Решение б/н Решение по делу № 06-10.1/80-2012 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/80-2012

 

12 февраля 2013 года

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии:

Морозов А.А. – начальник отдела рекламы,

Цынгалова Е.А. – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

Ланшаков С.М. – специалист 1 разряда отдела рекламы,

рассмотрев дело № 06-10.1/80-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (далее – ФГУП «ВГТРК»)  рекламы продукта «Витальгар»  в региональном эфире радиоканала «Радио России» (филиал ФГУП «ВГТРК» ГТРК «Иртыш») на территории Омской области 29 ноября 2012 года, содержащей признаки нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие законного представителя ФГУП «ВГТРК» (ИНН 7714072839, ОГРН 1027700310076, место нахождения: г. Москва, 5-я улица Ямского Поля, дом 19-21), извещенного надлежащим образом,

в присутствии работников  филиала  ФГУП «ВГТРК» ГТРК «Иртыш» без надлежаще оформленных доверенностей: <…..>.

 

УСТАНОВИЛА:

В Омское УФАС России поступили заявления гр.<…..> (вх. № 13315 от 30.11.2012), гр.<…..> (вх. № 13336 от 03.12.2012) о распространении в эфире радио «ГТРК «Иртыш» рекламы продукта «Витальгар». По мнению заявителей, указанная реклама является ненадлежащей, содержащей недостоверные сведения о лечебных свойствах продукта, не являющегося лекарственным средством.

На запрос Омского УФАС России филиалом ФГУП «ВГТРК» ГТРК «Иртыш» представлена запись информационных тематических программ о продукте «Витальгар», график  их размещения в региональном эфире радиоканала «Радио России».

В результате проверки установлено следующее.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Радиопередача «Гениальный орган», транслировавшаяся в региональном эфире «Радио России» 29 ноября 2012 года, является рекламой продукта «Витальгар», поскольку направлена на привлечение внимания к указанному продукту, формирование и поддержание интереса к нему и продвижение его на рынке.

Указанная программа осуществлялась в форме диалога с ведущим специалистом  ЦПТ «Вита Ли Поволжье» биохимиком Федосеевой В.В. и дозвонившимися в студию радиослушателями.

Во время эфира Федосеева В.В., называя «Витальгар» лечебно-профилактическим продуктом, рассказывает о его составе, лечебных свойствах («способствует нормализации артериального давления», «очищение сосудов и восстановление микроциркуляции крови», «предотвращает образование тромбов, снижает уровень холестерина, улучшает пищеварение, снижает внутрибрюшное и венозное давление»), о том, какой положительный эффект оказывают отдельные составляющие продукта на конкретные системы организма и органы человека при нарушении их деятельности,. Неоднократно в передаче сообщается номер телефона, по которому можно заказать продукт «Витальгар», а также получить бесплатную индивидуальную консультацию специалиста.

Анализ содержания радиопередачи позволяет сделать вывод о том, что посредством рекламы привлекается внимание  покупателей к товару именно как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие. Сведения о свойствах  продукта воспринимаются аудиторией как информация о лечебных свойствах продукта, что подтверждается рассказами радиослушателей, позвонивших в студию во время эфира. Граждане перечисляют имеющиеся у них заболевания (атеросклероз, гипертония, стенокардия, тромбофлебит, варикоз), сообщают о положительном влиянии «Витальгара»  при его применении на течение той или иной болезни, задают вопросы о возможности его использования при каком-либо заболевании.

Таким образом,  распространенная рекламная информация содержит прямое указание на положительное влияние на течение болезней продукта «Витальгар», то есть на его лечебные свойства.

Между тем Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на продукцию «водоросли бурые гомогенизированные для диетического (лечебного и профилактического) питания: ламинария - гель охлажденный  «Витальгар» выдано свидетельство о государственной регистрации, подтверждающее государственную регистрацию, внесение в реестр свидетельств о государственной регистрации и разрешение для производства, реализации и использования в качестве пищевого продукта для диетического (лечебного и профилактического) питания, а также для использования в пищевой промышленности (хлебобулочной, кондитерской, пивобезалкогольной, молочной и мясоперерабатывающей) как дополнительный источник пищевых волокон (альгинатов) и йода.

Следовательно, продукт «Витальгар» зарегистрирован как пищевой продукт и не зарегистрирован как лекарственное средство, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные свойства.

Таким образом, указанная реклама нарушает требования пункта 6 части 5 статьи 5  Федерального закона «О рекламе», в соответствии с которым  в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Вместе с тем нарушение законодательства о рекламе может быть устранено посредством действий, направленных на его устранение как рекламодателем, так и рекламораспространителем.

Согласно договору № 610/306 от 30.10.2012 рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным   определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы является  ООО «Вита Ли – Поволжье»; рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»), является ФГУП «ВГТРК».

Таким образом, ФГУП «ВГТРК» как рекламораспространитель может прекратить распространение ненадлежащей рекламы, нарушающей требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу пищевого продукта для диетического (лечебного и профилактического) питания «Витальгар», распространенную ФГУП «ВГТРК» в региональном эфире радиоканала «Радио России» (филиал ФГУП «ВГТРК» ГТРК «Иртыш») на территории Омской области 29 ноября 2012 года, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ФГУП «ВГТРК» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы в Нижегородское УФАС России для возбуждения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламодателя - ООО «ЦПТ «Вита Ли – Поволжье» (603163, г. Нижний Новгород, ул. Александра Хохлова, 1, офис 3).

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/80-2012

                                     

12 февраля 2013 года           

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии:

Морозов А.А. – начальник отдела рекламы,

Цынгалова Е.А. – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

Ланшаков С.М. – специалист 1 разряда отдела рекламы,

на основании своего решения от 12.02.2013 по делу № 06-10.1/80-2012 о признании ненадлежащей рекламы продукта «Витальгар», распространенной  Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (далее – ФГУП «ВГТРК») в региональном эфире радиоканала «Радио России» (филиал ФГУП «ВГТРК» ГТРК «Иртыш») на территории Омской области 29 ноября 2012 года, нарушающей требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ФГУП «ВГТРК» (ИНН 7714072839, ОГРН 1027700310076, место нахождения: г. Москва, 5-я улица Ямского Поля, дом 19-21) в срок до 28 февраля 2013 года прекратить нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно:

прекратить  распространение в региональном эфире радиоканала «Радио России» - ГТРК «Иртыш» рекламы пищевого продукта для диетического (лечебного и профилактического) питания «Витальгар», содержащей  указание на лечебные свойства объекта рекламирования.

2. ФГУП «ВГТРК» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего  предписания в срок до 07 марта 2013 года.

Связанные организации

Связанные организации не указаны