Определение б/н Определение № 06-06/68-2017 о возбуждении дела по признакам ... от 16 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 06-06/68-2017

о возбуждении дела по признакам нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

15 августа 2017 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       город Омск

Председатель Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…>, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения обществом с ограниченной ответственностью «МАГАЗИН № 18 «СОВРЕМЕННИК» (далее – ООО «МАГАЗИН № 18 «СОВРЕМЕННИК») требований части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 19.07.2017 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) был установлен факт распространения на двух рекламных конструкциях, расположенных на фасаде здания № 32 по ул. Серова в г. Омске рекламы следующего содержания: «ЮВЕЛИРНЫЙ САЛОН «СОФИЯ» ·Обмен ·Кредит ·Рассрочка ЗОЛОТО 0,2% ЛОМБАРД».

Одновременно по указанному адресу Омским УФАС России зафиксирован факт распространения на рекламной конструкции рекламы: «Ювелирный магазин «София» Золото рассрочка кредит обмен скупка ЛОМБАРД», а также рекламы на пленке, размещенной в двух оконных проемах: «0,2 в день ЛОМБАРД».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к ломбарду, ювелирному магазину «София», в том числе к оказываемым услугам.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» является финансовой организацией.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона «О ломбардах» ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Кроме того, в рассматриваемой рекламе привлекается внимание к финансовой услуге – кредиту.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.

Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и фирменное наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

На момент выявления факта распространения вышеуказанной рекламы информация об организационно-правовой форме и собственно наименование юридического лица - ломбарда в данной рекламе отсутствовали.

Информация о лице, оказывающем такую услуг, как кредит, в тексте вышеуказанной рекламы также отсутствовала.

Одновременно в рассматриваемой рекламе отсутствовали сведения о лице, предоставляющем услугу - «рассрочка».

Согласно пункту 1 статьи 823 Гражданский кодекс Российской Федерации установлено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

Таким образом, отсутствие в рекламе, сведений о лице, предоставляющем услугу - «рассрочку» вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно кредитора (ювелирный магазин «София», ломбард, банк либо иное лицо), что противоречит требованию части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того в силу части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона «О ломбардах» существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

В указанной рекламе содержалась информация только об одном существенном условии - процентной ставке при отсутствии остальных условий договора, влияющих на стоимость займа.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно режимной вывеске, деятельность в помещении, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Серова, 32, осуществляет ООО «МАГАЗИН № 18 «СОВРЕМЕННИК».

На запрос Омского УФАС России ООО «МАГАЗИН № 18 «СОВРЕМЕННИК» пояснило (вх. № 6037э от 27.07.2017): «…Рекламные конструкции, расположенные на фасаде здания № 32 по ул. Серова в г. Омске, следующего содержания: «ЮВЕЛИРНЫЙ САЛОН «СОФИЯ» Обмен Кредит ЗОЛОТО ЛОМБАРД» были установлены на фасаде здания в период с 2005 по 2007 год ИП <…>, арендовавшим площади под ювелирный салон в помещении магазина «Современник» в указанный период. На размещение данных рекламных конструкций у ИП <…> имелись разрешения (ордера), выданные Административно-технической инспекцией Администрации г. Омска (копии ордеров прилагаются).

В настоящее время <…>, как индивидуальный предприниматель, свою деятельность в помещении магазина прекратил, однако рекламные конструкции им до настоящего времени не демонтированы. О том, что на щитах и/или в оконных проемах была дополнительно размещена информация, не предусмотренная ордером/эскизом, ООО «МАГАЗИН № 18 «Современник» стало известно только из Требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20.07.2017, когда точно были внесены данные изменения в содержание рекламного щита, нам неизвестно, так как ранее данного изменения администрация магазина не видела…».

Вместе с тем, в силу статьи 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, ООО «МАГАЗИН № 18 «СОВРЕМЕННИК» является рекламораспространителем, т. е. лицом, осуществляющим распространение рекламы (пункт 6 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу № 06-06/68-2017 по признакам нарушения части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать лицом, участвующим в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «МАГАЗИН № 18 «СОВРЕМЕННИК» (ИНН <…>).

3. Назначить дело № 06-06/68-2017 к рассмотрению на 30 августа 2017 года в 15:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. Карла Маркса, 12 А, к. 102.

4. ООО «МАГАЗИН № 18 «СОВРЕМЕННИК» в срок до 25 августа 2017 года представить в адрес Управления:

а) письменные пояснения, связанные с целью и обстоятельствами распространения вышеуказанной рекламы с приложением документов, обосновывающих позицию ООО «МАГАЗИН № 18 «СОВРЕМЕННИК»;

б) информацию о ломбарде «София», ювелирном магазине «София», к которым привлекается внимание в вышеуказанной рекламе;

в) надлежаще заверенные копии:

- устава ООО «МАГАЗИН № 18 «СОВРЕМЕННИК», свидетельств ЕГРЮЛ, ИНН;

- документа, подтверждающего служебные полномочия директора ООО «МАГАЗИН № 18 «СОВРЕМЕННИК» (протокол собрания учредителей, приказ о назначении на должность и пр.).

Одновременно предупреждаю, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка представителя ООО «МАГАЗИН № 18 «СОВРЕМЕННИК» для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

Председатель Комиссии <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны