Определение б/н - от 16 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 055/01/17-1275/2020 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

 

16.12.2020                                                                                                                        г. Омск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области, рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 055/01/17-1275/2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее − Омское УФАС России) рассмотрено обращение прокуратуры Омской области (вх. № 11096э от 09.10.2020) о необходимости оценки фактов, изложенных в статье «Большой куш»: как финансовый спрут высасывает дорожный фонд Омской области», размещенной на сайте Город55 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 08.10.2020.

В указанной статье сообщается о действиях акционерного общества «Омскавтодор» (далее – АО «Омскавтодор», Общество), связанных с заключением в один день 22.04.2019 41 договора с единственным поставщиком – ООО «НЛК «Автострада» на поставку щебня на общую сумму более 31,8 млн. руб.

Омским УФАС России при рассмотрении указанных в статье фактов установлены следующие обстоятельства.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона о закупках. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (часть 3.2 статьи 3 Закона о закупках).

Омским УФАС России установлено, что Общество в своей закупочной деятельности руководствуется положением о закупке товаров, работ и услуг АО «Омскавтодор», утвержденным советом директоров АО «Омскавтодор» протоколом № 8 от 28.12.2018 (далее – Положение о закупке).

В статье 6 Положения о закупке установлены следующие способы закупок:

− путем проведения торгов (конкурентная закупка): открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме, запрос предложений, запрос предложений в электронной форме;

− без проведения торгов (неконкурентная закупка): у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Статьей 7 Положения о закупках регламентирован перечень случаев проведения закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 6 статьи 7 Положения о закупках Общество вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если осуществляется поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму не превышающую 800 000 рублей в рамках одного договора.

Установлено, что АО «Омскавтодор» на основании указанного пункта Положения о закупке 22.04.2019 заключен 41 договор на поставку щебня с ООО НЛК «Автострада»:

 

п/п

Номер договора

Фракция, мм

Сумма, рублей

1.

55/22/04/02-01

8-16

799 800

2.

55/22/04/02-02

8-16

799 800

3.

55/22/04/02-03

8-16

799 800

4.

55/22/04/02-04

8-16

799 800

5.

55/22/04/02-05

8-16

799 800

6.

55/22/04/02-06

8-16

799 800

7.

55/22/04/02-07

8-16

799 800

8.

55/22/04/02-08

8-16

799 800

9.

55/22/04/02-09

8-16

799 800

10.

55/22/04/02-010

8-16

241 800

11.

55/22/04/03-01

16-31,5

799 800

12.

55/22/04/03-02

16-31,5

799 800

13.

55/22/04/03-03

16-31,5

799 800

14.

55/22/04/03-04

16-31,5

799 800

15.

55/22/04/03-05

16-31,5

799 800

16.

55/22/04/03-06

16-31,5

651 000

17.

55/22/04/01-01

4-8

799 800

18.

55/22/04/01-02

4-8

799 800

19.

55/22/04/01-03

4-8

799 800

20.

55/22/04/01-04

4-8

799 800

21.

55/22/04/01-05

4-8

799 800

22.

55/22/04/01-06

4-8

799 800

23.

55/22/04/01-07

4-8

781 200

24.

55/22/04/04-01

20-40

798 972

25.

55/22/04/04-02

20-40

798 972

26.

55/22/04/04-03

20-40

798 972

27.

55/22/04/04-04

20-40

798 972

28.

55/22/04/04-05

20-40

798 972

29.

55/22/04/04-06

20-40

798 972

30.

55/22/04/04-07

20-40

798 972

31.

55/22/04/04-08

20-40

798 972

32.

55/22/04/04-09

20-40

798 972

33.

55/22/04/04-10

20-40

798 972

34.

55/22/04/04-11

20-40

798 972

35.

55/22/04/04-12

20-40

798 972

36.

55/22/04/04-13

20-40

798 972

37.

55/22/04/04-14

20-40

798 972

38.

55/22/04/04-15

20-40

798 972

39.

55/22/04/04-16

20-40

798 972

40.

55/22/04/04-17

20-40

798 972

41.

55/22/04/04-18

20-40

787 476

 

Общая сумма всех договоров составляет 32 040 000 рублей.

Из пояснений АО «Омскавтодор» следует, что Общество осуществляло закупки щебня способом «у единственного поставщика», в связи со срочностью проведения работ по ремонту автомобильных дорог.

Омское УФАС России считает, что срочная потребность в закупаемых товарах, в связи с чем, применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения, отсутствовала, и доводы Общества ни чем не обоснованны.

Принимая во внимание тождественность предметов договоров, временной интервал, в течение которого они были заключены, единую цель договоров, следует вывод, что данные закупки искусственно были раздроблены на сумму до 800 000 рублей по каждому договору, в целях формального соблюдения требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 7 Положения о закупках, и возможности ухода от конкурентных процедур.

Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до определенного положением о закупках ценового предела (в данном случае до 800 тысяч рублей каждая), было применено исключительно в целях их заключения с заранее определенным единственным поставщиком.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  • информационная открытость закупки равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам.

Проведение Обществом закупок на поставку щебня способом «у единственного поставщика» без проведения конкурентных процедур, что не обусловлено характером закупки (не доказана исключительность ее исполнения единственным поставщиком) и тогда как рынок поставки щебня является конкурентным товарным рынком, является нарушением принципов закупочной деятельности, установленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также может повлечь ограничение конкуренции по отношению к хозяйствующим субъектам, оказывающим аналогичные услуги.

При указанных обстоятельствах, в действиях АО «Омскавтодор» по проведению закупок на поставку щебня способом «у единственного поставщика» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

На основании изложенного издан приказ Омского УФАС России от 09.12.2020 № 256 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Обществом части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № 055/01/17-1275/2020 к рассмотрению на 24.12.2020 в 11:30 часов по адресу: 644010 город Омск, проспект Карла Маркса, дом 12 А, кабинет 203.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: АО «Омскавтодор» (ИНН 5507253537, ОГРН 1175543010532, юридический адрес: 644036, Омская область, город Омск, улица 1-я Казахстанская, дом 9)

3. АО «Омскавтодор» представить на заседание Комиссии – 24.12.2020 письменные мотивированные пояснения относительно фактов, изложенных в определении о назначении дела № 055/01/17-1275/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению.

Омское УФАС России сообщает, что в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», рассмотрение жалобы комиссией Омского УФАС России может быть осуществлено в отсутствие представителей сторон при наличии соответствующего ходатайства, направленного в антимонопольный орган заблаговременно.

Также в связи с эпидемиологической обстановкой с 1 апреля 2020 года Омское УФАС России предоставляет возможность удаленного рассмотрения жалоб.

Для организации дистанционного рассмотрения необходимо направить ходатайство (с приложением доверенности, паспорта представителя) о предоставлении возможности участия в рассмотрении жалобы путем видеоконференцсвязи (далее – ВКС) не позднее 1 рабочего дня перед днем рассмотрения жалобы по существу. В данном ходатайстве необходимо также указать адрес электронной почты представителя стороны, который будет принимать участие в рассмотрении жалобы, на который будет направлено приглашение в участии в ВКС.

С инструкцией для участников ВКС можно ознакомиться по ссылке: https://omsk.fas.gov.ru/news/20541.

 

 

 

Заместитель руководителя управления,

председатель Комиссии                                                                                              <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны