Решение б/н Акт проверки № 09 в отношении ООО «АШАН» от 25 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Омск                                                                                                                                          26.06. 2017 г.

                                                                                                                                                      16 ч. 00 мин.

 

АКТ ПРОВЕРКИ

№ 09

 

В соответствии с Планом проведения проверок Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) на 2017 год, утвержденным руководителем Омского УФАС России В.А. Кабаненко 30.11.2016, на основании пункта 11 части 1 статьи 23, статей 24, 25, 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и приказа Омского УФАС России от 20.03.2017 № 49 «О проведении плановой выездной проверки» проведена плановая выездная проверка (далее - проверка) в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АШАН» (ИНН 7703270067) (далее также Общество) в лице структурного подразделения в г. Омске - «АШАН-Омск», адрес местонахождения: 644074, г. Омск, ул. Бульвар Архитекторов, д. 35 (далее также Филиал Общества, проверяемое лицо).

Адрес места проведения проверки: 644074, г. Омск, ул. Бульвар Архитекторов, д. 35,

Продолжительность проверки: с 31.03.2017 по 26.06.2017 включительно.

Акт составлен: руководителем инспекции, начальником отдела контроля органов власти <...>; начальником отдела рекламы <...>, членом инспекции, ведущим специалистом-экспертом отдела контроля органов власти <...>, членом инспекции, специалистом-экспертом отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...>.

Лица, проводившие проверку (далее – инспекция Омского УФАС России):

руководитель инспекции: начальник отдела контроля органов власти Омского УФАС <...> (служебное удостоверение № 13751);

члены инспекции:

- начальник отдела рекламы Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 4665);

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 11141);

– специалист-эксперт отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 11640).

На основании протокола № 1 от 24.01.2016 заседания Совета Директоров Общества <...> приступил к исполнению обязанностей генерального директора Общества с 09.02.2017 г. (приказ б/н от 09.02.2016 г.)

Лицом, имеющим правом без доверенности действовать от имени юридического лица, является <...>.

Директором структурного подразделения «АШАН-Омск» в период проведения проверки являлась <...> (доверенность № Т-01/02/2017-026 от 01.02.2017 г.).

Представлять интересы ООО «АШАН» при проведении проверки в отношении Общества <...> уполномочил <...> (доверенность № Т-01/02/2017-026 от 01.02.2017 г.), <...> (доверенность № Б-16/01/2017-026 от 16.01.2017 г.), <...> (доверенность № Т-09/12/2016-921 от 09.12.2016 г.), <...> (доверенность № Т-25/07/2016-921 от 25.07.2016 г.).

Предметом настоящей проверки является соблюдение ООО «АШАН» требований Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле), антимонопольного законодательства Российской Федерации, как хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, а также соблюдение ООО «АШАН» требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Период, за который проведена проверка: с 31.03.2017 по 26.06.2017 включительно.

При проведении проверки в отношении проверяемого лица инспекция Омского УФАС России руководствовалась требованиями Закона о защите конкуренции, Закона о торговле, Закона о рекламе, Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 340, а также методическими рекомендациями ФАС России по применению Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В целях выявления признаков нарушения проверяемым лицом Закона о торговле, антимонопольного законодательства Российской Федерации инспекцией Омского УФАС России затребованы:

– устав, свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН) ООО «АШАН», их заверенные копии;

– документы о назначении на должность директора проверяемого лица, а также документы, подтверждающие его полномочия; заверенные копии указанных документов;

– перечень хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц с проверяемым лицом, осуществляющих деятельность на рынке услуг розничной торговли продовольственными товарами, с указанием их организационно-правовой формы, ИНН, юридического и почтового адресов, контактных телефонов и факсов;

– сведения о выручке ООО «АШАН» (с учетом совокупной выручки лиц, входящих в одну группу лиц с ООО «АШАН» по основаниям, предусмотренным статьей 9 Закона о защите конкуренции) от реализации товаров за 2016 год;

– сведения о совокупной выручке от реализации товаров в рамках одной торговой сети за 2016 год;

