Решение б/н Акт проверки № 08 в отношении Министерства строительства и ж... от 25 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Омск                                                                                                                                               26 мая 2017 г.

                                                                                                                                                           16 ч. 00 мин.

 

АКТ ПРОВЕРКИ

№ 08

 

В соответствии с планом проверок Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) на 2017 год, утвержденным руководителем Омского УФАС России 30.11.2016, размещённым на официальном сайте Омского УФАС России: www.omsk.fas.gov.ru, на основании приказа руководителя Омского УФАС России от 17.02.2017 № 31/1 проведена плановая выездная проверка в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (ОГРН 1045504010925, ИНН 5503080121, юридический адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Некрасова, дом 6) (далее – Министерство, проверяемое лицо).

Место нахождения Министерства: 644043, Омская область, город Омск, улица Некрасова, дом 6.

Адрес места проведения проверки: 644043, Омская область, город Омск, улица Некрасова, дом 6.

Продолжительность проверки: с 28.02.2017 по 26.05.2017 включительно.

Акт составлен:

– руководителем инспекции Омского УФАС России, начальником отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...>.

Копия приказа от 17.02.2017 № 31/1 о проведении проверки направлена Министру строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области <...> заказным письмом и посредством электронной почты (исх. Омского УФАС России от 17.02.2017 № 05-1210),

 

______________________________________________________________/_____________/

(подпись лица, ознакомившегося с приказом от 17.02.2017 № 31/1 «О проведении плановой выездной проверки»)

 

Лица, проводившие проверку (далее – инспекция Омского УФАС России):

руководитель инспекции: начальник отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 13751 выдано 01.03.2016);

члены инспекции:

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 11141 выдано 01.10.2014 г.);

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 10823 выдано 25.11.2014).

При проведении проверки со стороны Министерства присутствовали:

– руководитель департамента контрольно-правовой работы, государственной службы, кадров и организационного обеспечения <...>.

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки (с 28.02.2017 по 26.05.2017) являлся Министр строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области <...> (распоряжение Губернатора Омской области от 14.01.2016 № 2-р).

Предметом проводимой проверки являлось соблюдение проверяемым лицом положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Период, за который проведена проверка: с 01.01.2015 по 28.02.2017 (далее также проверяемый период).

Срок проведения проверки согласно приказам руководителя Омского УФАС России от 17.02.2017 № 31/1, 24.03.2017 № 50, 26.04.2017 № 78 составляет 60 рабочих дней.

В ходе проведения проверки инспекция Омского УФАС России руководствовалась следующими Федеральными законами и нормативными правовыми актами:

– Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

– Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

- Градостроительным кодексом Российской Федерации;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 61 «Об утверждении Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном дом;

– Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 340 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации».

В ходе проведения проверки инспекция Омского УФАС России изучила:

– Положение о Министерстве, утвержденное Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 № 72 (далее - Положение о Министерстве);

– распоряжения и приказы Министра и заместителей Министра по основным видам деятельности Министерства, изданные в проверяемый период, и другие материалы, представленные Министерством при проведении проверки.

Рассмотрев представленные Министерством для проверки документы, инспекция Омского УФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в следующих сферах:

1) строительство, производство строительных материалов;

2) архитектура и градостроительная деятельность;

3) жилищно-коммунальный комплекс;

4) распределение газа и осуществление газификации;

4.1) развитие энергетического комплекса Омской области;

  1. дорожное хозяйство.

Министерство обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в соответствии с законодательством, печати, штампы и бланки со своим наименованием (пункт 4 Положения о Министерстве).

Министерство возглавляет Министр строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Омской области в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством (пункт 16 Положения о Министерстве).

2. В ходе проведения проверки инспекция Омского УФАС России изучила изданные Министерством в рамках реализации своих полномочий в период с 01.01.2015 по 28.02.2017 распоряжения, в том числе:

– Об отборах муниципальных образований Омской области для предоставления местным бюджетам субсидий из областного бюджета, определенных Министерству, на реализацию мероприятий:

подпрограммы «Развитие арендного и некоммерческого жилищного фонда» государственной программы Омской области «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области»;

подпрограммы «Доступность качественного образования на территории Омской области» государственной программы Омской области «Развитие системы образования Омской области»;

подпрограммы Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта Омской области» государственной программы Омской области «Развитие транспортной системы Омской области»;

подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области»;

– О предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства;

- О проведении отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий, в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства;

- О проведении отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для строительства жилья экономического класса;

- Об отборе кредитных организаций для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан;

- О выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства;

- О проведении предварительных отборов подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области;

- О проведении предварительных отборов подрядных организаций для выполнения работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области, в том числе по замене лифтов;

- О проведении предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг по осуществлению строительного контроля;

- О проведении отбора аудиторской организации (аудитора) для проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

2.1. Инспекцией Омского УФАС России установлено, что в проверяемый период Министерством были проведены отборы юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей на право получения субсидий, в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства, в том числе в соответствии с распоряжением Министерства от 05.08.2016 № 180-рп (далее – Отбор).

Министерством в соответствии с требованием о представлении документов (информации) от 19.05.2017 исх. № 05-3726 в Омское УФАС России представлены копии следующих документов по указанному Отбору:

- постановления Правительства Омской области от 11.03.2015 № 49-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства»;

- приказа Министерства от 02.06.2015 № 29-п «О мерах реализации постановления Правительства Омской области от 11.03.2015 № 49-п;

- распоряжения Министерства от 05.08.2016 № 180-рп «О проведении отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей на право получения субсидий, в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства в 2016 году»;

- протокола № 4 заседания комиссии по проведению Отбора от 11.08.2016;

- протокола № 5 заседания комиссии по проведению Отбора от 11.08.2016;

- распоряжения Министерства от 19.08.2016 № 185-рп «О распределении в 2016 году субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, имеющим право на получение субсидий, в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства»;

- соглашения от 19.08.2016 № 6 «О предоставлении в 2016 году субсидии государственному предприятию Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление №5», в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства»;

- заявки на участие в отборе от государственного предприятия Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление №5» на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по содержанию паромной переправы через реку Иртыш с. Пологрудово на участке автомобильной дороги «Бутаково-Пологрудово».

По результатам анализа данных документов инспекцией Омского УФАС России нарушения Министерством антимонопольного законодательства Российской Федерации не установлены.

2.2. Инспекцией Омского УФАС России установлено, что в проверяемый период Министерством проведен отбор земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для строительства жилья экономического класса соответствии с распоряжением Министерства от 12.02.2016 г. № 27-рп. Указанный отбор проводился Министерством в соответствии с «Порядком отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для строительства жилья экономического класса», утвержденным приказом Министерства от 13.11.2014 г. № 55-п (далее – Порядок № 55-п).

Пунктом 2 Порядка № 55-п установлено, что участниками данного отбора могут быть организации, индивидуальные предприниматели или лица, выступающие стороной договора простого товарищества.

Установлено, что извещение о проведении отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для строительства жилья экономического класса размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.mszhk.omskportal.ru.

Пунктом 4 Порядка № 55-п установлено, что срок проведения отбора, включающий сроки подачи заявок на участие в отборе, принятия решений об отборе или об отказе в отборе, не должен превышать 20 рабочих дней.

В случае, если в день окончания срока подачи заявок не поступила ни одна заявка, организатор отбора может принять решение о продлении срока подачи заявок на 20 рабочих дней.

В соответствии с пунктом 28 Порядка № 55-п комиссия признает отбор несостоявшимся, в том числе, если по окончании срока подачи заявок на участие в отборе не было подано ни одной заявки.

Извещением о проведении указанного отбора установлены дата начала приема заявок – 15.02.2016, дата окончания приема заявок – 24.02.2016, дата вскрытия конвертов – 25.02.2016 г., дата подведения итогов отбора – 09.03.2016 г.

Из представленного Министерством протокола заседания комиссии по проведению отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для строительства жилья экономического класса от 25.02.2016 № 1 следует, что в период срока приема заявок, установленного в извещении о проведении отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для строительства жилья экономического класса, конверты с заявками на участие в отборе не поступили, в связи с чем, указанный отбор комиссией признан несостоявшимся.

По результатам анализа представленных Министерством документов инспекцией Омского УФАС России нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации не установлены.

Необходимо отметить, что в проверяемый период Министерством в соответствии с Порядком № 55-п проведены аналогичные отборы земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для строительства жилья экономического класса соответствии с распоряжениями Министерства от 10.09.2015 г. № 221-рп, от 11.05.2016 № 111-рп. На обозрение инспекции Омского УФАС России Министерством представлена документация по данным отборам, по результатам анализа которой нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации не установлены.

2.3. Также инспекцией Омского УФАС России проанализирована документация отбора на 2016 год кредитных организаций для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, проведенного по распоряжению Министерства от 19.02.2016 г. № 37-рп (далее – Отбор кредитных организаций).

На обозрение инспекции Омского УФАС России Министерством были представлены копии следующих документов:

- распоряжения Министерства от 19.02.2016 г. № 37-рп «Об отборе на 2016 год кредитных организаций для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан»;

- протокола заседания Комиссии по проведении Отбора кредитных организаций от 21.03.2016 № 1;

- заявки ПАО «Сбербанк России» на участие в Отборе кредитных организаций с прилагаемыми к ней документами;

- соглашения (договора) о привлечении кредитной организации, признанной прошедшей отбор, от 22.04.2016.

Согласно размещенной на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.mszhk.omskportal.ru информации распоряжение Министерства от 19.02.2016 г. № 37-рп «Об отборе на 2016 год кредитных организаций для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан» опубликовано 19.02.2016 г.

Совместно с указанным распоряжением Министерства опубликованы: состав комиссии по проведению Отбора кредитных организаций (приложение № 1 к распоряжению Министерства от 19.02.20-16 г. № 37-рп), извещение о проведении Отбора кредитных организаций (приложение № 2 к распоряжению Министерства от 19.02.2016 г. № 37-рп).

Извещением о проведении Отбора кредитных организаций установлены дата начала приема заявок – день размещения извещения на официальном сайте, дата окончания приема заявок – 21.03.2016, дата вскрытия конвертов – 21.03.2016 г.

Согласно протоколу заседания комиссии по проведению Отбора кредитных организаций от 21.03.2016 № 1 на участие в указанном отборе поступила одна заявка – ПАО «Сбербанк России», оценив которую комиссией принято решение признать прошедшим отбор ПАО «Сбербанк России».

По результатам анализа данных документов инспекцией Омского УФАС России при проведении Министерством Отбора кредитных организаций нарушения антимонопольного законодательства не выявлены.

2.4. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частями 5 и 5.1 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов).

В соответствии с подпунктом 11 пункта 11 Положения о Министерстве в функции Министерства в сфере архитектуры и градостроительной деятельности входит, в том числе выдача разрешения на строительство в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований Омской области (муниципальных районов, городского округа), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований Омской области (муниципальных районов, городского округа); выдает разрешения на ввод в эксплуатацию соответствующих объектов.

  • связи с чем, приказом Министерства от 14.05.2012 г. № 32-п утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства в случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований Омской области (муниципальных районов, городского округа)» (далее – Административный регламент).

Пунктом 13 Административного регламента установлен срок осуществления процедуры выдачи либо отказа в выдаче разрешения на строительство (продления действия разрешения на строительство) - не более 7 рабочих дней со дня получения от заявителя заявления о выдаче разрешения на строительство (продления действия разрешения на строительство) (в ред. приказа Министерства от 22.02.2017 N 7-п).

До дня официального опубликования приказа Министерства от 22.02.2017 № 7-п (до 27.02.2017) срок осуществления процедуры выдачи либо отказа в выдаче разрешения на строительство (продления действия разрешения на строительство) составлял не более 10 дней со дня получения от заявителя заявления о выдаче разрешения на строительство (продления действия разрешения на строительство).

Пунктом 14 Административного регламента установлен срок осуществления процедуры внесения изменений в разрешение на строительство либо отказа во внесении изменений в разрешение на строительство - не более чем 10 рабочих дней со дня получения уведомления от заявителя о переходе к ним прав на земельные участки, права пользования недрами, об образовании земельного участка.

В подразделе 9 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих предоставлению заявителем.

В соответствии с пунктом 16 Административного регламента заявления о выдаче разрешения на строительство, о продлении срока действия разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство, а также уведомление о переходе права составляется по утвержденным формам. Образцы заявлений приведены в приложениях № 1 к Административному регламенту.

Обязательным разделом в установленном образце заявления о выдаче разрешения на строительство является – «Приложение: Перечень приложенных документов».

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.

Аналогичный перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, установлен в пункте 21 Административного регламента.

Из представленных на обозрение инспекции Омского УФАС России документов установлено, что в проверяемый период в адрес Министерства поступило 9 заявлений о выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства, по результатам рассмотрения которых Министерством было выдано 6 разрешений на строительство капитальных объектов, в отношении остальных заявлений Министерством было отказано в выдаче разрешения в виду отсутствия полного перечня документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

  • Министерством в соответствии с распоряжением от 26.02.2015 г. № 31-рп на основании заявления ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» от 18.02.2015 выдано разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства «ПС 500 кВ Восход с заходами ВЛ 500 кВ и 220 кВ» 1 этап» № 55-30 сроком с 02.03.2015 по 02.12.2016.

В результате анализа указанного заявления ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» инспекцией Омского УФАС России установлено, что данное заявление не соответствует установленному Административным регламентом образцу, в частности, в разделе данного заявления «Приложение: Перечень приложенных документов» отсутствует содержание прилагаемых документов, установленных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункте 21 Административного регламента, что в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ является основанием для отказа в выдаче разрешения.

Аналогичные нарушения установлены при выдаче ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» разрешения № 55-29 на реконструкцию объекта капитального строительства «ПС 500 кВ Восход с заходами ВЛ 500 кВ и 220 кВ» 1 этап» (распоряжение Министерства от 26.02.2015 г. № 30-рп), выдаче ООО «Тавросс» разрешения на строительство от 12.08.2015 № 55-000-31-2015 (распоряжение Министерства от 12.08.2015 № 200рп).

При этом, установлено, что Министерством в отношении отдельных заявлений приняты решения об отказе в выдаче разрешения в виду отсутствия полного перечня документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на акты и действия (бездействие), в том числе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограни­чению или устранению конкуренции.

Принятие уполномоченным органом власти решения о выдаче хозяйствующему субъекту разрешения на строительство или реконструкцию капитального объекта при наличии основании для отказа в выдаче разрешения создает необоснованные преимущества для такого хозяйствующего субъекта.

2.5. С 15.07.2016 вступило в законную силу Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее - Положение).

Согласно подпункту 10.9 пункта 12 Положения о Министерстве к полномочиям Министерства относится осуществление формирования и ведения реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Омской области.

Инспекцией Омского УФАС России в ходе проведения проверки установлено, что Министерством изданы следующие распоряжения о проведении предварительных отборов подрядных организаций:

- распоряжение Министерства от 5 октября 2016 года № 220-рп «О проведении предварительного отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области»;

- распоряжение Министерства от 9 января 2017 года № 1-рп «О проведении предварительного отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области»;

- распоряжение Министерства от 12 января 2017 года № 3-рп «О проведении предварительного отбора подрядных организаций для выполнения работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области, в том числе по замене лифтов»;

- распоряжение Министерства от 8 февраля 2017 года № 38-рп «О проведении предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг по осуществлению строительного контроля»;

- распоряжение Министерства от 9 февраля 2017 года № 42-рп «О проведении предварительного отбора подрядных организаций для выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт».

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что при проведении перечисленных предварительных отборов Министерство руководствовалось Положением.

В результате рассмотрения документаций о проведении предварительных отборов подрядных организаций инспекцией Омского УФАС России установлено следующее.

2.5.1. По предварительному отбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области, проведенному в соответствии с распоряжением Министерства от 5 октября 2016 года № 220-рп, инспекцией Омского УФАС России установлено, что Министерство на своем официальном сайте – www.mszhk.omskportal.ru разместило распоряжение Министерства от 05.10.2016 г. № 220-рп о проведении предварительного отбора, извещение о проведении предварительного отбора, а также документацию о проведении предварительного отбора.

Согласно документации о проведении предварительного отбора предметом отбора является предварительный отбор подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области.

Согласно извещению о проведении предварительного отбора прием заявок на участие в предварительном отборе осуществлялся с 06.10.2016 по 28.10.2016.

Согласно представленному Министерством протоколу рассмотрения заявок № 1-С/ПР 2016 от 05.12.2016 на участие в предварительном отборе поступило 56 заявок подрядных организаций, из которых Министерством 42 организациям отказано во включении реестр квалифицированных подрядных организаций.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

По правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.

Лицами, подавшими заявку на участие в предварительном отборе, отказ Министерства во включении их в реестр квалифицированных подрядных организаций в установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции порядке обжалован не был.

По результатам анализа документации предварительного отбора инспекцией Омского УФАС России нарушения антимонопольного законодательства не выявлены.

2.5.2. По предварительному отбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области, проведенному в соответствии с распоряжением Министерства от 9 января 2017 года № 1-рп, инспекцией Омского УФАС России установлено, что Министерство на своем официальном сайте – www.mszhk.omskportal.ru разместило распоряжение Министерства от 9 января 2017 года № 1-рп о проведении предварительного отбора, извещение о проведении предварительного отбора, а также документацию о проведении предварительного отбора.

Согласно документации о проведении предварительного отбора предметом отбора является предварительный отбор подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области.

Согласно извещению о проведении предварительного отбора прием заявок на участие в предварительном отборе с учетом внесенных изменений осуществлялся с 16.02.2017 по 02.03.2017.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе от 02.03.2017 № 3-С/ПР2017 на участие в предварительном отборе подано 72 заявки подрядных организаций, из которых 50-ти организациям отказано во включении реестр квалифицированных подрядных организаций.

Лицами, подавшими заявку на участие в предварительном отборе, за исключением ООО «СЭРС» и ООО «ЦКМ «АСК», отказ Министерства во включении их в реестр квалифицированных подрядных организаций в установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции порядке обжалован не был.

Инспекция Омского УФАС России считает необходимым отметить, что по результатам рассмотрения Омским УФАС России жалоб ООО «СЭРС» и ООО «ЦКМ «АСК» действия Министерства, выразившиеся в отказе во включении указанных организаций в реестр квалифицированных подрядных организаций, признаны неправомерными. В адрес Министерства антимонопольным органом выданы предписания № 05-04.1/38-17 и № 05-04.1/40-17 об устранении допущенных им нарушений, путем внесения изменений в протокол рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе от 02.03.2017 № 3-С/ПР2017, в части рассмотрения заявки ООО «СЭРС» ООО «ЦКМ «АСК» с учетом выводов, указанных в решениях Омского УФАС России. Предписания Омского УФАС России № 05-04.1/38-17 и № 05-04.1/40-17 в настоящее время находятся на стадии выполнения.

Инспекцией Омского УФАС России по результатам анализа документации предварительного отбора иные нарушения антимонопольного законодательства не выявлены.

2.5.3. По предварительному отбору подрядных организаций для оказания услуг по осуществлению строительного контроля, проведенному в соответствии с распоряжением Министерства от 08.02.2017 № 38-рп, инспекцией Омского УФАС России установлено, что Министерство на своем официальном сайте – www.mszhk.omskportal.ru разместило распоряжение Министерства от 08.02.2017 № 38-рп, извещение о проведении данного предварительного отбора, а также документацию о проведении предварительного отбора.

Согласно документации о проведении предварительного отбора предметом отбора является предварительный отбор подрядных организаций для оказания услуг по осуществлению строительного контроля.

Согласно извещению о проведении предварительного отбора прием заявок на участие в предварительном отборе с учетом внесенных изменений осуществлялся с 09.02.2017 по 03.03.2017.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе от 15.03.2017 № 6-С/ПР2016 на участие в предварительном отборе подано 8 заявок подрядных организаций, из которых 4-м организациям отказано во включении реестр квалифицированных подрядных организаций.

Лицами, подавшими заявку на участие в рассматриваемом предварительном отборе, отказ Министерства во включении их в реестр квалифицированных подрядных организаций в установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции порядке обжалован не был.

Инспекцией Омского УФАС России по результатам анализа документации предварительного отбора нарушения антимонопольного законодательства не выявлены.

2.5.4. По предварительному отбору подрядных организаций для выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, проведенному в соответствии с распоряжением Министерства от 9 февраля 2017 года № 42-рп, инспекцией Омского УФАС России установлено, что 09.02.2017 на официальном сайте Министерства http://mszhk.omskportal.ru размещены извещение и документация о проведении данного редварительного отбора.

В извещении о проведении предварительного отбора установлены: дата и время окончания подачи заявок: 09.03.2017 в 09:00 час., дата окончания рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе: 21.03.2017.

Согласно документации о проведении предварительного отбора предметом отбора является отбор подрядных организаций для выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт согласно пп. «в» п. 8 Положения.

Инспекция Омского УФАС России считает необходимым отметить, что по результатам рассмотрения Омским УФАС России жалоб ПАО «Карачаровский механический завод» действия Министерства, выразившиеся в установлении в документации требования к минимальному количеству квалифицированного персонала участника предварительного отбора, в части обязательных квалификационных требований к руководителю юридического лица или его заместителя, является необоснованным.

В адрес Министерства антимонопольным органом выдано предписание № 05-04.1/36-17 от 21.03.2017 об устранении допущенных им нарушений, путем внесения изменений в приложение № 2 документации предварительного отбора в части изменения квалификационных требований к руководителю юридического лица или его заместителю с учетом выводов, указанных в решении. Предписание Омского УФАС России № 05-04.1/36-17 в настоящее время находятся на стадии выполнения.

Инспекцией Омского УФАС России по результатам анализа документации предварительного отбора иные нарушения антимонопольного законодательства не выявлены.

2.5.5. По предварительному отбору подрядных организаций для выполнения работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области, в том числе по замене лифтов, проведенному в соответствии с распоряжением Министерства от 12 января 2017 года № 3-рп, инспекцией Омского УФАС России установлено, что Министерство на своем официальном сайте – www.mszhk.omskportal.ru разместило распоряжение Министерства 12 января 2017 года № 3-рп, извещение о проведении данного предварительного отбора, а также документацию о проведении предварительного отбора.

Согласно извещению о проведении предварительного отбора прием заявок на участие в предварительном отборе с учетом внесенных в документацию изменений осуществлялся с 13.01.2017 по 02.02.2017.

Согласно пп. «о» п. 23 Положения при проведении предварительного отбора устанавливаются следующие требования к участникам предварительного отбора:

- наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности.

В соответствии с пп. «б» п. 38 Положения заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 Положения, в том числе штатное расписание, штатно­списочный состав сотрудников, копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов и аттестатов, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.

В п. 13 документации о проведении предварительного отбора Министерством установлено требование на наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, согласно приложению № 2 к документации, согласно которому подрядная организация должна иметь в штате следующий квалифицированный персонал на постоянной основе:

- относительно индивидуального предпринимателя/руководителя юридического лица или его заместителя установлены следующие требования: количество человек не менее 1, стаж работы по специальности – 10 лет, высшее образование соответствующего профиля, одна из программ повышения квалификации по направлению строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства;

- относительно работника индивидуального предпринимателя/работника юридического лица установлены следующие требования: количество человек не менее 3, стаж работы по специальности – 5 лет, высшее образование соответствующего профиля, одна из программ повышения квалификации по направлению строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Министерством в документации установлено требование к участникам предварительного отбора о наличии у них выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, перечень которых установлен нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (далее - свидетельство саморегулируемой организации), в случае если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом в состав разрешенной деятельности должны входить следующие работы: организация подготовки проектной документации с указанием в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг - в случае проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе в части выполнения работ по разработке проектной документации и иных дополнительных услуг и (или) работ, связанных с разработкой проектной документации и оценкой технического состояния многоквартирных домов.

Согласно разделу 1 документации предметом предварительного отбора является отбор подрядных организаций для выполнения работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области, в том числе по замене лифтов.

Согласно ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

В соответствии с частью 8.1 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации статьи минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации подготовки проектной документации являются:

1) требование о наличии по месту основной работы работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации подготовки проектной документации. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее образование и стаж их работы по специальности должен составлять не менее чем пять лет;

2) требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации подготовки проектной документации, которые могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем десять лет;

3) требование к получению не реже чем один раз в пять лет дополнительного профессионального образования указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением их аттестации.

Исходя из изложенных норм, Министерство при проведении предварительного отбора, в требованиях к участникам предварительного отбора, в части установления минимального количества квалифицированного персонала, должно было руководствоваться положениями части 8.1 статьи 55.5 ГрК РФ.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе от 16.02.2017 № 2-С/ПР2016 на участие в предварительном отборе подано 14 заявок подрядных организаций, из которых 11-ти организациям отказано во включении реестр квалифицированных подрядных организаций, в том числе по основанию отсутствия у участника в штате минимального количества квалифицированного персонала, согласно приложению № 2 к документации о проведении предварительного отбора.

Инспекцией Омского УФАС России по результатам анализа документации предварительного отбора приходит к выводу, что установление Министерством требования к минимальному количеству квалифицированного персонала участника предварительного отбора, установленные в Приложении № 2 документации, в части обязательных квалификационных требований к руководителю юридического лица или его заместителю, является необоснованным.

Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на осуществление действий (бездействие), в том числе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограни­чению или устранению конкуренции, в частности к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

На основании вышеизложенного, инспекция Омского УФАС России считает, что действия Министерства по установлению в документации о проведении предварительного отбора необоснованных квалификационных требований к руководителю юридического лица или его заместителю содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Учитывая вышеизложенное, инспекция Омского УФАС России, рассмотрев представленные для проведения проверки документы, на основании статьи 22, пункта 11 части 1 статьи 23, статьи 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» пришла к заключению, что в действиях Министерства обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в проверяемый период.

 

Акт составлен на 14-ти листах в 2 экз.

 

Прилагаемые к Акту № 08 от 26.05.2017 документы:

– копии документов, представленных Министерством инспекции Омского УФАС России в ходе проверки на __ листах.

 

Прилагаемые документы являются материалами проверки и хранятся в Омском УФАС России.

 

Подписи лиц, проводивших проверку:

 

 

Руководитель инспекции: <...>

 

Члены инспекции: <...>

 

<...>

С актом проверки ознакомлен, копию акта получил:

 

______________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Руководитель инспекции:                                  <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны