Определение б/н Определение о прекращении производства по делу № 06-06/46-... от 31 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 06-06/46-2018

25 июля 2018 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев материалы дела № 06-06/46-2018 по признакам нарушения Управлением делами Администрации города Омска (адрес местонахождения: <…>, ИНН 5503028481, ОГРН 1025500737492) законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в сети Интернет, содержащей признаки нарушения требований части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителей лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе - <…> (доверенность от 20.12.2017 № Исх-АГ/03-5578), <…> (доверенность от 24.07.2018 № Исх-АГ/03-3246)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 13.06.2018 специалистом Омского УФАС России был выявлен факт распространения посредством динамически меняющихся баннеров на сайте информационного агентства «СуперОмск» (www.superomsk.ru) информации следующего содержания: «Прямая трансляция всех матчей чемпионата мира по футболу 14 июня – 15 июля FIFA 2018 Спортивный комплекс «Красная звезда» ЭКРАН 11*5 м Масленникова, 142/1» с изображением футбольного поля и мяча, с использованием официальной символики международной федерации футбольных ассоциаций FIFA (Fédération Internationale de Football Association) (акт фиксации от 13.06.2018).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В письме ФАС России от 20.06.2018 № АД/45557/18 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе» указано, что «…под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования...».

В соответствии с пунктом 2 Постановлении Пленума Арбитражного суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» «…при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака)…».

Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, предусмотренным пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»:

- распространена в сети «Интернет» на сайте www.superomsk.ru;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (спортивное мероприятие - чемпионат мира по футболу FIFA 2018), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

- адресована неопределенному кругу лиц, поскольку содержит неперсонифицированную информацию, при этом невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации.

В соответствии с пунктом 19 статьи 2 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 108-ФЗ) к символике чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года отнесены официальные наименования мероприятий и обозначения FIFA, в том числе «FIFA», «FIFA 2017», «FIFA 2018» и т.д.

Согласно информации, размещенной на сайте www.ais-agency.ru, представителем правообладателя товарных знаков FIFA является ООО «Агентство интеллектуальной собственности».

В силу части 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

На основании части 1 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака.

Согласно части 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

В соответствии с частью 1 статьи 1229 ГК РФ использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 19 Закона № 108-ФЗ использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, использование в рекламе официальной символики FIFA без согласия правообладателя является нарушением части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которой при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В письме от 20.06.2018 № 17 ООО «СуперОмск» сообщило о том, что «…динамически меняющейся баннер с информацией следующего содержания: Прямая трансляция всех матчей чемпионата мира по футболу 14 июня -15 июля FIFA 2018 Спортивный комплекс «Красная звезда» ЭКРАН 11*5 м Масленникова, 142/1» был предоставлен департаментом информационной политики Администрации г. Омска, что подтверждается письмом исх. № ДИП/35 от 07.06.2018».

Согласно сведениям Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru) Департамент информационной политики Администрации города Омска не является юридическим лицом, при этом входит в структуру Управления делами Администрации города Омска.

Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 418 «Об управлении делами Администрации города Омска» утверждено «Положение об управлении делами Администрации города Омска» (далее – Положение).

В соответствии с подпунктами 41-42, 59 пункта 17 Положения основными функциями Управления делами Администрации города Омска являются:

- разработка и осуществление мероприятий по созданию комплексной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Администрации города Омска;

- координация деятельности в сфере информатизации, использования информационных технологий и информационных ресурсов в Администрации города Омска;

- осуществление координации и контроля за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений, подведомственных управлению.

Таким образом, по определению Управление делами Администрации города Омска является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара или иным определившим объект рекламирования или содержание рекламы лицом (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

На основании вышеизложенного определением Омского УФАС России от 10 июля 2018 года в отношении Управления делами Администрации города Омска было возбуждено дело № 06-06/46-2018 по признакам нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В ответ на указанное определение Омского УФАС России Управление делами Администрации города Омска были представлены следующие пояснения (вх. № 6545 от 24.07.2018): «…в рассматриваемом управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области случае Администрация города Омска ставила перед собой цели продвижения мероприятий чемпионата мира по футболу FIFA 2018 на рынке, не выступала рекламодателем, не извлекала и не преследовала цели извлечь выгоды. Показы матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 для жителей города Омска проводились на безвозмездной основе…

В информационном сообщении Администрации города Омска о бесплатных трансляциях матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018, размещенном на сайте www.suреroтsk.ru, название мероприятия Кубка мира по футболу FIFA 2018™ было использовано в стандартном шрифте исключительно с целью информирования зрителей о времени и месте проведения публичного показа, то есть в пределах, дозволенных руководящим документом.

Следует отметить, что пунктом 42 Плана мероприятий по продвижению чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В. Л. Мутко 7 октября 2017 года, и пунктом 22.3 Комплексного плана мероприятий по обеспечению и проведению чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В. Л. Мутко 20 октября 2017 года, предусмотрена организация дополнительных зон публичного просмотра в крупных российских городах, не входящих в число городов-организаторов (Владивосток, Воронеж, Иркутск, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Новосибирск, Омск, Пермь, Саратов, Уфа и Хабаровск).

Во исполнение указанных планов Администрацией города Омска было принято решение об организации места публичного просмотра матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в футбольном манеже бюджетного учреждения города Омска «Спортивный комплекс «Красная звезда» (далее - спортивный комплекс), расположенном по адресу: г. Омск, ул. Масленникова, д. 142/1, включенном во Всероссийский реестр объектов спорта и отвечающем требованиям к антитеррористической защищенности объектов спорта.

Администрацией города Омска был приобретен и установлен в футбольном манеже спортивного комплекса экран, позволяющий осуществлять трансляцию матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018.

Жители города Омска были проинформированы о бесплатных трансляциях матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 через средства массовой информации.

13 декабря 2017 года Оргкомитетом чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России заместителю Председателя Правительства Омской области Т. А. Вижевитовой был направлен запрос об исполнении пункта 42 Плана мероприятий по продвижению чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В. Л. Мутко 7 октября 2017 года, что еще раз свидетельствует о правомерности действий Администрации города Омска при организации публичного просмотра матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018, в том числе по использованию в информационном сообщении товарного знака FIFA исключительно с целью информирования зрителей о времени и месте проведения публичного показа…».

Согласно пункту 13 Регламента FIFA по проведению публичных показов термин «Организатор» означает лицо или организацию, которые организуют и/или проводят Публичный показ.

Таким образом, Управление делами Администрации города Омска выступает Организатором Публичных показов Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 для жителей города Омска.

В силу пункта 6 указанного регламента все авторские права и права интеллектуальной собственности, а также все нематериальные активы, связанные с символикой соревнования, принадлежат исключительно FIFA и защищены законом. За исключением использования в названии мероприятия Кубка мира по футболу FIFA 2018™ в стандартном шрифте исключительно с целью информирования зрителей о времени и месте проведения публичного показа, Организатор не имеет права использовать или давать разрешение на использование любой символики соревнований (или ее части) или любого символа, эмблемы, логотипа, знака или обозначения, которые, по мнению FIFA, схожи или являются производными или имитирующими любой элемент символики соревнований.

Учитывая изложенное, Комиссия Омского УФАС России считает, что производство по делу по признакам нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в отношении Управления делами Администрации города Омска подлежит прекращению.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с подпунктом «а» пункта 36 Правил, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Производство по делу № 06-06/46-2018, возбужденному по части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в отношении Управления делами Администрации города Омска (ИНН 5503028481, ОГРН 1025500737492), являющегося Организатором Публичных показов Чемпионата мира по футболу на территории города Омска, прекратить.

Председатель Комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны