Определение б/н Определение о возбуждении дела № 06-10.1/55-2014 в отношени... от 12 ноября 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 06-10.1/55-2014
о возбуждении дела по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
12 ноября 2014 года
город Омск
Председатель Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе – заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Моя земля» (далее – ООО «Редакция газеты «Моя земля») требований пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 и части 1.1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлены факты распространения в газете «Моя земля» № 18 от 17.09.2014 и № 20 от 22.10.2014 рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона «О рекламе».
1. В газете «Моя земля» № 18 от 17.09.2014 на странице 12 распространялась реклама биологически активных добавок (далее - БАД) «Инулин-топ», «ЭКОТОМега3», «Астрагал», в которой содержатся признаки нарушения требований пункта 1 части 1 и части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».
1.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
Реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект (пункт 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).
Анализ содержания рекламной статьи позволяет сделать вывод о том, что реклама создает впечатление о лечебных свойствах БАД и входящих в их состав компонентов, их применении в медицинских целях для профилактики и лечения заболеваний, тогда как в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» БАД не могут использоваться для лечения и профилактики каких-либо заболеваний.
1.2. В соответствии с частью 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В указанной рекламе БАД, распространенной в газете «Моя земля» № 18, необходимое предупреждение отсутствовало.
2. В газете «Моя земля» № 20 от 22.10.2014 на странице 10 размещена статья «Доступные средства для красоты» с рекламой продуктов из сапропеля, в которой содержатся признаки нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В указанной статье говорится о терапевтических свойствах лечебной грязи – сапропеля, о продуктах, изготовленных из него, о лечебно-косметическом воздействии сапропеля.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Поскольку рекламируемая продукция не является лекарственным средством, то исключена возможность указания в рекламе этой продукции на её лечебные свойства.
Анализ содержания рекламной статьи «Доступные средства для красоты» позволяет сделать вывод о том, что внимание потребителей направлено на привлечение внимания к рекламируемому продукту (сапропелю) именно как к средству, оказывающему лечебное воздействие.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5, статьей 25 Федерального закона «О рекламе», несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно выходным данным, учредителем и издателем газеты «Моя земля» является ООО «Редакция газеты «Моя земля», которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 06-10.1/55-2014 по признакам нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 и части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».
2. Признать лицом, участвующим в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Редакция газеты «Моя земля» (пр. Королева, 26, офис 23, г. Омск, 644012).
3. Назначить дело № 06-10.1/55-2014 к рассмотрению на 25 ноября 2014 года в 16:00 часов по адресу: г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.
4. ООО «Редакция газеты «Моя земля» в срок до 20 ноября 2014 года представить в адрес Управления:
а) письменные объяснения по указанным фактам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
б) надлежаще заверенные копии:
- устава ООО «Редакция газеты «Моя земля», свидетельств ЕГРЮЛ, ИНН;
- документа, подтверждающего служебные полномочия директора ООО «Редакция газеты «Моя земля» (протокол собрания учредителей, приказ о назначении на должность и пр.);
- свидетельства о регистрации СМИ - газеты «Моя земля»;
- устава редакции газеты «Моя земля»;
- приказа о назначении на должность главного редактора газеты «Моя земля»;
- должностной инструкции главного редактора газеты «Моя земля»;
в) данные о рекламодателе указанной рекламы (для юридического лица: организационно-правовая форма, наименование, фактический адрес, телефон, Ф.И.О. руководителя; для индивидуального предпринимателя: Ф.И.О., фактический адрес, телефон) с приложением надлежаще заверенной копии договора с рекламодателем (со всеми приложениями) и документов, подтверждающих оплату распространения указанной рекламы.
В случае невозможности представления запрашиваемой информации (или ее отсутствия) необходимо письменно уведомить об этом с указанием причин непредставления.
Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО «Редакция газеты «Моя земля», для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.