Решение б/н Решение по делу № 06-10.1/13-2012 от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 06-10.1/13-2012
г. Омск
13 марта 2012 года
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Шаров В.А., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы,
Цынгалова Е.А. – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Невойт Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело № 06-10.1/13-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения бюджетным учреждением Омской области «Редакция газеты «Знамя» (далее – БУ Омской области «Редакция газеты «Знамя») рекламы в газете «Знамя» № 2, 4 за 2012 год, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 5, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» (ОГРН 1025501578827, ИНН 5514006049, местонахождение: 646020, Омская область, г.Исилькуль, ул. Коммунистическая, 12) – должностного лица <…..>(ходатайство от 05 марта 2012 года № 15), извещенного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлены факты распространения в газете Исилькульского района Омской области «Знамя» № 2, 4 за 2012 год рекламной информации с признаками нарушения требований законодательства о рекламе.
1. Части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»:
- «Окна люкс ПВХ. Двери, окна, натяжные потолки. Замер и доставка бесплатно. Кредит. Ул. Коммунистическая, 8»;
- «Дома, бани из бруса. Скидки, кредит. Проект в подарок»;
- «Спутниковое ТВ. Триколор, Радуга, Ямал, НТВ+, Континент и др. Оборудование, установка, кредит!!!».
В рекламе перечисленных хозяйствующих субъектов помимо рекламы товаров и услуг, реализуемых указанными субъектами, привлекается внимание к финансовой услуге – кредиту.
При этом в тексте рекламы отсутствует информация о лицах, оказывающих данную услугу. Отсутствие указанной информации вводит потребителя рекламы в заблуждение.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает возможность продажи товаров в кредит. В главе 42 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.
При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться не только финансовыми организациями, но и самой торгующей организацией.
Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей рекламы относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
2. Части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе»:
- «Слуховые аппараты г. Омск. Проверка слуха бесплатно!...» - отсутствие в рекламе необходимого предупреждения.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
На основании изложенного Комиссией Омского УФАС России установлен факт нарушения БУ Омской области «Редакция газеты «Знамя» части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», выразившийся в отсутствии в распространенной в газете «Знамя» рекламе существенной информация о лице, оказывающем финансовые услуги, что вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно условий приобретения или использования товаров и услуг; части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», выразившийся в распространении рекламы слуховых аппаратов, услуги по проверке слуха без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу частей 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 7 статьи 24, частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Издателем газеты «Знамя» является Бюджетное учреждение Омской области «Редакция газеты «Знамя», которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.
В отзыве на определение о возбуждении дела № 06-10.1/13-2012 должностное лицо БУ Омской области «Редакция газеты «Знамя» <…..> признала нарушение требований части 7 статьи 5, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы в газете «Знамя» и сообщила о принятых мерах для предупреждения в дальнейшем нарушений законодательства о рекламе: издан приказ № 18 от 02.03.2012 о приведении рекламы в газете «Знамя» в соответствие с требованиями законодательства о рекламе; в план обучения и повышения квалификации сотрудников БУ Омской области «Редакция газеты «Знамя» включено дополнительное изучение положений Федерального закона «О рекламе».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную БУ Омской области «Редакция газеты «Знамя» в газете Исилькульского района Омской области «Знамя» № 2, 4 за 2012 год, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать БУ Омской области «Редакция газеты «Знамя» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. В связи с отсутствием в распространенной рекламе существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не передавать материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении БУ Омской области «Редакция газеты «Знамя» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу № 06-10.1/13-2012
г. Омск
13 марта 2012 года
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Шаров В.А., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. – начальник отдела рекламы,
Цынгалова Е.А. – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Невойт Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 13.03.2012 по делу № 06-10.1/13-2012 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной бюджетным учреждением Омской области «Редакция газеты «Знамя» (далее – БУ Омской области «Редакция газеты «Знамя») в газете «Знамя» № 2, 4 за 2012 год, нарушающей требования части 7 статьи 5, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. БУ Омской области «Редакция газеты «Знамя» (ОГРН 1025501578827, ИНН 5514006049, местонахождение: 646020, Омская область, г.Исилькуль, ул. Коммунистическая, 12) в срок до 29 марта 2012 года прекратить нарушение части 7 статьи 5, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно:
- в распространяемой рекламе финансовых услуг указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество);
- распространяемую рекламу медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники в каждом случае сопровождать предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
2. БУ Омской области «Редакция газеты «Знамя» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 04 апреля 2012 года.