т.п. формируют у потребителя мнение о том, что поверку приборов учета водоснабжения осуществляет лицо, имеющее статус единой городской жилищно-коммунальной организации, распространяющей официальное уведомление о проведении поверки.

При этом извещение о поверке приборов учета воспринималось потребителями как обязательное к исполнению, что подтверждается информацией ПАО «МТС» от 05.02.2018 о количестве входящих звонков на абонентский номер <...> -59-41 (за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 поступило 14397 звонков).

Выбранные рекламодателем форма и содержание рекламы вводят в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг, формируют неверное мнение о  лице, производящем поверку приборов учета водоснабжения, а также о необходимости проведения  поверки только у «Единая городская служба по учету водоснабжения».

Согласно сведениям www.nalog.ru организации, включающего наименование «Единая городская служба по учету водоснабжения», не зарегистрировано.

Отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя услуги (ИП <...> или иного лица), а также отсутствие у ИП <...> аккредитации на предоставление услуг поверки приборов учета искажает общий смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, что противоречит требованиям пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с которым недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара.

Реклама сама по себе не является офертой, по определению, данному в пункте 1 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Таким образом, информация, размещенная на указанных листовках, не может носить обязательный характер, но в данном случае графическое оформление рекламных листовок, имеющее визуальное сходство с квитанциями по оплате жилищно-коммунальных услуг, вводит потребителей рекламы в заблуждение в части обязательности проведения поверки приборов учета воды. Поэтому содержание данной рекламы искажает требования действующего законодательства и  вводит в заблуждение потребители рекламы.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

На запрос Омского УФАС России о предоставлении информации, необходимой для полного и всестороннего рассмотрения дела № 06-06/12-2018, каких-либо пояснений или документов ИП <...> в адрес Управления не представил.

В ходе рассмотрения дела № 06-06/12-2018 Комиссия Омского УФАС России установила, что ИП <...> является и рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»), и рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 и частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Исследовав материалы дела, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении требований пункта  20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе поверки приборов учета водоснабжения, размещенной на листовках, распространенных в период с октября по ноябрь 2017 года по почтовым ящикам многоквартирных домов листовок.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «…ЕДИНАЯ ГОРОДСКАЯ СЛУЖБА ПО УЧЕТУ ВОДОСНАБЖЕНИЯ Исх. № 1710 от 16.10.2017г  ИЗВЕЩЕНИЕ…», размещенную ИП <...> на листовках, распространенных в период с октября по ноябрь 2017 года по почтовым ящикам многоквартирных домов г.Омска, ненадлежащей, нарушающей требования пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 18 апреля 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-06/12-2018

 

10 апреля 2018 года

г. Омск

Комиссия Управления  Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии:

Морозов А.А. – начальник отдела рекламы,

Цынгалова Е.А.- ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

Папырина Ю.С. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

Леонова Ю.В.- специалист – эксперт отдела рекламы,

на основании своего решения от 10.04.2018  по  делу № 06-06/12-2018 о признании рекламы ненадлежащей, действий индивидуального предпринимателя <...>, зарегистрированного по адресу: <...> ИНН 100108866278, ОГРНИП 314100106300057, нарушающих требования  пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Индивидуальному предпринимателю <...> (ИНН 100108866278, ОГРНИП 314100106300057) в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания прекратить изготовление и распространение ненадлежащей рекламы, нарушающей требования пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в виде листовок с информацией о проведении поверки приборов учета водоснабжения:

- без указания в такой рекламе сведений о непосредственном исполнителе предлагаемых услуг, поскольку отсутствие такой информации может вводить потребителей в заблуждение относительно лица, деятельность которого подлежит аккредитации;

- в виде, схожем с содержанием квитанций, ежемесячно выставляемых за оказание жилищно-коммунальных услуг;

- до получения соответствующего разрешения (аккредитации) на осуществление деятельности по поверке средств измерений.

 

2.  Индивидуальному предпринимателю <...> представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения пункта 1 настоящего  предписания в пятидневный срок с момента исполнения предписания.

 

 В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

         

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии Т.П. Шмакова

Члены Комиссии

А.А. Морозов

Е.А. Цынгалова

Ю.А. Папырина

Ю.В. Леонова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны