Решение б/н Решение и предписание по делу № 06-10.1/96-2016 в отношении ... от 1 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/96-2016

24  января  2017 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 06-10.1/96-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью  «Омск здесь»  (далее - ООО «Омск здесь», Общество) рекламы,  нарушающей требования пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителя  ООО «Омск здесь» - <…> (доверенность б/н от 14.10.2015),

в отсутствие представителя ООО «РА «Пиар-Движение», извещенного надлежащим образом,

в присутствии заявителя – <…>,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России поступило обращение физического лица по факту распространения 21 июня 2016 года на сайте информационного агентства «Омск здесь» (электронная страница http://omskzdes.ru/company-news/39636.html) статьи рекламного характера «Омский пивоваренный завод компании  «САН ИнБев» ждет  гостей!».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статье 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В рассматриваемой статье содержатся попадающие под понятие «реклама» сведения о проведении  АО «САН ИнБев» открытых экскурсий на своих заводах в рамках Всероссийской акции «Открытые пивоварни», а также информация: «…Омский филиал АО «САН ИнБев» - одно из крупнейших пивоваренных предприятий Европы, родина национальных брендов  «Сибирская корона» (1996 г.) и Bagbier (1995 г.). Помимо пива завод производит солод. Продукция завода удостаивалась многочисленных наград в Сочи, Омске, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве. Пиво из Сибири получило признание на международных конкурсах в Чехословакии, Германии, Финляндии, Швейцарии.

Сегодня омский филиал является крупнейшим заводом компании «САН ИнБев», самым мощным пивоваренным заводом за Уралом и входит в число крупнейших производителей пива в Европе...».

При этом данная реклама является ненадлежащей, т.е. не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»), исходя из следующего:

1. В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные  требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении  рекламы отдельных видов товаров распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В информационном письме Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 указано, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. При этом для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов (в том числе товарного знака), которые использовались при рекламе этого товара.

Товарный знак «Сибирская Корона» (в частности, свидетельство Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам № 299359) и товарный знак «Bagbier» (в частности, свидетельство Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам № 295119) зарегистрированы на 32 класс товаров МКТУ (в том числе пиво).

Таким образом, распространенная информация «…Омский филиал АО «САН ИнБев» - одно из крупнейших пивоваренных предприятий Европы, родина национальных брендов «Сибирская корона» (1996 г.) и Bagbier (1995 г.)» и «…входит в число крупнейших производителей пива в Европе...», ассоциируется у потребителей рекламы с алкогольной продукцией и по своему содержанию направлена на формирование и поддержание внимания как к изготовителю и продавцу товара - АО «САН ИнБев», так и  к реализуемой им алкогольной продукции - пиву «Сибирская корона» и «Bagbier».

Пунктом 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статьей 38 Федерального закона «О рекламе» разграничена ответственность рекламодателя, рекламораспространителя, рекламопроизводителя за нарушение требований законодательства Российской Федерации «О рекламе».

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

На запрос Омского УФАС России об обстоятельствах размещения указанной рекламы, ООО «Омск здесь» была представлена информация от 17.11.2016 исх. № 68: «…ООО «Омск здесь»  (ОГРН <…>)  действительно разместило «21» июня 2016 года на сайте СМИ (Информационное агентство) «Омск здесь» (Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ТУ 55 – 00242  от «25»  января 2011 года, выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области) в телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://omskzdes.ru/company-news/39636.html - статью под заголовком «Омский пивоваренный завод компании «САН ИнБев» ждет гостей!».

Данная информация была распространена на коммерческой основе. При этом ООО «Омск здесь» не контактировало напрямую с представителями АО «САН ИнБев» (ОГРН <…>). У нашего предприятия заключен Агентский договор № 03/02/2016 от «15» февраля 2016 г. (Копия прилагается) с ООО «Рекламное агентство «Пиар- движение»  (ОГРН <…>) - сторонним профессиональным рекламным агентством полного цикла - на поиск клиентов для размещения в СМИ (ИА) «Омск здесь» рекламных и информационных материалов.

Именно ООО «РА «Пиар - движение» осуществлялись все переговоры, согласования и урегулирования, а также все финансовые взаиморасчеты с АО «САН ИнБев» в отношении размещения обозначенной в первом абзаце статьи в СМИ (ИА) «Омск здесь», после чего нашему обществу были переданы денежные средства за вычетом соответствующего агентского вознаграждения (Копия Отчета б/н об исполнении поручения по Агентскому договору № 03/02/2016 от 15.02.2016 г. за июль 2016 г. прилагается) и пресс-релиз, послуживший практически в неизменном виде литературной основой для распространенной нами статьи. При этом заказчиком указанных услуг для самого ООО «РА «Пиар-движение» выступал ИП <…> (Копия Заявки № 14 б/д на размещение рекламных материалов на информационном сайте «Омск здесь» прилагается)….».

Комиссия Омского УФАС России не может согласиться с позицией Общества о том, что статья «Омский пивоваренный завод компании  «САН ИнБев» ждет  гостей!» не носит рекламного характера по основаниям, указанным выше.

По определению, данному в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «Омск здесь» является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы, нарушающей требования пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2. Кроме того, в данной статье содержались утверждения: «…Омский филиал АО «САН ИнБев» - одно из крупнейших пивоваренных предприятий Европы», «…Сегодня омский филиал является крупнейшим заводом компании «САН ИнБев», самым мощным пивоваренным заводом за Уралом и входит в число крупнейших производителей пива в Европе...».

Однако в распространенной рекламе отсутствовала информация о том, по каким именно критериям лица, определившие объект рекламирования и распространяющие вышеупомянутую информацию в своей рекламе используют утверждения «…крупнейшим заводом компании «САН ИнБев»…,  самый мощный пивоваренный завод за Уралом и входит в число крупнейших производителей пива в Европе…» и «…Омский филиал АО «САН ИнБев» - одно из крупнейших пивоваренных предприятий Европы».

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Обществом были даны письменные пояснения, в которых, в том числе, было указано: «…Согласно данным, содержащимся на сайте информационного портала «Газета - Омск» в телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://omskgazeta.ru/catalog/firms/san inbev/ - «Омский филиал АО «САН ИнБев» - крупнейший завод российского подразделения ведущей мировой пивоваренной компании «Анхойзер Буш ИнБев», самый мощный пивоваренный завод за Уралом, входит в число крупнейших производителей пива в Европе»; «С 1999 года предприятие, ранее известное как ЗАО «Росар», вошло в состав пивоваренной компании «САН ИнБев». «САН ИнБев» является российским подразделением крупнейшей в мире пивоваренной компании «Анхойзер Буш ИнБев» и объединяет 10 пивоваренных заводов на территории РФ. «САН ИнБев» - вторая по объемам продаж пивоваренная компания в России».

 В соответствии с материалами информационного портала «Новости алкогольного рынка» в телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.alkogol.com/index.php/ measure/917-ab-inbev - «Омский филиал пивоваренной компании «САН ИнБев» признан самым эффективным предприятием Центральной и Восточной Европы среди заводов крупнейшего мирового пивоваренного концерна «Анхойзер-Буш ИнБев». Омское солодовенное производство также стало победителем. Омский филиал был признан лучшим при подведении итогов регионального соревнования среди предприятий концерна «Анхойзер-Буш ИнБев» за 2013 год. Всего в конкурсе участвовало 11 производств в Центральной и Восточной Европе».

… Точно также очевидно, что абсолютно идентична ситуация и с обозначением омского филиала АО «САН ИнБев» как самого мощного пивоваренного завода за Уралом (это не реклама, а лишь констатация факта, направленная исключительно на то, чтобы дать потребителям информационной  продукции СМИ (ИА) «Омск здесь» представление о том, кто именно приглашает их на экскурсию)…».

При рассмотрении дела № 06-10.1/96-2016, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о том, что статья рекламного характера «Омский пивоваренный завод компании «САН ИнБев» ждет гостей!», распространенная на электронной странице http://omskzdes.ru/company-news/39636.html 21 июня 2016 года, не противоречит требованиям пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку не содержит некорректного сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; не порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента, а также в части не соответствующих действительности сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

При этом Комиссия Омского УФАС России отмечает следующее.

Как указано в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый» и тому подобное, должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Соответственно реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара (объекта рекламирования) перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (другими объектами рекламирования).

В распространенной рекламе отсутствует информация о том, по каким именно критериям лица, определившие объект рекламирования и распространившие вышеупомянутую информацию в своей рекламе используют утверждения «…крупнейшим заводом компании «САН ИнБев»…,  самый мощный пивоваренный завод за Уралом и входит в число крупнейших производителей пива в Европе…» и «…Омский филиал АО «САН ИнБев» - одно из крупнейших пивоваренных предприятий Европы».

Учитывая изложенное, в вышеуказанной рекламе допущено нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которой  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.

В соответствии подпунктом «д» пункта 41 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, решение антимонопольного органа, в том числе, может содержать сведения о наличии оснований для переквалификации нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о необходимости переквалификации нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе с пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» на часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламораспространителями, рекламопроизводителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктом 2 определения Омского УФАС России о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 23.12.2016 № 06-10.1/96-2016 ООО «Омск здесь» было признано лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель не несет ответственности за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

При этом Комиссия Омского УФАС России отмечает, что нарушение законодательства о рекламе может быть устранено посредством действий, направленных на его устранение, любым субъектом рекламной деятельности.

В письме ФАС России от 13.09.2012 № АК/29977 указано что владелец (администратор) сайта должен признаваться рекламораспространи­телем ненадлежащей рекламы, размещенной на принадлежащем ему сайте, поскольку он осуществляет наполнение данного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации, имеет техническую возможность вносить изменения, исправления и т.п. на этом сайте.

Учитывая изложенное, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о возмож­ности устранения ООО «Омск здесь» нарушений требований час­ти 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе «Омский пивоваренный завод ком­пании «САН ИнБев» ждет гостей!», распространяемой на сайте информационного агентства «Омск здесь» (на момент рассмотрения настоящего дела имеется возможность ознакомления с указанной рекламой на данном сайте посредством использования опции «поиск»).

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать распространяемую ООО «Омск здесь» на сайте www.omskzdes.ru статью рекламного характера «Омский пивоваренный завод компании  «САН ИнБев» ждет гостей!», ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Омск здесь» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 31 января 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии:  <…>

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/96-2016

24  января  2017 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

на основании своего решения от 24.01.2017 по делу № 06-10.1/96-2016 о признании распространенной Обществом с ограниченной ответственностью «Омск здесь» (далее - ООО «Омск здесь», Общество)  рекламы ненадлежащей, нарушающей требования  части 7 статьи 5, пункта 8 части 2 статьи 21  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Омск здесь»  (ИНН <…>)  в срок до 15 февраля  2017 года прекратить нарушение части  7 статьи 5 и пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» либо путем полного удаления статьи рекламного характера  «Омский пивоваренный завод компании  «САН ИнБев» ждет  гостей!», размещенной на сайте www.omskzdes.ru, либо путем исключения из данной статьи:

- указания на то, что пивной завод компании «САН ИнБев» является «…крупнейшим заводом компании «САН ИнБев»…,  самый мощный пивоваренный завод за Уралом и входит в число крупнейших производителей пива в Европе…» и «…Омский филиал АО «САН ИнБев» - одно из крупнейших пивоваренных предприятий Европы…», без сопровождения существенной информацией о конкретных критериях, которые имеют объективные подтверждения;

- указания на товарные знаки пива «Сибирская корона» и «Багбир».

2. ООО «Омск здесь» представить в Омское УФАС России доказательства  исполнения  пункта 1 настоящего  предписания в срок до 17 февраля 2017 года.

 В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.        

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

 

                                                                                                                                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны