Решение б/н Решение по делу № 06-10.1/23-2015 в отношении КБ "Канский" ... от 13 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 06-10.1/23-2015 09 апреля 2015 года город Омск Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законо-дательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/23-2015 по при-знакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размеще-ния обществом с ограниченной ответственностью Коммерческий банк «Канский» (далее – КБ «Канский» ООО) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»), в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – КБ «Канский» ООО (662520, Красноярский край, Березов-ский р-н, п. Березовка, 5 км а/д Красноярск-Железногорск), извещенного надлежащим об-разом, в отсутствие заявителя - ООО «ТРИЭС» (644024, г. Омск, ул. Декабристов, 45/1), извещен-ного надлежащим образом, в отсутствие заинтересованного лица – ООО «Новый городовой» (644042, г. Омск, Буль-вар Победы, 3, офис 3), извещенного надлежащим образом, УСТАНОВИЛА: В Омское УФАС России поступило заявление ООО «Триэс» (вх. № 673 от 23.01.2015) о распространении в газете «Ва-банкъ.Омск» № 50 от 15 декабря 2014 года рекламы КБ «Канский» ООО с признаками нарушения части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федераль-ного закона «О рекламе»: «Выгодные кредиты на индивидуальных условиях. Процентная ставка – от 17% годовых. Без страхования. Возможно без подтверждения дохода. Срок кредитования до 3-х лет с минимальной переплатой. Канский банк. КБ «Канский» ООО. Лицензия ЦБ РФ № 860 от 11.09.2013». Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связан-ных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), оп-ределяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (зай-ме)», для заемщика и влияющие на нее. Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона « О рекламе » не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вво-дятся в заблуждение потребители рекламы. Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением фор-мулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 За-кона «О потребительском кредите (займе)». По мнению ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потреби-тельского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в ко-торой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах го-довых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения (пись-мо ФАС России от 31.07.2014 № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг»). В указанной рекламе услуг по предоставлению кредита содержится информация о размере процентной ставке и сроке кредитования, однако отсутствуют сведения об остальных ус-ловиях, определяющих полную стоимость кредита. В информации, содержащейся на официальном сайте КБ «Канский» ООО (www.bank-kansky.ru), приводятся варианты потребительских кредитов, в том числе с процентной ставкой от 17% годовых (кредиты «Мобильный», «Достойный») и условия предоставления указанных кредитов (требования к заемщикам, параметры кредитования, обеспечение кредита, порядок и периодичность начисления процентов, гашение кредита и процентов). Как следует из информации на сайте, размер процентной ставки по кредиту «Мобильный» (от 17% до 30% годовых) зависит от качества обеспечения кредита; по кредиту «Достой-ный» процентная ставка устанавливается в размере от 17% до 24% по согласованию с Кре-дитным комитетом. Кроме того, в параметрах кредитования по кредиту «Достойный» ука-заны сумма и сроки кредита (суммы до 300 000, до 500 000, до 1 000 000 руб. на срок до 3 и до 5 лет) и обеспечение по ним. Поскольку распространяемая реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только инфор-мация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания финансовых услуг может привести к искажению смысла рекламы и вве-сти в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой. По мнению Омского УФАС России, если указание в рекламе кредитов процентной ставки является привлекательной информацией для потребителя о предлагаемой финансовой ус-луге, то отсутствие таких существенных условий предоставления кредитов как предостав-ление обеспечения по договору, сумма потребительского кредита может ввести в заблуж-дение потребителей рекламы и создать искаженное представление о стоимости кредита. В судебной практике отмечается недопустимость распространения рекламы услуг, связан-ных с предоставлением кредита, в которой указывается только привлекательная для потре-бителя информация (например, Определение ВАС РФ от 25.09.2012 № ВАС-12215/12 по делу № А44-65/2012). В Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в пункте 25 указано: «В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы од-но условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные ус-ловия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может при-вести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потре-бителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением креди-та (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нота-риальному заверению документов, предоставления обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)». Таким образом, чтобы размещаемая реклама, связанная с предоставлением кредита, соот-ветствовала требованиям законодательства о рекламе, такая реклама либо не должна со-держать никаких условий, определяющих стоимость кредита для заемщика, либо должна содержать все условия, влияющие на его стоимость, во избежание введения в заблуждение потребителей данной рекламы. На основании вышеизложенного Омское УФАС России приходит к следующим выводам: 1. Отсутствие в распространенной рекламе КБ «Канский» ООО информации о предостав-лении обеспечения по кредитному договору, сумме кредита как одних из условий, влияющих на стоимость займа, является нарушением части 3 статьи 28 Федерального за-кона «О рекламе». 2. Отсутствие в рекламе существенной информации о том, что процентная ставка устанав-ливается в зависимости от качества обеспечения кредита и по согласованию с Кредитным комитетом, а также указание только одного значения срока действия кредитного договора вводит в заблуждение потребителей рекламы и тем самым нарушает часть 7 статьи 5 Фе-дерального закона «О рекламе». По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона « О рекламе») ненадлежащая рек-лама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федера-ции. В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответст-венность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». По информации ООО «Новый Городовой» (издатель газеты «Ва-банкъ.Омск»), рекламо-дателем указанной рекламы является ООО КБ «Канский» в соответствии с Договором на оказание рекламных услуг № 15/00460 от 15.01.2014. Таким образом, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения КБ «Канский» ООО части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при размещении в газете «Ва-банкъ.Омск» № 50 от 15 декабря 2014 года рекламы услуг по предоставлениюпотребительских кредитов. Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмот-рения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законода-тельства Российской Федерации о рекламе, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать рекламу КБ «Канский» ООО: «Выгодные кредиты на индивидуальных усло-виях. Процентная ставка – от 17% годовых. Без страхования. Возможно без подтверждения дохода. Срок кредитования до 3-х лет с минимальной переплатой. Канский банк. КБ «Кан-ский» ООО. Лицензия ЦБ РФ № 860 от 11.09.2013», размещенную в газете «Ва-банкъ.Омск» № 50 от 15 декабря 2014 года, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». 2. Выдать КБ «Канский» ООО предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение изготовлено в полном объеме 10 апреля 2015 года. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по делу № 06-10.1/23-2015 09 апреля 2015 года г. Омск Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законо-дательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 09.04.2015 по делу № 06-10.1/23-2015 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной обществом с ограниченной ответственностью Коммерческий банк «Канский» (далее – КБ «Канский» ООО) в газете «Ва-банкъ.Омск» № 50 от 15 декабря 2014 года, нарушающей требования части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рек-ламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. КБ «Канский» ООО (ОГРН 1022400010005, ИНН 2450004016, местонахождение: 662520, Красноярский край, Березовский р-н, п. Березовка, 5 км а/д Красноярск-Железногорск) в срок до 05 мая 2015 года прекратить нарушение требований части 3 ста-тьи 28 части и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: в рекламе «Выгодные кредиты на индивидуальных условиях. Процентная ставка – от 17% годовых. Без страхования. Возможно без подтверждения дохода. Срок кредитования до 3-х лет с минимальной переплатой. Канский банк. КБ «Канский» ООО. Лицензия ЦБ РФ № 860 от 11.09.2013» помимо размера процентной ставки и срока кредитования указывать все ос-тальные условия, определяющие полную стоимость кредита. 2. КБ «Канский» ООО представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 07 мая 2015 года. В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 ста-тьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нало-жить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны