Решение б/н Решение по делу № 06-06/98-2017 в отношении индивидуального ... от 16 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-06/98-2017

16 января 2018 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 06-06/98-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем <…> (ИНН <…>, далее – ИП <…>) рекламы, содержащей признаки нарушения требований частей 7 и 11 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП <…>,

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 27.10.2017 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области был выявлен факт распространения на рекламной конструкции, установленной на крыльце здания № 7 по ул. Кирова в г. Омске (Супермаркет «Сибириада») рекламы: «ЛОМБАРД ЛОМБАРДиЯ Комиссионный магазин Без штрафов Высокая оценка Перерасчет на каждый день Частичное погашение Деньги под залог: - Золото - Бытовая электроника от 0,2 % в день Пн-Вс, с 10:00- 20:00 без обеда и выходных т.: 346-786».

Одновременно сотрудниками Омского УФАС России выявлен факт распространения на рекламной конструкции, установленной на крыше торгового павильона, расположенного на остановке общественного транспорта «Омский Дом Дружбы», рекламы: «ЛОМБАРДиЯ Комиссионный магазин ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА БЕЗ ШТРАФОВ ПРИНИМАЕМ ЗОЛОТО БЫТОВУЮ ТЕХНИКУ ЗАЙМ ДО 60 ДНЕЙ от 0,2 % в день ул. Кирова, 7, маг. Сибириада 346-786».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к ломбарду и к оказываемым услугам по выдаче займов.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 «О защите конкуренции» является финансовой организацией.

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

На момент фиксации факта распространения рекламы информация, предусмотренная частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», отсутствовала.

Кроме того, в силу части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В указанной рекламе содержалась информация только об одном условии договора займа - процентной ставке («от 0,2 %»).

На основании части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Одновременно в силу части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

В соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.

Под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.

В соответствии со структурой языка различаются орфоэпические, лексические, грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические), орфографические, пунктуационные нормы. Все эти нормы важны для обеспечения функционирования русского языка как государственного.

Орфографические нормы – это правила написания слов, которые закреплены в орфографических словарях, учебных пособиях по русскому языку.

В рекламе, распространенной на рекламной конструкции, установленной на крыше торгового павильона, расположенного на остановке общественного транспорта «Омский Дом Дружбы», допущено нарушение орфографических норм при написании слова «заём».

Согласно нормам современного русского языка слово «заём» в именительном падеже единственного числа пишется через букву «ё».

Таким образом, неправильное написание слов в рекламе, противоречащее нормам русского языка, недопустимо, и свидетельствует о признаках нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

ИП <…> является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частями 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

На запрос Омского УФАС России ИП <…> пояснил (вх. № 9765э от 05.12.2017): «… о том, что на плакате необходимо размещать свои данные не были в курсе…». В качестве приложения к указанному письму в адрес Омского УФАС России ИП <…> были представлены фотоснимки, согласно которым рассматриваемая реклама демонтирована.

В письме от 29.12.2017 вх. № 10614э ИП <…> дословно указал следующее: «… Для привлечения клиентов был размещен плакат, который был Вами зафиксирован на фото. Как позже выяснилось, в содержимом плакатов были нарушения, в связи с этим оно будет изменено. В свое оправдание могу добавить, что данный текст на плакате был таким образом напечатан для привлечения людей при обращении к нам они получали достоверную информацию о том, что комиссионный магазин «Ломбардия» занимается скупкой по более высокой цене, нежели залог».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения ИП <…>, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП <…> требований частей 7 и 11 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении наружной рекламы.

Учитывая, что нарушение законодательства о рекламе устранено в добровольном порядке, что подтверждается представленными ИП <…> фотоматериалами, Комиссией Омского УФАС России сделан вывод о нецелесообразности выдачи ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу: «ЛОМБАРД ЛОМБАРДиЯ Комиссионный магазин Без штрафов Высокая оценка Перерасчет на каждый день Частичное погашение Деньги под залог: - Золото - Бытовая электроника от 0,2 % в день Пн-Вс, с 10:00- 20:00 без обеда и выходных т.: 346-786» распространенную на рекламной конструкции, установленной на крыльце здания № 7 по ул. Кирова в г. Омске (Супермаркет «Сибириада»), а также рекламу: «ЛОМБАРДиЯ Комиссионный магазин ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА БЕЗ ШТРАФОВ ПРИНИМАЕМ ЗОЛОТО БЫТОВУЮ ТЕХНИКУ ЗАЙМ ДО 60 ДНЕЙ от 0,2 % в день ул. Кирова, 7, маг. Сибириада 346-786», размещенную на рекламной конструкции, установленной на крыше торгового павильона на остановке общественного транспорта «Омский Дом Дружбы» 27.10.2017 ИП <…>, ненадлежащей, нарушающей требования частей 7 и 11 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28Федерального закона «О рекламе».

2. Не выдавать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с устранением нарушения в добровольном порядке.

3. Передать материалы дела должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 16 января 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны