Решение б/н Решение по делу № 06-10.1/79-2015 в отношении ООО "Фармдело" от 10 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  

по делу № 06-10.1/79-2015

05 ноября 2015 года

город Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/79-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Фармдело» (далее – ООО «Фармдело») рекламы ортопедических медицинских изделий, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Фармдело» (ИНН 5506064061, ОГРН 1065506029929,  ул. Богдана Хмельницкого, 162, г. Омск, 644021)                                   

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения в октябре 2015 года по почтовым ящикам жилых домов в г. Омске листовок сети аптек и ортосалонов «Линия жизни» (Ваша Линия жизни Каталог выгодных покупок осень 2015 года) с рекламой ортопедических медицинских изделий (ортопедические матрацы, подушки, стельки, обувь) (справка о проведении проверки от 12.10.2015).

Кроме того, реклама ортопедических медицинских изделий (компрессионный трикотаж VENOTEKS, изделия Orlett для суставов и позвоночника, медицинские бандажи Orlett) размещена на фасаде аптеки «Линия жизни», расположенной по адресу: ул. Бархатовой, 2/2 (справка о проведении проверки от 13.10.2015).

В указанной рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Вышеуказанная реклама ортопедических медицинских изделий, размещенная в рекламной листовке и в наружной рекламе ортоотдела аптеки «Линия жизни», не сопровождалась предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Как следует из информации, размещенной на официальном сайте аптечной сети «Линия жизни», лицом, осуществляющим деятельность под брендом «Линия жизни», является ООО «Фармдело».

 

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламной информации является ООО «Фармдело».

На определение Омского УФАС России № 06-10.1/79-2015 от 20.10.2015 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Фармдело» были представлены письменные пояснения (вх.  № 10122 от 03.11.2015), в которых указано: «В октябре месяце нами рассылались брошюры (договор и макет прилагаются). Считаем, что в данных брошюрах отсутствуют признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе». Так как все брошюры, согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» сопровождались предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, а также необходимости консультации со специалистом.

Также в определении указано на то, что на фасаде аптеки «Линия Жизни», расположенной  по адресу: г. Омск, ул. Бархатовой д. 2/2, размещена реклама ортопедических медицинских изделий.

По общему правилу ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает данную информацию на вывеске. В силу п. 2 указанной статьи  до сведения потребителя должна быть доведена в том числе информация о виде деятельности изготовителя.

 На данном носителе, Общество всего лишь пояснило потребителю, какие именно виды товаров попадают под ортопедическую продукцию… Также считаем, что размещенные на баннере сведения относятся к виду деятельности юридического лица и являются обязательными для него в силу обычаев делового оборота».

Омское УФАС России не может согласиться с позицией ООО «Фармдело», исходя из следующего.

1. В словарях русского языка даны толкования лексических значений слов «листовка» и «брошюра»:

листо́вка  - лист бумаги с текстом и иногда с иллюстрациями;

брошюра (фр. brochure, от brocher — «сшивать») - небольшая книга, обычно без твёрдого переплёта, в обложке.

ООО «Фармдело» представлен в Омское УФАС России дизайн-макет брошюры (Приложение 1 к Договору на изготовление печатной продукции от 08.09.2015 года), из которого следует, что брошюра состоит из 6 страниц.

Вместе с тем в рассматриваемом случае по почтовым ящикам жилых домов распространялись не брошюры, а  рекламные листовки, состоящие из одного листа и  не имеющие нумерации страниц (образец листовки имеется в материалах дела).

Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу, что выявленная рекламная информация представляет собой законченный образец печатной продукции (содержит наименование листовки «Каталог выгодных покупок осень 2015. Ваша линия жизни», перечень рекламируемых товаров с указанием наименований и цен на товары, их изготовителя, а также информацию о местах продаж рекламируемых товаров) и соответствует значению слова  «листовка».

При этом в распространенных листовках предусмотренное частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» предупреждение отсутствовало.

2. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» настоящий Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение  до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, не является рекламой.

В силу части 1 статьи 9  Федерального закона от 07.02.1992  № 2300-1   «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Вместе с тем  при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации, то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама (письма Федеральной антимонопольной службы России от 24.01.2012 № АК/1829 «О разграничении понятий вывеска и реклама», а также от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных»).

Информация, размещенная на фасаде здания аптеки «Линия жизни», не может быть признана информацией, обязательной для доведения до потребителей (вывеской), поскольку не содержит информации, обязательной к размещению в силу Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Данная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - ортопедической продукции VENOTEKS и Orlett, реализуемой в данном ортосалоне, на формирование и поддержание интереса к этой продукции и способствует ее продвижению на рынке, следовательно, указанная информация подпадает под понятие «реклама», и ее размещение должно осуществляться с учетом положений Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя Общества, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО «Фармдело» части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы ортопедических медицинских изделий.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ортопедических медицинских изделий (ортопедические матрацы, подушки, стельки, обувь, компрессионный трикотаж, изделия для суставов и позвоночника, медицинские бандажи), распространенную ООО «Фармдело» на рекламных листовках (Каталог выгодных покупок осень 2015 года) и на фасаде аптеки «Линия жизни» (ул. Бархатовой, 2/2), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Фармдело» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 09 ноября 2015 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/79-2015

05 ноября 2015 года

город Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 05.11.2015 по делу № 06-10.1/79-2015 о признании ненадлежащей рекламы ортопедических медицинских изделий (ортопедические матрацы, подушки, стельки, обувь, компрессионный трикотаж, изделия для суставов и позвоночника, медицинские бандажи), распространенной ООО «Фармдело» на рекламных листовках (Каталог выгодных покупок осень 2015 года) и на фасаде аптеки «Линия жизни» (ул. Бархатовой, 2/2), нарушающей требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе»,

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Фармдело» (ИНН 5506064061, ОГРН 1065506029929,  ул. Богдана Хмельницкого, 162, г. Омск, 644021)   в срок до  17 ноября 2015 года прекратить нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», а именно: рекламу ортопедических медицинских изделий в каждом случае сопровождать предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

2. ООО «Фармдело» представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения   пункта 1 настоящего  предписания в срок до  19 ноября 2015 года.

В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны