Определение б/н Определение № 06-06/26-2017 о возбуждении дела по признакам ... от 14 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 06-06/26-2017

о возбуждении дела по признакам нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

14 апреля 2017 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                           город Омск

Председатель Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…>, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения открытым акционерным обществом «Производственно-торговое предприятие «Медтехника»  (далее – ОАО ПТП «Медтехника») части 7 статьи 24, частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской  области  05.04.2017  был установлен факт распространения в оконных проемах здания № 35 по ул. Иртышская набережная  в г. Омске рекламы ОАО ПТП «Медтехника», содержащей в себе информацию о медицинских инструментах и расходных материалах, медицинской технике, ортопедических товарах, аппаратуре для физиотерапии, средствах реабилитации, измерительных приборах, аппаратуре для кислородотерапии.

Одновременно по указанному адресу был установлен факт распространения следующей рекламы: «ВСЯ МЕДТЕХНИКА ТЕПЕРЬ В КРЕДИТ 1%*  РАССРОЧКУ 0%* *информацию уточняйте у менеджера». Указанная реклама сопровождалась изображением медицинских изделий: тонометр торговой марки OMROT,  компрессорный ингалятор Omron Com AIR NE-C28-RU, Электромиостимулятор OMRON E2, аппарат для проведения динамической электронейростимуляции ДЭНАС.

Согласно режимной вывеске деятельность по указанному адресу осуществляет ОАО ПТП «Медтехника».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к ОАО ПТП «Медтехника», а также к товарам, реализуемым данным хозяйствующим субъектом.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов,  при этом предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

В рассматриваемой  рекламе предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», отсутствует.

Более того, в рекламе ОАО ПТП «Медтехника» помимо рекламы товаров, реализуемых указанным субъектом, привлекается внимание к финансовой услуге – кредиту.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, реклама, содержащая указание на возможность приобретения потенциальными покупателями товаров  в кредит, является рекламой финансовых услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.

Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В  тексте вышеуказанной рекламы информация о лице, оказывающем такую услугу, как кредит, предусмотренная частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», отсутствует.

Кроме того, в силу части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»  если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В  рекламе ОАО ПТП «Медтехника» содержится информация «КРЕДИТ 1%*», где под «*» указано «информацию уточняйте у менеджера». Таким образом, в указанной рекламе содержится  информация только об одном существенном условии - процентной ставке при отсутствии остальных условий договора, влияющих на стоимость кредита.

Одновременно в рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о лице, предоставляющем услугу - «рассрочку 0 %».

Согласно пункту 1 статьи 823 Гражданский кодекс Российской Федерации установлено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

 Таким образом, отсутствие в рекламе, распространенной ОАО ПТП «Медтехника»,  сведений о лице, предоставляющем услугу - «рассрочку 0 %» вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно кредитора (ОАО ПТП «Медтехника», банк либо иное лицо), что противоречит требованию части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой  отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

На запрос Омского УФАС России ОАО ПТП «Медтехника» были представлены следующие пояснения (вх. № 2782э от 10.04.2017): «..…ОАО ПТП «Медтехника» (далее - «Общество») на стекле окна (витрине) принадлежащего на праве собственности нежилого помещения (магазина), расположенного по адресу; г. Омск, ул. Иртышская Набережная, дом 35 размещены рекламные панно, в виде самоклеящейся пленки, содержащие информацию о медицинских приборах разных торговых марок реализуемых в данном помещении...

Также ОАО ПТП «Медтехника» не допущено нарушений части 7 статьи 24 Закона о рекламе, в связи с тем, что Общество осуществляет деятельность исключительно по торговле изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями без оказания медицинских услуг с их использованием.

Вышеназванная спорная информация размещена Обществом непосредственно в целях доведения до сведения потребителей информации о реализуемой им продукции, и не относиться к рекламе…

…Относительно размещения Обществом информации о предоставлении кредита и реализации продукции в рассрочку, размещенной на растянутом полотне, изготовленном из баннерной ткани, сообщаем, что данная конструкция демонтирована Обществом и в настоящее время отсутствует…».

ОАО ПТП «Медтехника» является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В силу частей 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24, частью 1 и частью 3 статьи 28, частью 7 статьи 5  Федерального закона «О рекламе», ответственность несет  рекламодатель.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу № 06-06/26-2017 по признакам нарушения части 7 статьи 24, частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать лицом, участвующим в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе -  ОАО ПТП «Медтехника» (ИНН <…>).

3. Назначить дело  № 06-06/26-2017  к рассмотрению на 03 мая 2017 года в 15:30 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. Карла Маркса, 12 А, к. 102.

4. ОАО ПТП «Медтехника» в срок до 28 апреля 2017 года представить в адрес Управления:

а) письменные пояснения по вышеуказанному факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе с приложением документов, обосновывающих позицию ОАО ПТП «Медтехника»;

б) информацию о лицах, предоставляющих, указанные в рекламе услуги, а именно: «КРЕДИТ 1%»,  «РАССРОЧКУ 0%» с приложением надлежаще заверенных копий договоров, определяющих условия предоставления кредита, рассрочки;

в) надлежаще заверенные копии:

- устава ОАО ПТП «Медтехника», свидетельств ЕГРЮЛ, ИНН;

- документов, подтверждающих служебные полномочия директора ОАО ПТП «Медтехника» (протокол собрания учредителей, приказ о назначении на должность и пр.);

- регистрационных удостоверений медицинских изделий, изображения которых размещены на фасаде здания № 35 по ул. Иртышская набережная  в г. Омске (тонометр торговой марки OMROT, компрессорный ингалятор Omron Com AIR NE-C28-RU, Электромиостимулятор OMRON E2, аппарат для проведения динамической электронейростимуляции ДЭНАС и другие).

Одновременно предупреждаю, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе –  ОАО ПТП «Медтехника» для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

Председатель Комиссии    <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны