Решение б/н Решение по делу № 06-10.1/80-2012 от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 06-10.1/80-2012
12 февраля 2013 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. – начальник отдела рекламы,
Цынгалова Е.А. – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Ланшаков С.М. – специалист 1 разряда отдела рекламы,
рассмотрев дело № 06-10.1/80-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (далее – ФГУП «ВГТРК») рекламы продукта «Витальгар» в региональном эфире радиоканала «Радио России» (филиал ФГУП «ВГТРК» ГТРК «Иртыш») на территории Омской области 29 ноября 2012 года, содержащей признаки нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствие законного представителя ФГУП «ВГТРК» (ИНН 7714072839, ОГРН 1027700310076, место нахождения: г. Москва, 5-я улица Ямского Поля, дом 19-21), извещенного надлежащим образом,
в присутствии работников филиала ФГУП «ВГТРК» ГТРК «Иртыш» без надлежаще оформленных доверенностей: <…..>.
УСТАНОВИЛА:
В Омское УФАС России поступили заявления гр.<…..> (вх. № 13315 от 30.11.2012), гр.<…..> (вх. № 13336 от 03.12.2012) о распространении в эфире радио «ГТРК «Иртыш» рекламы продукта «Витальгар». По мнению заявителей, указанная реклама является ненадлежащей, содержащей недостоверные сведения о лечебных свойствах продукта, не являющегося лекарственным средством.
На запрос Омского УФАС России филиалом ФГУП «ВГТРК» ГТРК «Иртыш» представлена запись информационных тематических программ о продукте «Витальгар», график их размещения в региональном эфире радиоканала «Радио России».
В результате проверки установлено следующее.
В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Радиопередача «Гениальный орган», транслировавшаяся в региональном эфире «Радио России» 29 ноября 2012 года, является рекламой продукта «Витальгар», поскольку направлена на привлечение внимания к указанному продукту, формирование и поддержание интереса к нему и продвижение его на рынке.
Указанная программа осуществлялась в форме диалога с ведущим специалистом ЦПТ «Вита Ли Поволжье» биохимиком Федосеевой В.В. и дозвонившимися в студию радиослушателями.
Во время эфира Федосеева В.В., называя «Витальгар» лечебно-профилактическим продуктом, рассказывает о его составе, лечебных свойствах («способствует нормализации артериального давления», «очищение сосудов и восстановление микроциркуляции крови», «предотвращает образование тромбов, снижает уровень холестерина, улучшает пищеварение, снижает внутрибрюшное и венозное давление»), о том, какой положительный эффект оказывают отдельные составляющие продукта на конкретные системы организма и органы человека при нарушении их деятельности,. Неоднократно в передаче сообщается номер телефона, по которому можно заказать продукт «Витальгар», а также получить бесплатную индивидуальную консультацию специалиста.
Анализ содержания радиопередачи позволяет сделать вывод о том, что посредством рекламы привлекается внимание покупателей к товару именно как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие. Сведения о свойствах продукта воспринимаются аудиторией как информация о лечебных свойствах продукта, что подтверждается рассказами радиослушателей, позвонивших в студию во время эфира. Граждане перечисляют имеющиеся у них заболевания (атеросклероз, гипертония, стенокардия, тромбофлебит, варикоз), сообщают о положительном влиянии «Витальгара» при его применении на течение той или иной болезни, задают вопросы о возможности его использования при каком-либо заболевании.
Таким образом, распространенная рекламная информация содержит прямое указание на положительное влияние на течение болезней продукта «Витальгар», то есть на его лечебные свойства.
Между тем Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на продукцию «водоросли бурые гомогенизированные для диетического (лечебного и профилактического) питания: ламинария - гель охлажденный «Витальгар» выдано свидетельство о государственной регистрации, подтверждающее государственную регистрацию, внесение в реестр свидетельств о государственной регистрации и разрешение для производства, реализации и использования в качестве пищевого продукта для диетического (лечебного и профилактического) питания, а также для использования в пищевой промышленности (хлебобулочной, кондитерской, пивобезалкогольной, молочной и мясоперерабатывающей) как дополнительный источник пищевых волокон (альгинатов) и йода.
Следовательно, продукт «Витальгар» зарегистрирован как пищевой продукт и не зарегистрирован как лекарственное средство, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные свойства.
Таким образом, указанная реклама нарушает требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с которым в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.
Вместе с тем нарушение законодательства о рекламе может быть устранено посредством действий, направленных на его устранение как рекламодателем, так и рекламораспространителем.
Согласно договору № 610/306 от 30.10.2012 рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы является ООО «Вита Ли – Поволжье»; рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»), является ФГУП «ВГТРК».
Таким образом, ФГУП «ВГТРК» как рекламораспространитель может прекратить распространение ненадлежащей рекламы, нарушающей требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу пищевого продукта для диетического (лечебного и профилактического) питания «Витальгар», распространенную ФГУП «ВГТРК» в региональном эфире радиоканала «Радио России» (филиал ФГУП «ВГТРК» ГТРК «Иртыш») на территории Омской области 29 ноября 2012 года, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ФГУП «ВГТРК» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы в Нижегородское УФАС России для возбуждения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламодателя - ООО «ЦПТ «Вита Ли – Поволжье» (603163, г. Нижний Новгород, ул. Александра Хохлова, 1, офис 3).
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу № 06-10.1/80-2012
12 февраля 2013 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. – начальник отдела рекламы,
Цынгалова Е.А. – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Ланшаков С.М. – специалист 1 разряда отдела рекламы,
на основании своего решения от 12.02.2013 по делу № 06-10.1/80-2012 о признании ненадлежащей рекламы продукта «Витальгар», распространенной Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (далее – ФГУП «ВГТРК») в региональном эфире радиоканала «Радио России» (филиал ФГУП «ВГТРК» ГТРК «Иртыш») на территории Омской области 29 ноября 2012 года, нарушающей требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ФГУП «ВГТРК» (ИНН 7714072839, ОГРН 1027700310076, место нахождения: г. Москва, 5-я улица Ямского Поля, дом 19-21) в срок до 28 февраля 2013 года прекратить нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно:
прекратить распространение в региональном эфире радиоканала «Радио России» - ГТРК «Иртыш» рекламы пищевого продукта для диетического (лечебного и профилактического) питания «Витальгар», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования.
2. ФГУП «ВГТРК» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 07 марта 2013 года.