– типовые договоры, заключаемые ООО «АШАН» с поставщиками продовольственных товаров;

– действующие договоры поставки продовольственных товаров (в том числе в период с 15.07.2016 по 31.12.2016), заключенные проверяемым лицом с поставщиками, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;

- перечень поставщиков, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговую сеть ООО «АШАН» на территории Омской области;

– обращения хозяйствующих субъектов по вопросам заключения либо перезаключения договоров поставки продовольственных товаров и договоров возмездного оказания услуг, поступившие в ООО «АШАН», и ответы на них за 2016 (с 15.07.2016) и 2017 годы.

– другие документы, относящиеся к предмету проверки, необходимость изучения которых возникла в ходе ее проведения;

– письменные пояснения проверяемого лица.

В ходе проведения проверки инспекцией Омского УФАС России установлено следующее.

1. Проверяемое лицо осуществляет деятельность на основании Устава ООО «АШАН», утвержденного решением внеочередного общего собрания участников (протокол б/н от 01.07.2015) (далее – Устав).

Согласно пункту 1.1 Устава ООО «АШАН » создано путем реорганизации Общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест-Бета», Общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест-Альфа», Общества с ограниченной ответственностью «Дрейкотт», Общества с ограниченной ответственностью «Русские продукты торговый комплекс», Общества с ограниченной ответственностью «Санглие» в форме присоединения указанных обществ к ООО «АШАН».

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли (пункт 2.1 Устава).

В соответствии с пунктом 2.2 Устава для достижения своих целей Общество осуществляет следующие виды деятельности:

- розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия;

- прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;

- представление посреднических услуг при покупке, продаже, аренде недвижимого имущества;

- операции с недвижимостью;

- неспециализированная оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия;

- прочая оптовая торговля;

- розничная торговля в неспециализированных магазинах;

- розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, в специализированных магазинах;

- розничная торговля алкогольными и другими напитками;

- розничная торговля фармацевтическими, медицинскими, косметическими и парфюмерными товарами;

- прочая розничная торговля в специализированных магазинах;

- розничная торговля бывшими в употреблении товарами в магазинах;

- розничная торговля вне магазина;

- розничная торговля ювелирными изделиями;

- розничная торговля пиротехническим средствами;

- производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения;

- производство сухих хлебобулочных изделий и Мучных кондитерских изделий длительного хранения;

- производство готовых к употреблению пищевых продуктов и заготовок для их приготовления;

- изготовление, реализация и организация потребления непосредственно на месте кулинарной продукции, продажа напитков;

- и другую деятельность, не запрещенную законом.

Согласно пункту 4.1 Устава Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению Общего собрания участников.

Филиалы и представительства Общества не являются юридическими лицами и действуют от имени Общества на основании положений, утвержденных Общим собранием участников. Общество наделяет свои филиалы и представительства имуществом и несет ответственность за их деятельность (пункт 4.2 Устава).

Руководители филиалов и представительств Общества назначаются Генеральным директором Общества и действуют на основании выданной им доверенности.

В соответствии с частью 4.1 Закона о торговле положения статей 13 и 14 настоящего Федерального закона не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

На основании представленной Обществом информации выручка ООО «АШАН» от реализации товаров за 2016 год составила <...> рублей, в том числе НДС, следовательно, действия положений статей 13, 14 Закона о торговле распространяются на проверяемое лицо.

2. На территории Омской области ООО «АШАН» осуществляет свою деятельность посредством одного обособленного подразделения: торговый объект «АШАН-Омск».

На территории Омской области лица, входящие в одну группу лиц с ООО «АШАН», в понятии статьи 9 Закона о защите конкуренции, розничную торговлю продовольственными товарами не осуществляют.

3. В процессе проведения проверки с целью оценки договорной практики, сложившейся между ООО «АШАН» и поставщиками продовольственных товаров, осуществляющими поставки в его торговую сеть на территории Омской области, на предмет ее соответствия требованиям Закона о торговле, антимонопольного законодательства Российской Федерации инспекцией Омского УФАС России были осуществлены следующие действия:

– осмотрен сайт ООО «АШАН» https://www.auchan.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

– рассмотрены договоры поставки продовольственных товаров с приложениями, заключенные Обществом с поставщиками продовольственных товаров, осуществляющими поставки в его торговую сеть на территории Омской области;

– осуществлена выборка хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки в Филиал Общества (по разным товарам, объемам поставки);

– у поставщиков продовольственных товаров запрошена необходимая информация, касающаяся сотрудничества с Обществом, произведен их опрос.

По результатам анализа полученной в ходе проведения проверки информации инспекцией Омского УФАС России установлено, что в целях осуществления уставной деятельности Обществом с поставщиками и производителями продукции заключались типовые договоры поставки, разработанные Обществом.

4. При анализе условий договоров поставки инспекцией Омского УФАС России установлено следующее.

Обществом разработана типовая форма договора поставки продовольственных товаров, содержащая такие условия договора, как: условие о предмете договора поставки (без указания наименования поставляемого товара), цене товара, порядке заказа товара, порядке поставки товара, качестве и безопасности товара, гарантиях, изменении, расторжении и прекращении договора, форс-мажорных обстоятельствах, порядке разрешения споров, сроке действия договора, а также прочие условия.

Неотъемлемыми частями договоров поставки являются:

- приложение № 1: «Условия оплаты»;

- приложение № 2: «Форма прейскуранта»;

-приложение № 3: «Изменение цен на некоторые группы товаров»;

- приложение № 4: «Логистика – общие требования»;

- приложение № 5: «Кодекс коммерческой этики»;

- приложение № 6: «Контроль качества и безопасности товаров»;

- приложение № 7: «Особые условия».

Из пункта 1.6 договоров поставки следует, что стороны ежегодно заключают годовое соглашение.

Также Обществом разработаны типовая форма годового соглашения 2017 к договору поставки, в котором устанавливаются следующие условия: о сроке платежа; скидках; географии рынка сбыта товаров, объеме поставки, прочих положениях.

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что в договоры поставки товаров, заключенные между ООО «АШАН» и поставщиками, до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 273-ФЗ) (до 15.07.2016) внесены изменения посредством заключения дополнительных соглашений.

Необходимо отметить, что инспекции не были представлены договоры поставки, заключенные Обществом с ИП <...>, ИП <...>, ООО «Омский майонезный завод», так как согласно письменным пояснениям ООО «АШАН» данные договоры утеряны, в связи с чем, инспекцией Омского УФАС России проводился анализ только дополнительных соглашений, заключенных Обществом с указанными поставщиками.

4.1. В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о торговле хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что обращения заинтересованных в сотрудничестве поставщиков поступают в ООО «АШАН» через Интернет-ресурс www.auchan-supply.ru в виде анкет поставщиков (по установленной форме).

На официальном сайте ООО «АШАН» https://www.auchan.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

В проверяемый период жалоб хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, о нарушении ООО «АШАН» части 1 статьи 9 Закона о торговле в Омское УФАС России не поступало.

4.2. В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о торговле соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Инспекцией Омского УФАС России при анализе представленных договоров поставки и дополнительных соглашений к ним установлено, что размер вознаграждения по договорам поставки продовольственных товаров устанавливается в годовом соглашении, которое, как отмечалось выше, стороны заключают ежегодно.

Также из договоров поставки продовольственных товаров, заключенных Обществом с поставщиками, следует, что скидки, предоставляемые поставщиком покупателю, с цен, указанных в прейскуранте, указываются в годовом соглашении (пункт 2.3 договоров).

Как следует из раздела III «Вознаграждение за достижение покупателями определенного уровня товарооборота» годового соглашения 2016 от 01.01.2016 (поставщик ИП <...>) к договору № Н 6591 от 01.06.2010 г. размер вознаграждения (в % от общего товарооборота) составляет 10%.

Также разделом II «Скидки» указанного годового соглашения предусмотрены базовая скидка на все товары в размере 5 % (базовая скидка – это фиксированная скидка, согласованная с покупателями, которая применяется постоянно и в обязательном порядке к ценам товаров по прейскуранту), специальная скидка на все товары в размере 3,8 % (специальная скидка – это фиксированная скидка, согласованная с покупателями, которая применяется постоянно и в обязательном порядке к ценам товаров по прейскуранту, за вычетом базовой скидки).

Согласно письменным пояснениям ООО «АШАН», представленных по требованию инспекции Омского УФАС России (исх. № 581-17/юр от 04.07.2017), выплата покупателю вознаграждения за достижение сторонами определенного уровня товарооборота в размере 10% соответствовало действующему на момент заключения сделки законодательству. В процессе переговоров в октябре 2016 г. Общество предложило Поставщику снизить цену поставляемого товара с 01.01.2017 и исключить вознаграждение, подлежащее выплате покупателю при достижении определенного уровня товарооборота.

В результате проведенных переговоров ИП <...> отказался от снижения цен, затем 16.02.2017 принял решение о снятии с производства таких наименований продукции, как: вода газированная сладкая «Сиропчик»: «Буратино» 1,5 л., «Лимонад» 1,5 л., «Дюшес» 1,5 л., «Буратино» 0,6 л., «Лимонад» 0,6 л., «Дюшес» 0,6 л.; вода питьевая «Вундервилле» 0,6 л.

Вместе с тем, ИП <...> (вх. Омского УФАС России от 22.05.2017 г. № 3972э) сообщил, что с принятием Закона № 273-ФЗ взаимодействие ИП <...> и ООО «АШАН» ухудшилось в связи с навязыванием ООО «АШАН» кабальных условий и перевода вознаграждения в скидку.

Аналогичные условия о скидках на все товары и вознаграждениях присутствуют в годовых соглашениях 2017 года, заключенных Обществом с ИП <...> (специальная скидка – 4%, вознаграждение – 5%), ИП <...> (специальная скидка – 4,4%, вознаграждение – 5%), ООО «Омский майонезный завод» (специальная скидка – 5,38%), ИП <...> (специальная скидка – 5,52%), ООО «Сладонеж» (специальная скидка – 5,2%), ИП <...>(специальная скидка – 5,14%), ООО «Бородино» (специальная скидка – 4%, вознаграждение – 5%), ООО «Держава-Омск» (специальная скидка – 4,4%, вознаграждение – 5%), ООО «Торгинвест» (специальная скидка – 5,53%).

Как отмечалось выше совокупная сумма всех выплат по вознаграждению и по плате за оказание услуг не должна превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров. Период и срок начисления (выплаты) вознаграждения и платы за оказание услуг определяется сторонами в соответствующих договорах поставки и договоре оказания услуг.

Следовательно, определяющим фактором при установлении соблюдения ограничения, предусмотренного частью 4 статьи 9 Закона о торговле, является цена, по которой контрагентом фактически приобретен продовольственный товар.

ФАС России в письме от 09.06.2017 № АК/39035/17 разъясняет, что в случае если стороны договорились о цене поставляемого товара и в договоре поставки продовольственных товаров предусмотрели цену поставляемого товара, то при требовании о снижении поставщиком цены товара для хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность (предоставление скидки), реализация последним товара розничным потребителям без снижения цены либо со снижением цены в меньшем размере (без трансляции скидки конечному потребителю), подпадает под ограничение, предусмотренное частью 4 статьи 9 Закона о торговле. В этом случае, по мнению ФАС России, для целей применения части 4 статьи 9 Закона о торговле совокупный размер вознаграждения и платы за оказание услуг не может превышать пять процентов от установленной в договоре поставки цены продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера вознаграждения учитывается возникающая разница между ценой товара, предусмотренной в договоре поставки продовольственных товаров, и ценой фактически поставленных продовольственных товаров (ценой поставки продовольственного товара с учетом предоставленной поставщиком скидки).

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что Общество и указанные выше хозяйствующие субъекты – поставщики договорились о цене поставляемого товара, путем подписания прейскуранта цен на товары на 2017 год (приложение к договорам поставки). При этом, в годовых соглашениях с отдельными поставщиками предусмотрен не только размер вознаграждения 5%, но и размер скидок (базовые и специальные) на все товары, без указания периода действия скидки.

По мнению инспекции Омского УФАС России, установленный в годовых соглашениях размер скидок на все товары следует, считать разницей между ценой товара, предусмотренной в прейскурантах цен на товары на 2017 год, и ценой фактически поставленных продовольственных товаров, в связи с чем, следует учитывать при определении совокупного размера вознаграждения.

Так, к примеру, в годовом соглашении на 2017 год с ИП <...> скидка составляет 4%, вознаграждение – 5%, что в совокупности составляет 9%, в годовом соглашении на 2017 год с ИП <...> скидка составляет 4,4%, вознаграждение – 5%, что в совокупности составляет 9,4%, в годовом соглашении на 2017 год с ООО «Бородино» скидка 4%, вознаграждение – 5%, что в совокупности составляет 9%, ООО «Держава-Омск» специальная скидка – 4,4%, вознаграждение – 5%, что в совокупности составляет 9,4%.

В годовых соглашениях на 2017 год с ООО «Омский майонезный завод», ИП <...>, ООО «Сладонеж», ИП <...>, ООО «Торгинвест» специальная скидка превышает 5%.

При таких обстоятельствах, инспекция Омского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ООО «АШАН» признаков нарушения части 4 статьи 9 Закона о торговле.

4.3. Частью 5 статьи 9 Закона о торговле предусмотрен запрет выплаты указанного в части 4 данной статьи Закона о торговле вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения»).

Как следует из представленных ООО «АШАН» документов, требование части 5 статьи 9 Закона о торговле, запрещающее выплату премии в связи с приобретением отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдено.

4.4. Частью 7 статьи 9 Закона о торговле предусмотрено, что в случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается и исполняется (реализуется) договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующим правилам:

- продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем восемь рабочих дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

- продовольственные товары, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем двадцать пять календарных дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

- продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем сорок календарных дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

Проанализировав представленные договоры поставки продовольственных товаров, заключенных с поставщиками, инспекция Омского УФАС России пришла к заключению, что пункт 4.1 договоров поставки устанавливает отсрочку платежа в соответствии с требованиями части 7 статьи 9 Закона о торговле.

4.5. В соответствии с пунктом 4 части 13 статьи 9 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.

Инспекцией Омского УФАС России при анализе представленных договоров поставки установлено, что пунктом 1.7 приложения № 6 к договору поставки «Контроль качества и безопасность товаров» к договору поставки» предусмотрено «Покупатели вправе осуществлять аудит всех производственных линий поставщика по выпуску товара неограниченное количество раз, в сроки и время, согласованные с поставщиком, в случае если покупателям будут предъявлены претензии со стороны третьих лиц относительно качества товара и/или безопасности товара, поставляемого поставщиком и приобретенного в магазинах покупателей.

Вне зависимости от результатов проведенного аудита покупатели вправе предъявлять поставщику требование о возмещении стоимости аудита условий производства, а поставщик по требованию покупателей обязан возмещать покупателям стоимость каждого проведенного аудита».

Проанализировав указанное условие договоров поставки продовольственных товаров, заключенных с поставщиками, инспекция Омского УФАС России пришла к заключению, что пункт 1.7 приложения № 6 к договору поставки «Контроль качества и безопасность товаров» содержит признаки нарушения пункта 4 части 13 статьи 9 Закона о торговле.

5. По требованию инспекции Омского УФАС России проверяемым лицом был представлен список поставщиков, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговую сеть ООО «АШАН», зарегистрированных в Омской области.

В адрес указанных поставщиков Омским УФАС России были направлены требования о предоставлении информации о практике сотрудничества с ООО «АШАН».

Так, в адрес Омского УФАС России поступила жалоба ООО «Смак», в которой последнее указывает, что со стороны ООО «АШАН» в отношении ООО «Смак» создаются дискриминационные условия, а именно ООО «АШАН» отказывает в приемке товара, в связи с несоответствием товара необходимой температуре. Как указывает ООО «Смак» в письме, направленном в адрес ООО «АШАН», сотрудники торговой сети при приемке товара измеряют температуру внутри товара (заварные пирожные), протыкая коробку и товар щупом от электронного термометра. В случае несоответствия температуры внутри пирожного температуре, указанной на этикете, продукцию не принимают. Тогда как, температура, указанная на этикете, является температурой хранения товара, а не температурой самого изделия. В результате Обществом в адрес ООО «Смак» выставляются штрафы за недопоставку товара.

Согласно письменным пояснения ООО «АШАН» (вх. Омского УФАС России № 5923 от 21.07.2017) Общество обоснованно проверяет температуру товара при приемке товара и не принимает товар в случае обнаружения несоответствия. Общество ссылается на порядок и требования к приемке товара, установленные в единой процедуре VALM04PR «Приемка свежих продуктов».

Инспекция Омского УФАС России, проанализировав условия договора поставки № Н 13023 от 01.10.2015, заключенного Обществом с ООО Смак», пришла к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1.2 приложения № 6 «Контроль качества и безопасность товаров» к договору поставки № Н 13023 от 01.10.2015 поставщик гарантирует соблюдение установленного нормативной документацией в соответствии с законодательством РФ температурного режима и санитарных условий хранения товара при его доставке покупателям. Покупатели вправе при приемке товара проверить соблюдение поставщиком или его перевозчиком соответствующего температурного режима. В случае обнаружения несоблюдения температурного режима при доставке товара, товар считается некачественным и не подлежит приемке покупателем. Поставщик незамедлительно обязан вывезти такой некачественный товар. При этом поставщик несет ответственность за недопоставку товара.

Таким образом, из указанного условия договора поставки следует, что у поставщика (ООО «Смак») существует обязанность соблюдать температурный режим хранения товара при его доставке, а у покупателя право проверить соблюдение температурного режима при доставке товара, к примеру, проверить температуру в транспортном средстве, на котором осуществляется доставка товара.

Согласно представленной ООО «Смак» декларации соответствия – заварные пирожные с фруктовыми, молокосодержащими начинками хранятся в холодильных шкафах и камерах при температуре хранения 4+2˚ С.

Инспекция Омского УФАС России отмечает, что условиями договора поставки № Н 13023 от 01.10.2015 не предусмотрено право покупателя проверять температуру внутри упаковки, а также температуру самого изделия.

При таких обстоятельствах, учитывая доводы жалобы ООО «Смак», инспекция Омского УФАС России, приходит к выводу, что ООО «АШАН» создает ООО «Смак» препятствия в поставке товара, что недопустимо в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о торговле.

Учитывая вышеизложенное, инспекция Омского УФАС России, рассмотрев представленные для проведения проверки документы, на основании статьи 22, пункта 11 части 1 статьи 23, статьи 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» пришла к заключению о наличии в действиях ООО «АШАН» признаков нарушения статей 9, 13 Закона о торговле.

Копии документов, полученных инспекцией Омского УФАС России в ходе проведения плановой выездной проверки, хранятся в Омском УФАС России.

 

Акт составлен на 11-ти листах в 2 экз.

 

Прилагаемые к Акту № 09 от 26.06.2017 документы:

– копии документов, представленных ООО «Ашан» инспекции Омского УФАС России в ходе проверки на __ листах.

 

Прилагаемые документы являются материалами проверки и хранятся в Омском УФАС России.

 

Руководитель инспекции: <...>

 

Члены инспекции: <...>

 

<...>

 

<...>

С актом проверки ознакомлен, копию акта получил:

 

 

______________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Руководитель инспекции: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны