Решение б/н Решение по делу № 06-10.1/66-2012 от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 06-10.1/66-2012
22 ноября 2012 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы;
Невойт Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы;
Веретельник М.С. – главный специалист-эксперт отдела рекламы;
Ланшаков С.М. – специалист 1 разряда отдела рекламы,
рассмотрев дело № 06-10.1/66-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Новый Городовой» (далее – ООО «Новый Городовой») рекламы бальзама «Сибирский» в газете «Ва-Банкъ. Омск» № 44 (143) от 05.11.2012, содержащей признаки нарушения требований пункта 2 части 3 и пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствие законного представителя ООО «Новый Городовой», (ИНН 5507213654, ОГРН 1095543030560, место нахождения: Бульвар Победы, 3, оф. 3, г. Омск, 644042) – <…..>,
в присутствии <…..> (доверенность от 12.11.2012),
УСТАНОВИЛА:
1. В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения в газете «Ва-Банкъ. Омск» № 44(143) от 05 ноября 2012 года на странице 7 рекламы «Бальзама «Сибирский» (статья «Сибирский лекарь» средство сие знатное и добротное, в каждом доме необходимое…»).
В указанной рекламной статье рассказывается о лечебных свойствах продукта, о его применении при лечении многочисленных заболеваний:
«При каких же заболеваниях применяют «Бальзам «Сибирский»? В накопленной практике есть все: от простуды и до инсульта. Вот лишь небольшая часть исцеляющих бальзамом болезней:
- заболевания сердечно - сосудистой системы: гипертония, стенокардия, вегетососудистая дистония, сердечный приступ, постинсультное состояние, варикозное расширение вен, отек ног;
- поражения опорно-двигательного аппарата: остеохондроз, радикулит….;
- заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, колиты….;
- неврологические, нервно-психические расстройства: болевые синдромы, утомляемость...;
- заболевания мочевыделительной и половой систем: моче- и желчекаменная болезнь, импотенция..;
- заболевания ЛОР-органов: ангина, хронический бронхит....;
- нарушение зрения и болезни глаз: глаукома, катаракта и др….».
Кроме того, в рекламной статье приведены письма физических лиц, которые рассказывают о болезнях (артроз, глухота, инфаркт, гиперфункция щитовидной железы, варикоз, простатит и др.), от которых они излечились в результате применения бальзама «Сибирский»:
- «После курса «Бальзама «Сибирского» больная правая рука не болит (артроз), я ею пишу. С удивлением обнаружила, что обострился слух, перестала использовать слуховой аппарат. А у меня глухота от старости…» Внукова В.Ф., г. Междуреченск.
- «Дед громадного роста, давно сердечник. Зашел к нему, а он весь синий, словно покойничек, инфаркт его сильно потрепал. А вскоре, дед работал босиком на огороде и занозил себе ноги, эти-то пустячные царапины вызвали «рожу». Тогда и купил я первый раз «Бальзам «Сибирский», чтобы хоть как-то помочь своему бедному деду. Знаете, эффект - значительный! Выглядит свежо, бодрый, веселый. Знаю что ему уж под семьдесят, а больше сорока пяти на первый взгляд и не дашь. А еще, чуть не забыл: давление теперь не скачет!...Так что всем советую.» Чистяков В.А., г. Сургут.
- «У меня гиперфункция щитовидной железы. Из-за этой напасти, ночью спать не мог совсем, днем ходил ни жив ни мертв. Как бы сказала молодежь, оживший труп-зомби. Был мышечный тремор или дрожание…про зоб, пучеглазие и отсутствие потенции молчу - простите уж! Посоветовали хорошего доктора – «Бальзам «Сибирский». Через неделю я ожил. На протяжении трех месяцев я пью бальзам – пью и выздоравливаю…» Косарев А.Д., г. Петрозаводск.
Общее восприятие данной информации создает впечатление о том, что «Бальзам «Сибирский» оказывает лечебное воздействие при различных заболеваниях.
Согласно информации, представленной ООО «Новый Городовой» (вх. № 12781 от 14.11.2012) «Бальзам «Сибирский» зарегистрирован как биологически активная добавка к пище, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации № 77.99.23.3.У.4671.6.08 от 05.06.2008.
Учитывая, что «Бальзам «Сибирский» не зарегистрирован в качестве лекарственного средства, указанная реклама нарушает требования пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», согласно которой реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:
1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Информация, указанная в рекламе «Бальзама «Сибирский», не может быть признана достоверной, так как сведения о его потребительских (лечебных) свойствах не могут быть подтверждены медицинскими исследованиями.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Анализ содержания рекламной статьи, а также отзывов физических лиц позволяет сделать вывод о том, что внимание потребителей направлено на привлечение внимания к рекламируемому продукту именно как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие.
Таким образом, реклама «Бальзама «Сибирский», распространенная в газете «Ва-Банкъ. Омск» № 44 (143) от 05.11.2012 года нарушает требования пункта 2 части 3, пункта 6 части 5 статьи 5 и пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно выходным данным, издателем газеты «Ва-Банкъ. Омск» является ООО «Новый Городовой», которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В пояснениях ООО «Новый Городовой» от 14.11.2012 указано, что в силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3, пунктом 6 части 5 статьи 5 пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.
Вместе с тем, нарушение законодательства о рекламе может быть устранено посредством действий, направленных на его устранение как рекламодателем, так и рекламораспространителем.
Таким образом, ООО «Новый Городовой», как рекламораспространитель, может прекратить распространение ненадлежащей рекламы «Бальзама «Сибирский», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и не соответствующие действительности сведения о его потребительских свойствах.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу «Бальзама «Сибирский», распространенную ООО «Новый Городовой» в газете «Ва-Банкъ. Омск» № 44 (143) от 05 ноября 2012 года, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ООО «Новый Городовой» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Учитывая, что в силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3, пунктом 6 части 5 статьи 5, пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель, у Омского УФАС России отсутствуют основания для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламораспространителя ООО «Новый Городовой».
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу № 06-10.1/66-2012
22 ноября 2012 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы;
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы;
Веретельник М.С. – главный специалист-эксперт отдела рекламы;
Ланшаков С.М. – специалист 1 разряда отдела рекламы,
на основании своего решения от 22.11.2012 по делу № 06-10.1/66-2012 о признании ненадлежащей рекламы «Бальзама «Сибирский», распространенной в газете «Ва-Банкъ. Омск» № 44 (143) от 05 ноября 2012 года, нарушающей требования пункта 2 части 3, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Новый Городовой», (ИНН 5507213654, ОГРН 1095543030560, место нахождения: Бульвар Победы, 3, оф. 3, г. Омск, 644042) в срок до 18 декабря 2012 года прекратить нарушение пункта 2 части 3, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы «Бальзама «Сибирский», содержащей не соответствующие действительности сведения о его потребительских свойствах, а также указание на лечебные свойства объекта рекламирования.
2. ООО «Новый Городовой» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 20 декабря 2012 года.