Решение б/н Дело № 06-10.1/60-2014 в отношении ЗАО "НИКА" от 15 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 06-10.1/60-2014 13 января 2015 года город Омск Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законо-дательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/60-2014 по при-знакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размеще-ния закрытым акционерным обществом «Новое Ипотечное Корпоративное Агентство» (далее – ЗАО «НИКА») рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (да-лее - Федеральный закон «О рекламе»), в отсутствие законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ЗАО «НИКА» (ОГРН 1075501005249, ИНН 5501107635, местонахождение: ул. 4-я Северная, д. 13, г. Омск, 644033), извещенного над-лежащим образом, в присутствии представителя ЗАО «НИКА» УСТАНОВИЛА: В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Рос-сийской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения в газете «Московский комсомолец «МК в Омске» № 43 (910) от 22.10.2014 рекламы ЗАО «НИКА»: «НИКА. Новое Ипотечное Кор-поративное Агентство. Ипотека у нас - это удобно. Новая программа «Социальная ипоте-ка». Ставка 10,6% годовых для отдельных категорий граждан. Оперативное рассмотрение заявки. Индивидуальный подход к подтверждению дохода. Кредитор ЗАО «НИКА», со-держащей признаки нарушения требований части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Феде-рального закона «О рекламе». Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связан-ных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), оп-ределяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее. Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением фор-мулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 За-кона «О потребительском кредите (займе)». В указанной рекламе ЗАО «НИКА» содержится информация о процентной ставке в 10,6%, однако отсутствуют сведения об остальных условиях, влияющих на стоимость займа. Анализ положений Федерального закона «О рекламе» показывает системную связь поло-жений части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» с положениями части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в ко-торой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. На определение Омского УФАС России № 06-10.1/60-2014 о возбуждении дела по при-знакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ЗАО «НИКА» были представлены письменные объяснения (вх. № 13378 от 03.12.2014), из которых следует: «…ЗАО «НИКА» не обязано было указывать в рекламном сообщении сумму займа; срок действия договора займа; валюту, в которой предоставляется заем, так как указанные све-дения не влияют ни на размер процентной ставки по займу, ни на полную стоимость займа. Приказом № 26 от 17 августа 2014 года в ЗАО «НИКА» утверждена программа ипотечного кредитования «Социальная ипотека», введенная в рамках государственной программы «Жилье для Российской семьи» и Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», ипотечный заем по которой предоставляется на следующих условиях: Валюта предоставления займа: рубли РФ Сумма ипотечного займа: от 300 до 2600 тыс.руб. Срок ипотечного займа: от 120 до 360 месяцев Размер первоначального взноса: не менее 30% от стоимости приобретаемого жилья Ставка по займу: 10,6% Категории граждан, имеющих право на получение займа по программе «Социальная ипо-тека»:1. Относящиеся к категориям граждан, предусмотренных постановлением Прави-тельства РФ от 25 октября 2012 года № 1099 «О некоторых вопросах реализации Феде-рального закона «О содействии развитию жилищного строительства» в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса». 2. Категория граждан, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Феде-рации». Как следует из утвержденной программы, размер ставки по ипотечному займу 10,6% го-довых не изменяется в зависимости от суммы займа или срока возврата ипотечного займа, следовательно, ни сумма займа, ни срок займа не влияют на полную стоимость займа в рамках программы «Социальная ипотека». Единственная валюта предоставления ипотечного займа в рамках программы «Социальная ипотека» - рубли РФ, что исключает также возможность изменения полной стоимости зай-ма в зависимости от курса валют. Исходя из вышеизложенного, следует, что иных условий, влияющих на полную стоимость займа, кроме ставки по ипотечному займу, при получении займа по программе «Социаль-ная ипотека», нет…». Омское УФАС России не может согласиться с позицией ЗАО «НИКА» по следующим ос-нованиям. В информации, содержащейся на официальном сайте ЗАО «НИКА» (www.nika-ipoteka.ru), приводятся основные условия по программе «Социальная ипотека», к которым относятся: - перечень категорий