Решение б/н Решение № 06-10.1/21-2016 по делу, возбужденному по признака... от 25 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 06-10.1/21-2016 24 марта 2016 года г. Омск Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/21-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Город 55» (далее – ООО «Город 55», Общество) на интернет-сайте www.gorod.55.ru рекламы, содержащей признаки нарушения требований статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»), в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Город 55» (ИНН 5506069422, 644024, г. Омск, пр-т К. Маркса, д. 3, к. 1) – <…> (доверенность от 01.03.2016), УСТАНОВИЛА: В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Омского УФАС России был осуществлен осмотр интернет-сайта www.gorod.55.ru, в результате которого выявлен факт распространения рекламы купонов на получение скидки у ресторанов и служб доставки г. Омска («Суши Маркет Сибирь», «Мастер Pizza», «Аладжин», «Японский домик», «Хочу суши», «Ханзо»), предлагающих возможность заказа доставки готовых блюд (т.е. реализующих свои товары дистанционным способом), а именно: - «Очень вкусное меню от службы доставки «Суши Маркет Сибирь» со скидкой 65 %. Цена 30 р. Стоимость различная. Скидка 65 %. Продано 5. Подробнее». Указанная реклама сопровождалась изображением роллов; - «Скидка 50 % на все меню службы доставки «Мастер Pizza». «Семейная», «Супер» или фирменная «Мастер!». Цена 70 р. Стоимость различная. Скидка 50 %. Продано 38. Подробнее». Указанная реклама сопровождалась изображением пиццы; -«Осетинские пироги от службы доставки «Аладжин» со скидкой 50 %. Цена 50 р. Стоимость различная. Скидка 50 %. Продано 11. Подробнее». Указанная реклама сопровождалась изображением пирога; - «Сет «Легенда» от суши-бара «Японский домик» со скидкой 50 %. Цена 30 р. Стоимость 599 р. Скидка 50 %. Экономия 299 р. Продано 32. Подробнее». Указанная реклама сопровождалась изображением роллов; - «Все меню от ресторана доставки «Хочу суши» со скидкой 55 %. Цена от 70 р. Стоимость различная. Скидка 55 %. Продано 8. Подробнее». Указанная реклама сопровождалась изображением роллов; - «Все меню от службы доставки суши «Ханзо» со скидкой 60 %. Цена от 70 р. Стоимость различная. Скидка 65 %. Продано 6. Подробнее». Указанная реклама сопровождалась изображением роллов. Учитывая, что помимо рекламы купонов на сайте www.gorod.55.ru распространялась реклама товаров, реализуемых дистанционным способом вышеуказанными ресторанами и службами доставки, следовательно, такая реклама должна распространяться с соблюдением требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе», согласно которой в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В силу пункта 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). При такой продаже покупатель находится в худшем положении по сравнению с тем, кто непосредственно видит товар или его образец, поскольку может ознакомиться только с описанием товара либо его изображением. Согласно положениям договора публичной оферты, размещенного на сайте www.gorod.55, ООО «Город 55» является владельцем и администратором данного сайта, в том числе размещает на нем предложения продавцов о реализации клиентам товаров и услуг. В Письме ФАС России от 13.09.2012 г. № АК/29977 указано на то, что поскольку владелец (администратор) сайта осуществляет наполнение данного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации, то именно он должен признаваться рекламораспространителем в случае выявления рекламы, размещенной на данном сайте. Из пояснений ООО «Город 55» от 21.03.2016 следует, что «…информация о продукции указанных служб содержит сведения, предусмотренные ст. 8 ФЗ «О рекламе», в том числе наименование, место нахождения, ОГРН… Информация о товаре, приобретаемом со скидкой, и способах его приобретения указана на сайтах продавцов, ссылки на которые имеются в соответствующих разделах, предоставляющих информацию о купонах…». Омское УФАС России не может согласиться с указанным доводом Общества, поскольку размещение информации на иных сайтах (сайтах изготовителей (продавцов) товаров) не может свидетельствовать о соблюдении ООО «Город 55» требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе». Отсутствие необходимой информации в рекламе товаров служб заказа доставки готовых блюд подтверждается актами фиксации электронных страниц интернет-сайта www.gorod.55.ru от 09.03.2016: 1. http://gorod.55/coupons/detail/sushi-4565 (реклама службы доставки «Суши-Маркет Сибирь»); 2. http://gorod.55/coupons/detail/pizza-4370 (реклама службы доставки «Мастер Pizza»); 3. http://gorod.55/coupons/detail/aladdgin-4522 (реклама службы доставки «Аладжин»); 4/ http://gorod.55/coupons/detail/sushi-4460 (реклама суши-бара «Японский домик»); 5. http://gorod.55/coupons/detail/sushi-4468 (реклама ресторана доставки «Хочу суши»); 6. http://gorod.55/coupons/detail/hanzo-4469 (реклама службы доставки суши «Ханзо»). Кроме того Обществом даны пояснения о том, что «ООО «Город55» является администратором сайта gorod55.ru. ООО «Город55» не заключало договоров с указанными лицами о размещении рекламы о продукции или услугах на сайте gorod55.ru, не получало денежных средств от указанных лиц. ООО «Город55» осуществляет реализацию купонов (права на получение скидок) на товары и услуги Продавца. Предложение о приобретении купонов (оферта) размещено на сайте. Информация, размещаемая в разделе сайта «купоны» является рекламой продаваемых ООО «Город55» скидок на соответствующие товары (купоны), и направлена на формирование интереса потребителей к приобретению купонов, дающих право на получение скидки при приобретении соответствующих товаров. Сами товары приобретаются у соответствующего Продавца (со скидкой, право на которую было приобретено потребителем (купон)), который определяет условия и способы приобретения товаров…На основании изложенного просим прекратить производство по делу ввиду отсутствия нарушения законодательства о рекламе». Омское УФАС России не может согласиться с доводами ООО «Город 55» по следующим основаниям. Из положений договора публичной оферты (купоны), размещенного на электронной странице http://gorod55.ru/help#howto-coupons следует, что настоящий договор, а также информация о продукте, представленная на сайте www.gorod.55.ru, являются публичной офертой в соответствии со статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и частью 2 статьи 437 ГК РФ. Указанный договор адресован Клиентам и является официальным и публичным предложением Продавца (т.е. индивидуального предпринимателя или юридического лица, оказывающих услуги, продающих товары, выполняющих работы, предложения на которые размещены на сайте www.gorod55.ru и состоящих с ООО «Город 55» в договорных отношениях), в лице его Представителя (т.е. ООО «Город 55», оперирующее сайтом www.gorod55.ru, и размещающее на нем предложения Продавца на реализацию Продукта Клиентам), действующего от имени и за счет Продавца, заключить договор на реализацию Продукта, предмет и условия которого указаны в соответствующем разделе сайта www.gorod55.ru. Клиент, принимая условия настоящего договора, принимает следующие условия: Акция — предложение Продавца о продаже Продукта определенного ассортимента с определенной скидкой или без нее в течение определенного периода времени на Сайте. Заказ — соответствующим образом оформленный и размещенный заказ Клиента адресованный Представителю, на продажу выбранного на Сайте Продукта. Клиент — дееспособное физическое лицо, которое является гражданином России или иного государства, размещающее заказы и приобретающее Продукты, которые представлены на сайте в сети Интернет www.gorod55.ru, для своих личных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Купон — электронное документальное подтверждение оплаты Клиентом Заказа, содержащее уникальный серийный номер <...> информацию об условиях, стоимости Продукта, порядке оказания услуг, покупке товаров (исключениях, ограничения и подобной информации), и необходимое к предъявлению Клиентом Продавцу для получения Продуктов Продавца Продукт — размещенные на сайте сервиса Город55 предложения юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги, выполняющих работы, или продающих товары со скидкой к их базовой стоимости Клиентам Город55. Под Продуктом для целей настоящего Договора понимается как сами услуги, товары и работы, реализуемые Продавцом со скидкой на основании предъявленного купона без доплаты со стороны Клиента, так и право Клиента получить скидку в размере указанном в Купоне к их базовой цене; Сайт — сайт Представителя, расположенный по адресу www.gorod55.ru и содержащий все признаки публичной оферты». Таким образом, довод Общества о том, что «ООО «Город55» не заключало договоров с указанными лицами о размещении рекламы о продукции или услугах на сайте gorod55.ru» является несостоятельным, поскольку нарушает условия договора оферты, размещенном на сайте www.gorod55.ru. Федеральный закон «О рекламе» устанавливает следующие понятия: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Как указано в письме ФАС России № АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц» под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Таким образом, ООО «Город 55», размещая в свободном доступе на сайте www.gorod55.ru информацию о возможности приобретения купонов на покупку товаров, реализуемых торговыми предприятиями («Суши Маркет», «Мастер Pizza», «Аладжин», «Японский домик», «Хочу суши», «Ханзо»), одновременно привлекает внимание неопределенного круга лиц и к товарам и к продавцам этих товаров, что соответствует определению «реклама». Соответственно деятельность ООО «Город 55» по распространению информации о продавцах реализуемых товаров на сайте www.gorod55.ru соответствует деятельности рекламораспространителя, т.е. деятельности лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»). Указание в рекламе реализуемых товаров коммерческого обозначения лица, оказывающего услуги по доставке блюд («Суши Маркет», «Мастер Pizza», «Аладжин», «Японский домик», «Хочу суши», «Ханзо»), не может свидетельствовать о надлежащем соблюдении рекламораспространителем требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе», поскольку статьей 1473 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица (статья 54 ГК РФ), которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Кроме того, в распространяемой рекламе отсутствует информация о месте нахождения и государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица либо фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая изложенное, Комиссия Омского УФАС России считает, что ООО «Город 55» нарушило требования статьи 8 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы на интернет-сайте www.gorod.55.ru. По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель. Учитывая изложенное, ООО «Город 55» является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»). Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать ненадлежащей рекламу товаров ресторанов и служб доставки г. Омска («Суши Маркет», «Мастер Pizza», «Аладжин», «Японский домик», «Хочу суши», «Ханзо», размещенную ООО «Город 55» на интернет-сайте www.gorod.55.ru, поскольку при ее распространении нарушены требования статьи 8 Федерального закона «О рекламе». 2. Выдать ООО «Город 55» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение изготовлено в полном объеме 25 марта 2016 года. ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по делу № 06-10.1/21-2016 24 марта 2016 года г. Омск Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 24.03.2016 по делу № 06-10.1/21-2016 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной ООО «Город 55» на интернет-сайте www.gorod.55.ru, нарушающей требования статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. ООО «Город 55» (ИНН 5506069422, 644024, г. Омск, пр-т К. Маркса, д. 3, к. 1) в срок до 12 апреля 2016 года прекратить нарушение требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе», а именно: в рекламе товаров ресторанов и служб доставки г. Омска («Суши Маркет», «Мастер Pizza», «Аладжин», «Японский домик», «Хочу суши», «Ханзо»), предлагающих к продаже товары дистанционным способом, указать сведения о продавце таких товаров (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя). 2. ООО «Город 55» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 14 апреля 2016 года. В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны