Решение б/н Решение по делу № 06-10.1/27-2016 в отношении ООО «РИА "НДС» от 14 апреля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 06-10.1/27-2016
13 апреля 2016 года
город Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/27-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Рекламно-информационное агентство «Новости Деловой Среды» (далее – ООО «Рекламно-информационное агентство «Новости Деловой Среды», Общество) в газете «Четверг» № 10 (1266) от 10.03.2016, № 12 (1268) от 24.03.2016 рекламы, содержащей признаки нарушения требований статьи 8, статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Рекламно-информационное агентство «Новости Деловой Среды», ОГРН 1095543004336, местонахождение: ул. 70 лет Октября, 19, офис 0410, г. Омск, 644074 – <…> (доверенность от 11.04.2016),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлены факты распространения в газете «Четверг» № 10 (1266) от 10.03.2016, № 12 (1268) от 24.03.2016 рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
1. В рекламе супермаркета «Океан»
- «Режим работы круглосуточно. «Океан». Именинникам на пироги скидка 25%. Доставка продуктов на дом и в офис 09:00-21:00 по телефонам 37-20-40, 325-400 или на сайте www.ocean-omsk.ru» ул. Иртышская Набережная, 12» (№ 10, стр. 8),
- «Супермаркет «Океан». Доставка продуктов на дом и в офис 9:00-21:00. Живые морепродукты и рыба. Огромный ассортимент. Ул. Иртышская Набережная, 12. Тел.: 8(3812) 37-20-40, 325-400. www.ocean-omsk.ru» (№ 12, стр.21) содержатся признаки нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе».
Согласно статье 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Вышеуказанная рекламная информация, размещенная в газете, направлена на привлечение внимания потребителя как к самому супермаркету, так и к продаже товаров дистанционным способом. Информация о доставке еды подпадает под понятие дистанционного способа продажи товаров, следовательно, в такой рекламе должна быть указана информация, предусмотренная статьей 8 Федерального закона «О рекламе».
Вместе с тем в распространенной рекламе не содержится полная информация о продавце товара: отсутствуют сведения о наименовании и государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица.
Таким образом, отсутствие обязательной информации о продавце, реализующем свои товары дистанционным способом, противоречит требованиям статьи 8 Федерального закона «О рекламе».
1.1. Одновременно в газете «Четверг» № 10 на стр. 21, № 12 на стр. 25 размещена реклама супермаркета «Океан» следующего содержания:
«Круглосуточно. Супермаркет «Океан». Всем и на всю рыбную продукцию каждый четверг скидка 10%. Рыбный день. Да здравствует вкусная рыба! Доставка продуктов на дом и в офис 09:00-21:00 т. 37-20-40, 325-400 www.ocean-omsk.ru» Иртышская Набережная, 12. Скидка предоставляется с 8:00 каждого четверга до 8:00 пятницы».
В нижней части рекламного макета мелким нечитаемым шрифтом указана информация, предположительно содержащая сведения, предусмотренные статьей 8 Федерального закона «О рекламе».
Как указано в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Информация о продавце товаров, реализующем свои товары в том числе дистанционным способом (наименование юридического лица и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица), формально присутствует в рекламе.
Однако данная информация изложена мелким (нечитаемым) шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, а, следовательно, не может рассматриваться как их фактическое наличие. Таким образом, указанная реклама противоречит положениям статьи 8 Федерального закона «О рекламе».
2. Кроме того, в нарушение требований статьи 16 Федерального закона «О рекламе» реклама супермаркета «Океан», базы отдыха имени А.И. Покрышкина, ООО «ДиалогАвиаТрэвел», телеканала «НДС-РБК-ТВ в Омске», размещенная в газете «Четверг» № 10 (1266) от 10.03.2016 на страницах 8, 19, 21, 28; № 12 (1268) от 24.03.2016 на страницах 18, 21, 24, 25, 28, не сопровождалась пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий.
Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 и статьей 16 Федерального закона «О рекламе».
Согласно выходным данным, учредителем и издателем газеты «Четверг» является ООО «Рекламно-информационное агентство «Новости Деловой Среды», которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя Общества, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО «Рекламно-информационное агентство «Новости Деловой Среды» требований статьи 8 и статьи 16 при распространении рекламы в газете «Четверг» № 10 (1266) от 10.03.2016, № 12 (1268) от 24.03.2016.
На определение № 06-10.1/27-2016 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе ООО «Рекламно-информационное агентство «Новости Деловой Среды» представлен отзыв (вх. № 2582 от 12.04.2016), из которого следует, что ООО «Рекламно-информационное агентство «Новости Деловой Среды» добровольно устранило нарушения законодательства о рекламе, в настоящее время реклама в газете «Четверг» приведена в соответствие с требованиями Федерального закона «О рекламе» (с приложением экземпляра газеты «Четверг» № 14 (2070) от 07 апреля 2016 года).
На основании представленных пояснений Комиссией Омского УФАС России сделан вывод о нецелесообразности выдачи ООО «Рекламно-информационное агентство «Новости Деловой Среды» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу
«Режим работы круглосуточно. «Океан». Именинникам на пироги скидка 25%. Доставка продуктов на дом и в офис 09:00-21:00 по телефонам 37-20-40, 325-400 или на сайте www.ocean-omsk.ru» ул. Иртышская Набережная, 12» (№ 10, стр. 8),
«Супермаркет «Океан». Доставка продуктов на дом и в офис 9:00-21:00. Живые морепродукты и рыба. Огромный ассортимент. Ул. Иртышская Набережная, 12. Тел.: 8(3812) 37-20-40, 325-400. www.ocean-omsk.ru» (№ 12, стр.21),
«Круглосуточно. Супермаркет «Океан». Всем и на всю рыбную продукцию каждый четверг скидка 10%. Рыбный день. Да здравствует вкусная рыба! Доставка продуктов на дом и в офис 09:00-21:00 т. 37-20-40, 325-400 www.ocean-omsk.ru» Иртышская Набережная, 12. Скидка предоставляется с 8:00 каждого четверга до 8:00 пятницы»,
распространенную ООО «Рекламно-информационное агентство «Новости Деловой Среды» в газете «Четверг» № 10 (1266) от 10.03.2016, № 12 (1268) от 24.03.2016, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Федерального закона «О рекламе».
2. Признать рекламу супермаркета «Океан», базы отдыха имени А.И. Покрышкина, ООО «ДиалогАвиаТрэвел», телеканала «НДС-РБК-ТВ в Омске», распространенную ООО «Рекламно-информационное агентство «Новости Деловой Среды» в газете «Четверг» № 10 (1266) от 10.03.2016, № 12 (1268) от 24.03.2016, ненадлежащей, поскольку при ее распространении были нарушены требования статьи 16 Федерального закона «О рекламе».
3. Не выдавать ООО «Рекламно-информационное агентство «Новости Деловой Среды» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с устранением нарушения в добровольном порядке.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 13 апреля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.