граждан, которым предоставляется заем (граждане, имеющие 1 ре-бенка и более, при этом возраст каждого из супругов (либо одного родителя в неполной семье) не превышает 35 лет; граждане, имеющие 3 и более детей; ветераны боевых дейст-вий; граждане, для которых работа в федеральных органах государственной власти, орга-нах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления является ос-новным местом работы; граждане, для которых основным местом работы является работа в: 1) государственных и муниципальных учреждениях, являющихся научными организа-циями или организациями научного обслуживания, в качестве научных работников, спе-циалистов научной организации или работников сферы научного обслуживания; 2) госу-дарственных и муниципальных образовательных учреждениях; 3) государственных и му-ниципальных учреждениях здравоохранения; 4) государственных и муниципальных учре-ждениях культуры; 5) государственных и муниципальных учреждениях социальной защи-ты, занятости населения; 6) государственных и муниципальных учреждениях физической культуры и спорта. - Первоначальный взнос: не менее 30% от рыночной стоимости жилья. Для погашения за-долженности по кредиту можно использовать средства материнского (семейного) капита-ла. - Максимальная сумма кредита: 2,6 млн. рублей. - Максимальный срок кредита: до 30 лет. При участии нескольких заемщиков срок займа рассчитывается с учетом достижения 65-летнего возраста старшим из заемщиком. - Соотношение платеж/доход: ежемесячная сумма платежей заемщика не может превы-шать 45% его ежемесячного совокупного дохода. - Количество созаемщиков: не более 3. - Мораторий на досрочное погашение: отсутствует. - Страхование: обязательным условием является оформление договора имущественного страхования предмета залога (приобретаемой недвижимости). Также на сайте указано: «Величина процентной ставки по займу: первоначальный взнос (включительно) от 30% - годовая ставка (% годовых) 10,6%». Омским УФАС России приняты во внимание доводы ЗАО «НИКА» о том, что в рамках программы «Социальная ипотека» сумма и срок займа не влияют на полную стоимость займа, так как значение процентной ставки является фиксированным и ее размер не изме-няется в зависимости от суммы или срока предоставляемого займа. На заседании Комиссии 23.12.2014 представителем ЗАО «НИКА» была представлена Таб-лица № 1, содержащая сведения о заключенных с физическими лицами договорах займа, в том числе с процентной ставкой 10,6 % годовых. Определением от 23.12.2014 дело № 06-10.1/60-2014 было отложено в связи с необходи-мостью получения антимонопольным органом у ЗАО «НИКА» дополнительной информа-ции из Таблицы № 1, а именно: копий договоров, заключенных ЗАО «НИКА» в рамках программы «Социальная ипотека». Из представленных договоров следует, что полная стоимость займа в процентах годовых отличается от размера процентной ставки, заявленной в рекламе. По мнению Омского УФАС России, если указание в рекламе займа по программе «Соци-альна ипотека» процентной ставки является привлекательной информацией для потреби-теля о предлагаемой финансовой услуге, то отсутствие таких существенных условий пре-доставления займа как требования к заемщику (определенный перечень категорий граж-дан), предоставление обеспечения по договору, значение указанной в рекламе процентной ставки только при условии уплаты первоначального взноса, обязательное страхование мо-жет ввести в заблуждение потребителей рекламы и создать искаженное представление о стоимости займа. В судебной практике отмечается недопустимость распространения рекламы услуг, связан-ных с предоставлением кредита, в которой указывается только привлекательная для потре-бителя информация (например, Определение ВАС РФ от 25.09.2012 № ВАС-12215/12 по делу № А44-65/2012). В Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в пункте 25 указано: «В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы од-но условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные ус-ловия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может при-вести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потре-бителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением креди-та (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нота-риальному заверению документов, предоставления обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)». Таким образом, чтобы размещаемая реклама, связанная с предоставлением кредита или займа, соответствовала требованиям законодательства о рекламе, такая реклама либо не должна содержать никаких условий, определяющих стоимость кредита для заемщика, либо должна содержать все условия, влияющие на его стоимость, во избежание введения в за-блуждение потребителей данной рекламы. На основании вышеизложенного Омское УФАС России приходит к следующим выводам: 1. Отсутствие в распространенной рекламе ЗАО «НИКА» информации о необходимости обязательного страхования и об оценке объекта недвижимости как одних из условий, влияющих на стоимость займа, является нарушением части 3 статьи 28 Федерального за-кона «О рекламе». 2. Отсутствие в рекламе существенной информации о том, что процентная ставка 10,6% годовых доступна только определенной категории заемщиков при предоставлении обес-печения по договору в виде залога недвижимости, а также при условии уплаты 30% пер-воначального взноса, вводит в заблуждение потребителей рекламы и тем самым нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Данная позиция подтверждается информацией, содержащейся в выборочно представлен-ных ЗАО «НИКА» договорах займа. По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая рек-лама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федера-ции. По информации ООО «Медиа-группа Иртышская Мозаика» (издатель газеты «Московский комсомолец «МК в Омске), рекламодателем указанной рекламы является ЗАО «НИКА» в соответствии с договором № 24Б от 22.10.2014 на размещение рекламно-информационных материалов. В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответст-венность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Таким образом, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя ЗАО «НИКА», Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения ЗАО «НИКА» части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при размещении в газете «Московский Комсомолец «МК в Омске» рекламы по предоставлению займа в рам-ках программы «Социальная ипотека». Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмот-рения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законода-тельства Российской Федерации о рекламе, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать рекламу ЗАО «НИКА»: «НИКА. Новое Ипотечное Корпоративное Агентство. Ипотека у нас - это удобно. Новая программа «Социальная ипотека». Ставка 10,6% годо-вых для отдельных категорий граждан. Оперативное рассмотрение заявки. Индивидуаль-ный подход к подтверждению дохода. Кредитор ЗАО «НИКА», размещенную в газете «Московский Комсомолец «МК в Омске» № 43 (910) от 22.10.2014, ненадлежащей, по-скольку в ней нарушены требования части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального за-кона «О рекламе». 2. Выдать ЗАО «НИКА» предписание о прекращении нарушения законодательства Рос-сийской Федерации о рекламе. 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение изготовлено в полном объеме 13 января 2015 года. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по делу № 06-10.1/60-2014 13 января 2015 года г. Омск Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законо-дательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 13.01.2015 по делу № 06-10.1/60-2014 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной закрытым акционерным обществом «Новое Ипотечное Корпоративное Агентство» (далее – ЗАО «НИКА») в газете «Московский Комсомолец «МК в Омске» № 43 (910) от 22.10.2014, на-рушающей требования части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. ЗАО «НИКА» (ОГРН 1075501005249, ИНН 5501107635, местонахождение: ул. 4-я Се-верная, д. 13, г. Омск, 644033) в срок до 27 января 2015 года прекратить нарушение тре-бований Федерального закона «О рекламе»: - части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: в рекламе «НИКА. Новое Ипотечное Корпоративное Агентство. Ипотека у нас - это удобно. Новая программа «Со-циальная ипотека». Ставка 10,6% годовых для отдельных категорий граждан. Оперативное рассмотрение заявки. Индивидуальный подход к подтверждению дохода. Кредитор ЗАО «НИКА» указывать все остальные условия, определяющие полную стоимость займа в рам-ках программы «Социальная ипотека». - части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: не допускать распростра-нение рекламы «НИКА. Новое Ипотечное Корпоративное Агентство. Ипотека у нас - это удобно. Новая программа «Социальная ипотека». Ставка 10,6% годовых для отдельных ка-тегорий граждан. Оперативное рассмотрение заявки. Индивидуальный подход к подтвер-ждению дохода. Кредитор ЗАО «НИКА», в которой отсутствует существенная информация о том, что процентная ставка 10,6% годовых доступна при предоставлении обеспечения по договору в виде залога недвижимости, а также при условии уплаты 30% первоначального взноса. 2. ЗАО «НИКА» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 28 января 2015 года. В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 ста-тьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нало-жить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. РЕШЕНИЕ по делу № 06-10.1/60-2014 13 января 2015 года город Омск Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законо-дательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/60-2014 по при-знакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размеще-ния закрытым акционерным обществом «Новое Ипотечное Корпоративное Агентство» (далее – ЗАО «НИКА») рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (да-лее - Федеральный закон «О рекламе»), в отсутствие законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ЗАО «НИКА» (ОГРН 1075501005249, ИНН 5501107635, местонахождение: ул. 4-я Северная, д. 13, г. Омск, 644033), извещенного над-лежащим образом, в присутствии представителя ЗАО «НИКА» УСТАНОВИЛА: В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Рос-сийской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения в газете «Московский комсомолец «МК в Омске» № 43 (910) от 22.10.2014 рекламы ЗАО «НИКА»: «НИКА. Новое Ипотечное Кор-поративное Агентство. Ипотека у нас - это удобно. Новая программа «Социальная ипоте-ка». Ставка 10,6% годовых для отдельных категорий граждан. Оперативное рассмотрение заявки. Индивидуальный подход к подтверждению дохода. Кредитор ЗАО «НИКА», со-держащей признаки нарушения требований части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Феде-рального закона «О рекламе». Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связан-ных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), оп-ределяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее. Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением фор-мулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 За-кона «О потребительском кредите (займе)». В указанной рекламе ЗАО «НИКА» содержится информация о процентной ставке в 10,6%, однако отсутствуют сведения об остальных условиях, влияющих на стоимость займа. Анализ положений Федерального закона «О рекламе» показывает системную связь поло-жений части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» с положениями части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в ко-торой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. На определение Омского УФАС России № 06-10.1/60-2014 о возбуждении дела по при-знакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ЗАО «НИКА» были представлены письменные объяснения (вх. № 13378 от 03.12.2014), из которых следует: «…ЗАО «НИКА» не обязано было указывать в рекламном сообщении сумму займа; срок действия договора займа; валюту, в которой предоставляется заем, так как указанные све-дения не влияют ни на размер процентной ставки по займу, ни на полную стоимость займа. Приказом № 26 от 17 августа 2014 года в ЗАО «НИКА» утверждена программа ипотечного кредитования «Социальная ипотека», введенная в рамках государственной программы «Жилье для Российской семьи» и Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», ипотечный заем по которой предоставляется на следующих условиях: Валюта предоставления займа: рубли РФ Сумма ипотечного займа: от 300 до 2600 тыс.руб. Срок ипотечного займа: от 120 до 360 месяцев Размер первоначального взноса: не менее 30% от стоимости приобретаемого жилья Ставка по займу: 10,6% Категории граждан, имеющих право на получение займа по программе «Социальная ипо-тека»:1. Относящиеся к категориям граждан, предусмотренных постановлением Прави-тельства РФ от 25 октября 2012 года № 1099 «О некоторых вопросах реализации Феде-рального закона «О содействии развитию жилищного строительства» в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса». 2. Категория граждан, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Феде-рации». Как следует из утвержденной программы, размер ставки по ипотечному займу 10,6% го-довых не изменяется в зависимости от суммы займа или срока возврата ипотечного займа, следовательно, ни сумма займа, ни срок займа не влияют на полную стоимость займа в рамках программы «Социальная ипотека». Единственная валюта предоставления ипотечного займа в рамках программы «Социальная ипотека» - рубли РФ, что исключает также возможность изменения полной стоимости зай-ма в зависимости от курса валют. Исходя из вышеизложенного, следует, что иных условий, влияющих на полную стоимость займа, кроме ставки по ипотечному займу, при получении займа по программе «Социаль-ная ипотека», нет…». Омское УФАС России не может согласиться с позицией ЗАО «НИКА» по следующим ос-нованиям. В информации, содержащейся на официальном сайте ЗАО «НИКА» (www.nika-ipoteka.ru), приводятся основные условия по программе «Социальная ипотека», к которым относятся: - перечень категорий граждан, которым предоставляется заем (граждане, имеющие 1 ре-бенка и более, при этом возраст каждого из супругов (либо одного родителя в неполной семье) не превышает 35 лет; граждане, имеющие 3 и более детей; ветераны боевых дейст-вий; граждане, для которых работа в федеральных органах государственной власти, орга-нах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления является ос-новным местом работы; граждане, для которых основным местом работы является работа в: 1) государственных и муниципальных учреждениях, являющихся научными организа-циями или организациями научного обслуживания, в качестве научных работников, спе-циалистов научной организации или работников сферы научного обслуживания; 2) госу-дарственных и муниципальных образовательных учреждениях; 3) государственных и му-ниципальных учреждениях здравоохранения; 4) государственных и муниципальных учре-ждениях культуры; 5) государственных и муниципальных учреждениях социальной защи-ты, занятости населения; 6) государственных и муниципальных учреждениях физической культуры и спорта. - Первоначальный взнос: не менее 30% от рыночной стоимости жилья. Для погашения за-долженности по кредиту можно использовать средства материнского (семейного) капита-ла. - Максимальная сумма кредита: 2,6 млн. рублей. - Максимальный срок кредита: до 30 лет. При участии нескольких заемщиков срок займа рассчитывается с учетом достижения 65-летнего возраста старшим из заемщиком. - Соотношение платеж/доход: ежемесячная сумма платежей заемщика не может превы-шать 45% его ежемесячного совокупного дохода. - Количество созаемщиков: не более 3. - Мораторий на досрочное погашение: отсутствует. - Страхование: обязательным условием является оформление договора имущественного страхования предмета залога (приобретаемой недвижимости). Также на сайте указано: «Величина процентной ставки по займу: первоначальный взнос (включительно) от 30% - годовая ставка (% годовых) 10,6%». Омским УФАС России приняты во внимание доводы ЗАО «НИКА» о том, что в рамках программы «Социальная ипотека» сумма и срок займа не влияют на полную стоимость займа, так как значение процентной ставки является фиксированным и ее размер не изме-няется в зависимости от суммы или срока предоставляемого займа. На заседании Комиссии 23.12.2014 представителем ЗАО «НИКА» была представлена Таб-лица № 1, содержащая сведения о заключенных с физическими лицами договорах займа, в том числе с процентной ставкой 10,6 % годовых. Определением от 23.12.2014 дело № 06-10.1/60-2014 было отложено в связи с необходи-мостью получения антимонопольным органом у ЗАО «НИКА» дополнительной информа-ции из Таблицы № 1, а именно: копий договоров, заключенных ЗАО «НИКА» в рамках программы «Социальная ипотека». Из представленных договоров следует, что полная стоимость займа в процентах годовых отличается от размера процентной ставки, заявленной в рекламе. По мнению Омского УФАС России, если указание в рекламе займа по программе «Соци-альна ипотека» процентной ставки является привлекательной информацией для потреби-теля о предлагаемой финансовой услуге, то отсутствие таких существенных условий пре-доставления займа как требования к заемщику (определенный перечень категорий граж-дан), предоставление обеспечения по договору, значение указанной в рекламе процентной ставки только при условии уплаты первоначального взноса, обязательное страхование мо-жет ввести в заблуждение потребителей рекламы и создать искаженное представление о стоимости займа. В судебной практике отмечается недопустимость распространения рекламы услуг, связан-ных с предоставлением кредита, в которой указывается только привлекательная для потре-бителя информация (например, Определение ВАС РФ от 25.09.2012 № ВАС-12215/12 по делу № А44-65/2012). В Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в пункте 25 указано: «В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы од-но условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные ус-ловия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может при-вести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потре-бителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением креди-та (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нота-риальному заверению документов, предоставления обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)». Таким образом, чтобы размещаемая реклама, связанная с предоставлением кредита или займа, соответствовала требованиям законодательства о рекламе, такая реклама либо не должна содержать никаких условий, определяющих стоимость кредита для заемщика, либо должна содержать все условия, влияющие на его стоимость, во избежание введения в за-блуждение потребителей данной рекламы. На основании вышеизложенного Омское УФАС России приходит к следующим выводам: 1. Отсутствие в распространенной рекламе ЗАО «НИКА» информации о необходимости обязательного страхования и об оценке объекта недвижимости как одних из условий, влияющих на стоимость займа, является нарушением части 3 статьи 28 Федерального за-кона «О рекламе». 2. Отсутствие в рекламе существенной информации о том, что процентная ставка 10,6% годовых доступна только определенной категории заемщиков при предоставлении обес-печения по договору в виде залога недвижимости, а также при условии уплаты 30% пер-воначального взноса, вводит в заблуждение потребителей рекламы и тем самым нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Данная позиция подтверждается информацией, содержащейся в выборочно представлен-ных ЗАО «НИКА» договорах займа. По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая рек-лама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федера-ции. По информации ООО «Медиа-группа Иртышская Мозаика» (издатель газеты «Московский комсомолец «МК в Омске), рекламодателем указанной рекламы является ЗАО «НИКА» в соответствии с договором № 24Б от 22.10.2014 на размещение рекламно-информационных материалов. В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответст-венность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Таким образом, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя ЗАО «НИКА», Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения ЗАО «НИКА» части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при размещении в газете «Московский Комсомолец «МК в Омске» рекламы по предоставлению займа в рам-ках программы «Социальная ипотека». Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмот-рения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законода-тельства Российской Федерации о рекламе, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать рекламу ЗАО «НИКА»: «НИКА. Новое Ипотечное Корпоративное Агентство. Ипотека у нас - это удобно. Новая программа «Социальная ипотека». Ставка 10,6% годо-вых для отдельных категорий граждан. Оперативное рассмотрение заявки. Индивидуаль-ный подход к подтверждению дохода. Кредитор ЗАО «НИКА», размещенную в газете «Московский Комсомолец «МК в Омске» № 43 (910) от 22.10.2014, ненадлежащей, по-скольку в ней нарушены требования части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального за-кона «О рекламе». 2. Выдать ЗАО «НИКА» предписание о прекращении нарушения законодательства Рос-сийской Федерации о рекламе. 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение изготовлено в полном объеме 13 января 2015 года. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по делу № 06-10.1/60-2014 13 января 2015 года г. Омск Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законо-дательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 13.01.2015 по делу № 06-10.1/60-2014 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной закрытым акционерным обществом «Новое Ипотечное Корпоративное Агентство» (далее – ЗАО «НИКА») в газете «Московский Комсомолец «МК в Омске» № 43 (910) от 22.10.2014, на-рушающей требования части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. ЗАО «НИКА» (ОГРН 1075501005249, ИНН 5501107635, местонахождение: ул. 4-я Се-верная, д. 13, г. Омск, 644033) в срок до 27 января 2015 года прекратить нарушение тре-бований Федерального закона «О рекламе»: - части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: в рекламе «НИКА. Новое Ипотечное Корпоративное Агентство. Ипотека у нас - это удобно. Новая программа «Со-циальная ипотека». Ставка 10,6% годовых для отдельных категорий граждан. Оперативное рассмотрение заявки. Индивидуальный подход к подтверждению дохода. Кредитор ЗАО «НИКА» указывать все остальные условия, определяющие полную стоимость займа в рам-ках программы «Социальная ипотека». - части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: не допускать распростра-нение рекламы «НИКА. Новое Ипотечное Корпоративное Агентство. Ипотека у нас - это удобно. Новая программа «Социальная ипотека». Ставка 10,6% годовых для отдельных ка-тегорий граждан. Оперативное рассмотрение заявки. Индивидуальный подход к подтвер-ждению дохода. Кредитор ЗАО «НИКА», в которой отсутствует существенная информация о том, что процентная ставка 10,6% годовых доступна при предоставлении обеспечения по договору в виде залога недвижимости, а также при условии уплаты 30% первоначального взноса. 2. ЗАО «НИКА» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 28 января 2015 года. В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 ста-тьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нало-жить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны