Решение по жалобе б/н Решение № 055/06/33-1043/2020 от 14 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/06/33-1043/2020

о признании жалобы необоснованной

 

21 октября 2020 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

<…>-

<…> -

<…> -

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «КВАНТ» (далее - заявитель, ООО «КВАНТ») на действия казенного учреждения Омской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения» (далее - уполномоченное учреждение, КУ ОО «Центр закупок в сфере здравоохранения»), бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1» (далее - заказчик, БУЗОО «ГКБСМП № 1») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Оказание услуг по ремонту томографа магнитно-резонансного MAGNETOM ESSENZA» (извещение № 0852500000120001883) (далее - электронный аукцион),  

в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителей:

заявителя - <….> (доверенность от 15.10.2020);

уполномоченного учреждения - <….> (доверенность № 16 от 03.09.2020);

в присутствии представителя заказчика - <…> (доверенность от 22.05.2020)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

  1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 11303э от 14.10.2020) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. Из материалов электронного аукциона следует, что 07.10.2020 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 7000000 руб.

09.10.2020 размещались разъяснения положений документации об электронном аукционе.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 15.10.2020 на участие в закупке подано две заявки, все участники допущены к участию в электронном аукционе.

 

19.10.2020 размещен протокол проведения электронного аукциона, согласно которому в процедуре проведения аукциона приняли участие все участники закупки, наименьшее предложение о цене контракта в размере 6790000 руб. поступило от участника закупки с порядковым номером 1.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 3%.

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и возражений представителей сторон, а также осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

3.1. В жалобе заявителя, в частности указано: «Согласно Руководству Владельца Системой MAGNETOM ESSENZA ГРАФИК ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. ОБЯЗАННОСТИ ОПЕРАТОРА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ” № документа М4-060.664.01.04.12 страница 11 установлено требование к безопасности пациентов, персонала и системы заменять холодную головку 1 раз в 2 года.

Согласно Руководству по диагностике системы MAGNETOM ESSENZA № документа М4-060.840.17.10.02 при неисправностях производитель медицинского изделия MAGNETOM ESSENZA установил необходимость замены охлаждающей головки: пункт 02 строка Cold head.

Каталог запасных частей на томограф магнитно-резонансный содержит информацию исключительно о запасной части заказной номер <...> - охлаждающая голова RDK408L3. Указанные в техническом задании запасные части (дисплейсер криоголовки L3, привод криоголовки L3, клапанная система L3) не могут быть поставлены в силу отсутствия таковых позиций, а также недопустимости проведения ремонта охлаждающей головки в условиях лечебного учреждения.

Данные запасные части используются исключительно производителем охлаждающей головки компанией Sumitomo для переборки охлаждающих головок в заводских условиях с применяем высокоточного оборудования и измерительных приборов, с последующим проведением множества регламентных тестов отремонтированных головок, включающих в себя тесты на электробезопасности, безопасность по давлению и т.д.

Более того, важно отметить, недопустимость проведения локального ремонта охлаждающих головок в силу критичности данного компонента для безопасности пациентов, персонала и системы, что прямо подтверждается наименованием пункта “безопасность пациентов, персонала и системы” (стр. 11 Руководства пользователя Обязанности), в котором указано требование периодичности замены холодной головки.

Вместо запасных частей - дисплейсер криоголовки L3, привод криоголовки L3, клапанная система L3 -, указанных в Техническом задании закупки 0852500000120001883, предлагаем к поставке новую запасную часть 10613748 - охлаждающая голова RDK408L3. При этом НМЦК закупки не увеличивается, в то же самое время ремонт магнитно-резонансного томографа будет проходить в строгом соответствии с требованиями производителя.

Исходя из того, что ремонт охлаждающей головки требует наличие производственных мощностей, то требуем заменить поставку вышеуказанных запасных частей поставкой новой охлаждающей головки RDK408L.

Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является обеспечение максимально широкого круга участников закупок и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

С учетом положений Федерального закона о контрактной системе, а также правоприменительной практики установление заказчиком, уполномоченным органом требований к товарам не может быть произвольным. Исходя из положений Федерального закона о контрактной системе, описание товара должно строиться таким образом, чтобы наиболее полно отражать потребность заказчика и являться обоснованным и при этом не допускать требований, влекущих ограничение числа участников закупки.

Из анализа вышеназванных норм следует, что при формировании аукционной документации заказчик вправе самостоятельно при необходимости определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности.

Объектом закупки является «Оказание услуг по ремонту томографа магнитно-резонансного MAGNETOM ESSENZA».

Требования к оказываемым услугам были установлены исходя из потребности заказчика в Приложении № 1 «Техническое задание» к контракту (далее – Техническое задание), в силу части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, в котором по обжалуемым заявителем позициям, в частности указано следующее:

 

5. Перечень запасных частей, используемых при оказании услуг:

 

п/п

Наименование медицинского оборудования (техники)

Наименование товара (запасной части)

Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара (запасной части).

Единица измерения

Кол-во

Гарантийный срок

на запасные части

Наименование показателей

Требуемое значение (диапазон значений) показателей

1

Томограф магнитно-резонансный MAGNETOM ESSENZA (заводской номер <...> )

Дисплейсер криоголовки LЗ

Поставляется в вакуумной упаковке

 

Соответствие

штука

1

Не менее 6 месяцев

Совместимость с гильзой LЗ

Соответствие

 

2

Томограф магнитно-резонансный MAGNETOM ESSENZA (заводской номер <...> )

Привод криоголовки LЗ

 

Трехфазное питание с управлением от компрессора

Соответствие

штука

1

Не менее 6 месяцев

3

Томограф магнитно-резонансный MAGNETOM ESSENZA (заводской номер <...> )

Клапанная система LЗ

 

Рабочее давление, атмосфер

2,3

штука

1

Не менее 6 месяцев

В возражениях заказчика указано: «При подготовке документации и технического задания на данные услуги использовались технические документы, которые поступили с оборудованием при поставке: Magnetom Technical Documentation Volume M4-060.802.01, Инструкция по эксплуатации – МР система M4-060.831.10.03.02. Учитывая, что в жалобе были предоставлены сканы из других источников, считаем их необоснованными.

п.1.5.5  Cold head (охлаждающая головка) Инструкция по эксплуатации M4-060.831.10.03.02  (перевод с английского языка):

 

Составная часть

Интервал (месяц)

Время работы (min.)

Примечание

Замена охлаждающей  головки

см. примечание

240

Для замены холодной головки требуется специальная подготовка. Процедура замены холодной головки не включена в данное описание.

 

1.Замена производится "по требованию", система подключается к Siemens Remote Servis (SRS). Без SRS регулярная замена должна планироваться каждые 24 месяца.

2. Обучение обслуживающего персонала по холодной головке Sumitomo предлагает SMT (Sumitomo Maintenance Training в переводе на русский : обучение по техническому обслуживанию Sumitomo). Инструкции по замене холодной головки показаны в видеоролике "холодильная система Sumitomo." Это видео является дополнением к курсу SMT.

Как видно из инструкции, вопрос по замене охлаждающей головки относится к компетенции производителя данной части магнитно-резонансного томографа - Sumitomo, а не к производителю медицинского оборудования Siemens.

В связи с этим, заказчиком были даны разъяснения, что прямого запрета на ремонт охлаждающей головки, в документах по эксплуатации и техническому обслуживанию, нет.

В первую очередь считаем крайне целесообразно отметить то, что заявитель целенаправленно умалчивает о следующих аспектах, а именно:

Производителем охлаждающей головки для МРТ оборудования, в т.ч. Siemens, является компания Sumitomo. И в данном случае компания Siemens в своей работе предусматривает использование сторонних изделий и по этой причине в процедуре замены охлаждающей головки предусматривает только процедуру снятия и установки головки. Sumitomo как производитель запасной части предусматривает ее восстановление в установленном порядке. Заказчиком сделан запрос официальному представителю Sumitomo Heavy Industries Ltd. в России компании ООО «Криотрейд инжиниринг» по данному вопросу. Получен ответ, который прилагается к данному возражению.

  Заявителем дано заявление, что запасные части (дисплейсер, привод и клапанная система головки L3) используются исключительно производителем охлаждающей головки Sumitomo. Но на самом деле это не так, как пример: можно привести компанию МСК-Медтехника (возможно она подавала заявку на участие в торгах), на официальном сайте которой размещена информация о производящихся ими работ по ремонту охлаждающих головок с заменой запасных частей, которые поставляются фирмами-производителями. Ссылка на сайт: http://www.tomograph.msk.ru/tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont/remont-i-diagnostika-ohlazhdayuschih-golovok.html. Так же в наш адрес было предоставлено 3 коммерческих предложения о возможности проведения данных работ с заменой запасных частей.

При подготовке аукционной документации заказчиком было проведено исследование рынка торгов и иных доступных ресурсов, в результате которого были получены сведения об исполненных аналогичных услугах по ремонту (восстановлению) охлаждающих головок Sumitomo:

1. Оказание услуг по проведению ремонта МР томографа «MAGNETOM ESSENZA» А Tim+Dot System (производства Siemens) из исполненных контрактов (реестровых номер контракта 2910206409520000201, заключённый 29.06.2020 года Контракт прилагается).

 2. Выполнение работ по ремонту медицинского оборудования МРТ Achieva 1.5 T  (производства

Philips), где так же используется охлаждающая головка Sumitomo,  из исполненных контрактов (реестровых номер контракта 2550201838519000230, заключённый 25.03.2019  года Контракт прилагается)».

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Во взаимосвязи с положениями частей 1 и 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, работам, услугам, ограничивающим количеств участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, невозможность оказания услуг и выполнения работ, соответствующих потребностям заказчика.

В нарушение данных норм к жалобе не были приложены документальные доказательства обоснованности довода жалобы о том, что недопустимо проводить ремонт охлаждающих головок. При этом в жалобе содержатся лишь ссылки на документы, которые отсутствуют в свободном доступе, оценить достоверность которых не представляется возможным и, которые не подтверждают доводы жалобы Общества о невозможности оказания услуг в соответствии с Техническим заданием.

Требований к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, как указывает в жалобе заявитель, документация об электронном аукционе не содержит.

Доказательств того, что обжалуемые положения документации об электронном аукционе ведут к ограничению количества участников закупки, а равно нарушают права и законные интересы заявителя, ООО «КВАНТ» не представлено.

Представленные заказчиком сведения о заключенных и исполненных в рамках Федерального закона о контрактной системе контрактах, предметом которых являлось выполнение аналогичных услуг по ремонту (восстановлению) охлаждающих головок, косвенно свидетельствуют о том, что данные услуги оказываются, ремонт охлаждающих головок возможен. 

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №1» это медицинская организация, оказывающая неотложную медицинскую помощь населению города Омска и области в круглосуточном режиме.

При этом Комиссия отмечает, что в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Частью 2 статьи 98 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.

Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика при описании объекта закупки нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает довод жалобы необоснованным.

 

3.2. В жалобе заявителем указано: «Помимо вышеуказанного аукционной документацией и положениями проекта государственного контракта предусмотрено, что срок оказания услуг: в течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения контракта (п. 4.3.).

В адрес Заказчика последовала 2 (два) запроса на изменение данных условий.

«Просим заказчика изменить Срок оказания услуг: в течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения контракта. Данные работы сами по себе занимают 2 полных рабочих дня, т.е. приступить необходимо якобы на 1й же день с даты заключения контракта. Но с учетом необходимости доставки жидкого гелия, производимого исключительно на заводе в г. Оренбурге компанией Газпром, а также запасных частей прописанных в задании, срок абсолютно невыполним. Считаем корректным указания разумного срока в 30 дней с даты заключения контракта, который даст возможность исполнителю привезти, растаможить и доставить запасные части, некоторые из которых производятся исключительно заграницей, доставить гелий и провести весь перечень указанных работ.

Однако Заказчик отказался изменить данное требование о сроке оказания услуги.

Делая ссылку на Закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при ответе на вопрос об изменении сроков оказания услуги, Заказчик при формировании условий аукционной документации не руководствуется по нашему мнению данным принципом, а именно «охраны здоровья» при описании объекта закупки в части выполнения работ и оказания услуг по ремонту томографа магнитно-резонансного MAGNETOM ESSENZA, а именно не осуществляется соблюдение требования Руководства Владельца Системой MAGNETOM ESSENZA ТРАФИК ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. ОБЯЗАННОСТИ ОПЕРАТОРА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ” № документа М4-060.664.01.04.12 страница 11, где установлено требование к безопасности пациентов, персонала и системы при замене холодной головки».

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В графе «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг» извещения №0852500000120001883 было указано следующее: «в течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения контракта».

Аналогичные сроки оказания услуг содержатся также в пункте 5.7.1 раздела 5 «Условия заключения и исполнения контракта» документации об электронном аукционе, а также в пункте 4.1 раздела 4 «Место и сроки оказания услуг» проекта контракта.

Исходя из возражений заказчика, установление им срока оказания услуг по ремонту томографа магнитно-резонансного  в течение трех рабочих дней обусловлено тем, что в результате вышедших из строя запасных частей происходит утечка гелия и увеличение срока выполнения работ невозможно по причине необратимых последствий в случае задержек в исполнении работ.

Как пояснила представитель заказчика, данное обстоятельство в конечном итоге может привести к остановке медицинского оборудования, что потребует дополнительных дорогостоящих ремонтных работ, которые не гарантируют полное восстановление данного оборудования.

 

При этом заказчиком в своих возражениях также указано следующее: «Приложенная нами к возражению копия Государственного контракта № 0375200043120000194 на данные виды работ с заменой запчастей и доливанием гелия в количестве 1000 литров (реестровых номер контракта 2910206409520000201 от 29.06.2020 года), заключенный после проведения состоявшейся процедуры торгов с падением НМЦК, устанавливал срок выполнения работ пять календарных дней. По данным открытых источников Единой информационной системы в сфере закупок, данный контракт исполнен в полном объеме без предъявления штрафных санкций к исполнителю, что говорит о том, что на рынке имеются исполнители, оказывающие данные услуги, готовые выполнить эти работы в установленные сроки.

Заявитель сам говорит в своей жалобе, что данные работы можно выполнить в течение 2 полных рабочих дней. Предметом контракта является оказание услуги по ремонту медицинского оборудования, а не поставки товаров. Отсутствие у данного Заявителя запасных частей,  жидкого гелия, не говорит о том, что данные работы не могут выполниться в срок.

В свою очередь заказчик, при составлении технического задания, руководствовался представленными коммерческими предложениями. Так, в уполномоченное учреждение представлено 3 коммерческих предложения, в соответствии с которыми различные исполнители предлагают выполнить данные услуги, полностью соответствующие требованиям заказчика.

Кроме того, необходимо отметить, что на участие в проводимом электронном аукционе подано 2 заявки».

Учитывая, что заявителем в нарушение части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе не представлены документальные доказательства, подтверждающие невозможность оказания услуг в срок, предусмотренный документацией об электронном аукционе, с учетом возражений заказчика, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок при установлении требования к сроку оказания услуг и признает довод жалобы Общества необоснованным.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 № 36262), Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованной жалобу ООО «КВАНТ» на действия КУ ОО «Центр закупок в сфере здравоохранения», БУЗОО «ГКБСМП № 1» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Оказание услуг по ремонту томографа магнитно-резонансного MAGNETOM ESSENZA» (извещение № 0852500000120001883).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны