Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 06-06/67-2017 о возбуждении дела по признакам... от 15 августа 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 06-06/67-2017
о возбуждении дела по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
14 августа 2017 года город Омск
Председатель Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Юпитер-Омск» (далее – ООО «Юпитер-Омск») требований частей 7 и 11 статьи 5, статьи 8, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») при распространении рекламы в лифте жилого дома по адресу: г. Омск, ул. 5-я Северная, 191, подъезд 2,
УСТАНОВИЛА:
В Омское УФАС России поступило обращение физического лица по факту распространения в лифте жилого дома по адресу: г. Омск, ул. 5-я Северная, 191, подъезд 2 рекламы гипермаркета «Хоровод», компании «Надежный займ», содержащей, по мнению заявителя, признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Омским УФАС России установлено следующее.
1. В рекламе гипермаркета «Хоровод» «Хоровод онлайн-гипермаркет Сложно ходить по магазинам за продуктами? Заказывайте продукты с доставкой на дом по тел. 8-800-250-05-40 или на сайте horovod-omsk.ru Картофель, овощи, фрукты, мука, сахар, крупы, молочная и мясная продукция, средства гигиены и многое другое! Все очень свежее! Мы с радостью доставим продукты прямо вам домой!» содержатся признаки нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе», согласно которой в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Информация о возможности заказа продуктов с доставкой на дом подпадает под понятие дистанционного способа продажи товаров, следовательно, в такой рекламе должна быть указана информация, предусмотренная статьей 8 Федерального закона «О рекламе».
В вышеуказанной рекламе гипермаркета «Хоровод» информация о продавце товара отсутствовала.
Таким образом, отсутствие обязательной информации о продавце, реализующем свои товары дистанционным способом, противоречит требованиям статьи 8 Федерального закона «О рекламе».
2. В рекламе финансовых услуг «Надежный займ www.omsk.nadozaim.ru Нужны деньги? Займы под залог авто, птс и недвижимости от 3,5% Мы находимся по адресу: ул. Красный путь 101, офис 306 (остановка Сибзавод») позвоните нам: 29-20-74» содержатся признаки нарушения частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
При этом в силу части 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая услуга это - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В вышеуказанной рекламе финансовых услуг отсутствовала информация о лице, оказывающем услуги по предоставлению займов.
В силу части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
В распространенной рекламе была указана только информация о процентной ставке при отсутствии остальных условий займа, влияющих на его стоимость.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
3. Кроме того, Омским УФАС России установлено, что в рекламе «Надежный займ» содержатся признаки нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В силу части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (далее - Закон о государственном языке) государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Закона о государственном языке при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
Под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
В соответствии со структурой языка различаются орфоэпические, лексические, грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические), орфографические, пунктуационные нормы. Все эти нормы важны для обеспечения функционирования русского языка как государственного.
Орфографические нормы – это правила написания слов, которые закреплены в орфографических словарях, учебных пособиях по русскому языку.
В указанной рекламе допущено нарушение орфографических норм при написании слова «заём».
Согласно нормам современного русского языка слово «заём» в именительном падеже единственного числа пишется через букву «ё».
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Лицом, осуществляющим размещение рекламы в лифте жилого дома по адресу: г. Омск, ул. 5-я Северная, 191, подъезд 2, является ООО «Юпитер-Омск».
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ООО «Юпитер-Омск» является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
По информации ООО «Юпитер-Омск», рекламодателем рекламы гипермаркета «Хоровод» в соответствии с Договором № ЮО-101 на оказание услуг по размещению информационных материалов от 25.04.2017 является индивидуальный предприниматель <…>; рекламодателем рекламы «Надежный займ» в соответствии с Договором № ЮО-128 на оказание услуг по размещению информационных материалов от 24.05.2017 является ООО МК «Деловой подход».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 06-06/67-2017 по признакам нарушения частей 7 и 11 статьи 5, статьи 8, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
2. Признать лицом, участвующим в деле:
заявитель – физическое лицо,
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Юпитер-Омск», местонахождение: ул. Герцена, 51/53, г. Омск, 644043,
заинтересованные лица –
ООО МК «Деловой подход», местонахождение: ул. Красный Путь, 101, офис 306, г. Омск, 644043,
ИП <…>.
3. Назначить дело № 06-06/67-2017 к рассмотрению на 29 августа 2017 года в 15:30 часов по адресу: 644010, г.Омск, пр. Карла Маркса, 12 А, к. 102.
4. ООО «Юпитер-Омск» в срок до 25 августа 2017 года представить в адрес Управления:
а) письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;
б) надлежаще заверенные копии:
- устава ООО «Юпитер-Омск», свидетельств ЕГРЮЛ, ИНН;
- документа, подтверждающего служебные полномочия директора ООО «Юпитер-Омск» (протокол собрания учредителей, приказ о назначении на должность и пр.);
- договоров с рекламодателями на размещение указанной рекламы со всеми приложениями и актами выполненных работ;
- документов, подтверждающих оплату распространения рекламы;
- согласованных макетов указанной рекламы.
5. ООО МК «Деловой подход» и ИП <…>в срок до 25 августа 2017 года представить в адрес Управления письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении.
Одновременно предупреждаю, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо предоставление недостоверных сведений (информации) влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Юпитер-Омск», представителей заинтересованных лиц - ООО МК «Деловой подход», ИП <…> для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.