Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении производства по делу № 06-06/57-2... от 21 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 06-06/57-2017

 

18 июля 2017 года город Омск

 

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,рассмотрев дело № 06-06/57-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Ломбард Гаврош» (далее - ООО «Ломбард Гаврош», Общество) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Ломбард «Гаврош» (ИНН 5505200160, юридический адрес: 644058, г. Омск, ул. Молодогвардейская, 10/2):

<…> (доверенность от 10.01.2017),

<…> (доверенность от 10.07.2017)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 06 июня 2017 года Омским УФАС России был выявлен факт распространения на фасаде здания по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября, д. 20 информации следующего содержания:

«Гаврош

ЛОМБАРД

Ремонт и изготовление ювелирных изделий на заказ

10.00-19.00

Суббота Воскресенье 10.00-18.00

8-908-319-5822».

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.

Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» является финансовой организацией.

В соответствии части 1 статьи 2 Закона «О ломбардах» ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

На момент выявления факта распространения рекламы информация об организационно-правовой форме финансовой организации в вышеуказанной рекламе отсутствовала.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

ООО «Ломбард «Гаврош» является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

На определение Омского УФАС России ООО «Ломбард «Гаврош» представлен отзыв (вх. 5745 от 14.07.2017), в котором указано:

«…Установление факта наличия информации о ломбарде само по себе не предустанавливает отнесение ее к рекламе о ломбарде. Вывеска не относится к рекламе, а ее размещение является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории РФ обычаям делового оборота.

Законом «О защите прав потребителей» установлена обязанность довести до сведения потребителя информацию о наименовании организации, месте ее нахождения и режим работы. В соответствии с этой же нормой указанная информация должна быть размещена на вывеске.

То есть основная функция вывески – информирование о том, что данная организация находится именно в этом месте».

Рассмотрев материалы дела, проанализировав правоприменительную практику, заслушав пояснения представителя ООО «Ломбард «Гаврош», Комиссия Омского УФАС России согласилась с доводами Общества и пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «Ломбард «Гаврош» события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», исходя из следующего.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пунктом 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что данный Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце пятом пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Указанные случаи неприменения Федерального закона «О рекламе» корреспондируют статье 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с пунктом 1 которой изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Таким образом, при отнесении сведений о фирменном наименовании, коммерческом обозначении, товарном знаке, режиме работы, типе, профиле предприятия, реализуемых товарах, услугах к рекламе или к информации, не преследующей цели рекламы, значение имеет предусмотренная федеральным законом обязательность размещения в целях доведения до потребителя соответствующей информации, место ее размещения, сложившиеся обычаи делового оборота.

При решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании.

В случае если конструкция, содержащая информацию об организации, обязательную к размещению в силу закона или размещенную в силу обычая делового оборота, размещена в месте нахождения соответствующей организации, в том числе на фасаде здания, с учетом фактического расположения помещений, занимаемых организаций, или непосредственно у входа в помещение, занимаемое организацией, то такая конструкция не подпадает под понятие рекламы.

Таким образом, конструкция, размещенная на фасаде здания по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября, д. 20, где осуществляет деятельность ООО «Ломбард «Гаврош», может быть квалифицирована в качестве вывески, не содержащей сведений рекламного характера, соответственно, на нее не распространяются требования Федерального закона «О рекламе».

2. Вместе с тем вывеска ООО «Ломбард «Гаврош» на момент выявления факта распространения информации не содержала всех сведений, указание которых относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в частности на вывеске отсутствовало указание на организационно-правовую форму юридического лица и место его нахождения.

Кроме того, указание на вывеске ООО «Ломбард «Гаврош» информации об оказываемой услуге/виде деятельности (ремонт изготовление ювелирных изделий на заказ) противоречит части 4 статьи 2 Закона «О ломбардах», в соответствии с которой ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 18.07.2017 основным видом деятельности ООО «Ломбард «Гаврош» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, является «Деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества» (код 64.92.6).

В силу части 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Учитывая, что вопросы надзора за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей не отнесены к компетенции Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области, Комиссией принято решение о направлении материалов настоящего дела в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области для проведения проверки в рамках предоставленных полномочий.

Согласно пункту 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства № 508 от 17.08.2006, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Производство по делу № 06-06/57-2017 прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «Ломбард «Гаврош» события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Направить материалы дела № 06-06/57-2017 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области для проведения проверки в рамках предоставленных полномочий.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны