Решение б/н Решение и предписание по делу №06-10.1/04-2012 от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 06-10.1/04-2012
09 февраля 2012 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Шаров В.А., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы,
Веретельник М.С. – главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Цынгалова Е.А. – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Невойт Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело № 06-10.1/04-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения бюджетным учреждением Омской области «Редакция газеты «Авангард» (далее – БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард») рекламы в газете «Авангард» № 46, 48 за 2011 год, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» – должностного лица <…..>
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлены факты распространения в газете Марьяновского района Омской области «Авангард» № 46, 48 за 2011 год рекламы с признаками нарушения требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»:
- ООО «Евроокно-Гарант». Предлагает доступные окна немецкого качества!... Удобный кредит, пенсионерам скидки!»;
- «Евростиль. Суперпредложение! Зимний монтаж окон ПВХ! Скидки и подарки! Входные и межкомнатные двери!... Натяжные потолки… Выгодный кредит»;
- «Технологии комфорта. Окна ПВХ… Двери... Мгновенный кредит до 3 лет…»;
- «Деньги до 50 т.р., низкий %, за час (без справок)».
В рекламе перечисленных хозяйствующих субъектов помимо рекламы товаров и услуг, реализуемых указанными субъектами, привлекается внимание к финансовым услугам – кредита и займа. При этом в тексте рекламы отсутствует информация о лицах, оказывающих данные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает возможность продажи товаров в кредит. В главе 42 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.
При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями, а самой торгующей организацией.
Каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе услуг, предлагаемых организацией или индивидуальным предпринимателем.
Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей рекламы относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит.
С этой точки зрения требование части 1 статьи 28 корреспондирует с нормой части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, при рассмотрении дела Комиссией Омского УФАС России установлен факт нарушения БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», выразившийся в отсутствии в распространенной в газете «Авангард» рекламе существенной информация о лице, оказывающем финансовые услуги, что вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно условий приобретения или использования товаров и услуг.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу частей 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Издателем газеты «Авангард» является Бюджетное учреждение Омской области «Редакция газеты «Авангард», которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.
В отзыве на определение о возбуждении дела № 06-10.1/04-2012 должностное лицо <……> БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» признала нарушение требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы в газете «Авангард» и сообщила о принятых мерах для предупреждения в дальнейшем нарушений законодательства о рекламе: издан приказ № 3 от 26.01.2012 о принятии рекламы в газете «Авангард» в соответствии с требованиями законодательства о рекламе; в план обучения и повышения квалификации сотрудников БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» включено дополнительное изучение положений Федерального закона «О рекламе».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» в газете Марьяновского района Омской области «Авангард» № 46, 48 за 2011 год, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. В связи с отсутствием в распространенной рекламе существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, Омское УФАС России приняло решение не передавать материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 09 февраля 2012 года.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу № 06-10.1/04-2012
09 февраля 2012 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Шаров В.А., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. – начальник отдела рекламы,
Веретельник М.С. – главный специалист-эксперт отдела рекламы
Цынгалова Е.А. – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Невойт Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 09.02.2012 по делу № 06-10.1/04-2012 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной бюджетным учреждением Омской области «Редакция газеты «Авангард» (далее – БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард») в газете «Авангард» № 46, 48 за 2011 год, нарушающей требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард», в срок до 24 февраля 2012 года прекратить нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно:
- в распространяемой рекламе финансовых услуг указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
2. БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 01 марта 2012 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.