Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 06-06/32-2017 от 24 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-06/32-2017

 

23 мая 2017 года

г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Омской области (далее – омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрев дело № 06-06/32-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «ВВК-ломбард» (далее – ООО «ВВК - ломбард», Общество) наружной рекламы, содержащей признаки нарушения требований частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие представителя лица ООО «ВВК-ломбард» (юридический адрес: 644088, г. Омск, ул. Энтузиастов, дом 31, ОГРН 1055511039869) (ходатайство от 16.05.2017),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 07.04.2017 сотрудником Омского УФАС России был выявлен факт распространения на фасаде дома № 54 по пр. Мира в г. Омске (торговый комплекс «Элина») информации следующего содержания: «Скупка ЛОМБАРД Продажа Ноутбуки эл. инструмент телефоны золото высокая оценка низкий % от 0,2%».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к ломбарду и оказываемой им финансовой услуге (выдаче займов).

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Федеральный закон «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 федерального закона «О защите конкуренции» является финансовой организацией.

В соответствии части 1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах» ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

На момент выявления факта распространения вышеуказанной рекламы информация об организационно-правовой форме организации в указанной рекламе отсутствовала, что является нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Как указано в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» «В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставления обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)».

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона «О ломбардах» существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

В указанной рекламе содержалась информация только об одном существенном условии договора займа - процентной ставке («от 0,2%») при отсутствии остальных условий договора, влияющих на стоимость займа.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Распространенная Обществом рекламная информация о процентной ставке «от 0,2 %» не позволяет потребителю до момента получения займа самостоятельно определить, какой именно размер процентной ставки будет установлен Обществом при залоге имущества.

Отсутствие такой существенной информации в рекламе Общества может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламным предложением Общества.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В письме от 21.04.2014 ООО «ВВК-Ломбард» пояснило следующее: «…Умысла нарушить Федеральный закон о рекламе у нас не было. Ответственный по разработке и размещению рекламного плаката на ТК «Элина» была назначена товаровед (…) по поручению директора (…) Считаю, что претензии ФАС представляются обоснованными...».

Учитывая изложенное, ООО «ВВК-ломбард» является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО «ВВК-ломбард» требований частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении наружной рекламы ломбарда.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу ООО «ВВК-ломбард» «Скупка ЛОМБАРД Продажа Ноутбуки эл. инструмент телефоны золото высокая оценка низкий % от 0,2 %», распространеную на фасаде дома 54 по пр. Мира в г. Омске (торговый комплекс «Элина»), ненадлежащей, нарушающей требования частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Выдать ООО «ВВК - ломбард» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 23 мая 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу № 06-06/32-2017

23 мая 2017 года  г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 23.05.2017 по делу № 06-06/32-2017 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной обществом с ограниченной ответственностью «ВВК-ломбард» (далее – ООО «ВВК - ломбард») по адресу г. Омск, пр. Мира, дом 54 (ТК «Элина»), нарушающей требования частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «ВВК-ломбард» (ОГРН 1055511039869, юридический адрес: 644088, г. Омск, ул. Энтузиастов, дом 31) в срок до 10 июня 2017 года прекратить нарушение требований Федерального закона «О рекламе»:

- части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: в рекламе «Скупка ЛОМБАРД Продажа Ноутбуки эл. инструмент телефоны золото высокая оценка низкий % от 0,2%», указывать полное наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займов;

- части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: в рекламе «Скупка ЛОМБАРД Продажа Ноутбуки эл. инструмент телефоны золото высокая оценка низкий % от 0,2%» указывать все остальные условия, определяющие полную стоимость займа;

- части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: не допускать распространение рекламы «Скупка ЛОМБАРД Продажа Ноутбуки эл. инструмент телефоны золото высокая оценка низкий % от 0,2%», в которой отсутствует существенная информация о том, что размер процентной ставки зависит от срока предоставляемого займа либо иных условий.

 

2. ООО «ВВК-ломбард» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 15 июня 2017 года.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны