Решение б/н . от 14 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Решение 055/07/3-1106/2019

о признании жалобы обоснованной

 

13.01.2020                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…>– заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…>– начальника отдела контроля органов власти, заместителя  председателя Комиссии;

<…>главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона                               от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Стройком» (далее – ООО «Торговая компания «Стройком», Заявитель, Общество) на действия муниципального унитарного предприятия «Водоканал Омского муниципального района Омской области» (ИНН 5528031060) (далее – МУП «Водоканал» ОМР, Ответчик, Заказчик) при проведении закупки способом «у единственного поставщика» (извещение                            № 31908670990) (далее – закупка у единственного поставщика),

в отсутствие Заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению его жалобы,

при участии представителя МУП «Водоканал» ОМР в лице директора – <…>

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя от 26.12.2019 № 4                         (вх. от 26.12.2019 № 13088), который полагает, что Заказчиком были нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и Закона о защите конкуренции при проведении закупки у единственного поставщика.

Заявитель указывает, что размещенные на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт) извещение о закупке у единственного поставщика, утвержденное директором МУП «Водоканал» ОМР (далее – Извещение), документация о закупке у единственного поставщика (заключение договора на поставку угля), утвержденная директором МУП «Водоканал» ОМР (далее – Документация о закупке), не отражают предмет контракта, его спецификацию, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика, требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, место, условия, сроки (периоды) поставки товара, форму, сроки и порядок оплаты товара, порядок формирования цены договора (цены лота), а также порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений Документации о закупки.

Также Заявитель указывает на нарушения требований Закона о защите конкуренции ввиду избрания Заказчиком способа закупки – закупку у единственного поставщика, что влечет за собой ограничение конкуренции.

На основании изложенного, ООО «Торговая компания «Стройком» просит провести проверку действий МУП «Водоканал» ОМР по проведению закупки у единственного поставщика, признать закупку у единственного поставщика и договор, заключенный по итогам такой закупки, недействительными, обязать Заказчика рассмотреть закупку у единственного поставщика с соблюдением норм действующего законодательства.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 27.12.2019 № 05-13831 МУП «Водоканал» ОМР представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе ООО «Торговая компания «Стройком», а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов (вх. Омского УФАС России от 09.01.2020 № 50, 10.01.2020 № 116).

На заседании Комиссии 13.01.2020 представитель Заказчика с доводами жалобы ООО «Сфера» не согласился и пояснил следующее.

В соответствии с пунктом 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливается положением о закупке.

Согласно пункту 6 статьи 7 положения о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения деятельности муниципального унитарного предприятия «Водоканал Омского муниципального района Омской области, утвержденного директором МУП «Водоканал» ОМР 15.11.2018 (в редакции от 15.11.2018) (далее – Положение о закупках), заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если осуществляется поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия (нижний порог размера крупной сделки для предприятия по одной сделке (одному договору), а именно: 600 000 рублей.

По указанному основанию Заказчиком была проведена закупка способом «у единственного поставщика» – ООО «Русмар» и заключен контракт на сумму 596 850,00 рублей ( в том числе НДС – 99 475, 00 рублей).

Таким образом, представитель Ответчика считает, что закупка у единственного поставщика была осуществлена правомерно, с соблюдением норм действующего законодательства и Положения о закупках.

На основании изложенного, представитель Ответчика просил признать жалобу                ООО «Торговая компания «Стройком» необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте, Комиссией установлено, что 17.12.2019 в единой информационной системе                 МУП «Водоканал» ОМР разместило Извещение, а также Документацию о закупке (извещение № 31908670990).

Согласно проколу заседания единой комиссии по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей для заключения контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд муниципального унитарного предприятия «Водоканал Омского муниципального района Омской области» о заключении договора с единственным поставщиков от 17.12.2019 обоснованием невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщиков являлась необходимость обеспечения безопасной и бесперебойной работы объектов теплоснабжения для проведения отопительного сезона 2019-2020 г.г., котельных, находящихся в ведении МУП «Водоканал» ОМР. Единой комиссией для заключения договора поставки угля избран поставщик ООО «Русмар», с которым заключен контракт   № 20П-16/12/2019 от 17.12.2019 на сумму 596 850,00 рублей, в том числе НДС 20 % ­ 99 475,00 рублей.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителя Заказчика, Комиссия признала жалобу частично обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев первый довод жалобы Заявителя об отсутствии в Извещении, Документации о закупке полной информации о предмете закупки, установила следующее.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

При проведении закупки Заказчик должен был руководствоваться Положением о закупках.

В соответствии со статьей 11 Положения о закупках информация о закупках, в том числе извещение о проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, о закупке у единственного поставщика, конкурсная документация, документация об аукционе, документация о проведении запроса котировок, документация о проведении запроса предложений, документация о закупке у единственного поставщика, проекты контрактов, изменения, вносимые в такие извещения и документации, разъяснения положений таких документаций, протоколы, составляемые в ходе закупок, положение о закупках, план закупок товаров, работ, услуг, отчет о проведенных закупках товаров, работ, услуг, размещаются в ЕИС.

Главой 8 Положения о закупках «Закупка у единственного поставщика» регламентирован необходимый перечень сведений, который должно содержать извещение о закупке у единственного поставщика, а также документация о закупке у единственного поставщика (статья 66 Положения о закупке).

Так, согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 66 Положения о закупках извещение о закупке у единственного поставщика должно содержать в том числе, предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Документация о закупке у единственного поставщика должна содержать требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (подпункт 3 пункта 3 статьи 66 Положения о закупках).

Извещение о закупке и документация о закупке у единственного поставщика разрабатывается и размещается организатором торгов в ЕИС (официальный сайт) ранее дня заключения соответствующего контракта (договора) (пункт 1 статьи 66 Положения о закупках).

Проанализировав представленные Обществом Документацию о закупках, Извещение, сопоставив их с информацией, размещенной на официальном сайте (извещение  № 31908670990), Комиссия Омского УФАС России установила, что в Извещении и Документации о закупке, размещенных 17.12.2019 в ЕИС, указан лишь предмет контракта, а именно: поставка угля. В указанных документах (Извещение, Документация о закупке) отсутствует описание предмета закупки, в частности, количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, требования о его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Комиссией Омского УФАС России установлено, что на официальном сайте спецификация на поставку угля (приложение № 1 к контракту), в которой имеется описание предмета контракта, общие требования к поставляемому товару, а также место поставки товара, размещена Заказчиком на официальном сайте только 08.01.2020.

Таким образом, действия Заказчика в части отсутствия полного, как того требует Положение о закупках, описания предмета закупки у единственного поставщика, являются нарушением требований статьи 66 Положения о закупках.

В связи с чем, Комиссия Омского УФАС России, вышеуказанный довод Заявителя считает обоснованным.

Действия Заказчика, выразившиеся в ненадлежащем описании в Извещении предмета закупки у единственного поставщика, нарушающие статью 66 Положения о закупках, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Коап РФ).

Относительно довода жалобы ООО «Торговая компания «Стройком» об отсутствии в документации информации о порядке предоставления участникам закупки разъяснений положений закупочной документации, Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно подпункту 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно статьи 2 Положения о закупках под закупкой у единственного поставщика понимается закупка, при которой заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (подрядчику, исполнителю), без проведения процедур торгов, установленных Положением о закупках.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Таким образом, исходя из положений Федерального законодательства, размещение информации о разъяснении документации о закупке способом «у единственного поставщика» – не предусмотрено.

На основании вышеизложенного, рассматриваемый довод заявителя Комиссия считает, необоснованным.

В части довода Заявителя о том, что действия МУП «Водоканал» ОМР при проведении закупки у единственного поставщика привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, Комиссия Омского УФАС России сообщает, что указанный довод не может быть рассмотрен в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, поскольку рассмотрение дел по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции осуществляется антимонопольным органом в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания  предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Комиссией установлено, что неразмещение полной информации о предмете закупки у единственного поставщика не могло повлиять на права и законные интересы иных лиц, поскольку при проведении такой закупки Заказчик самостоятельно предлагает заключить контракт одному поставщику (подрядчику, исполнителю) без проведения конкурентных процедур.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной в части жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Стройком» на действия муниципального унитарного предприятия «Водоканал Омского муниципального района Омской области» (ИНН 5528031060) при проведении закупки способом «у единственного поставщика» (извещение № 31908670990).

2. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

3. Передать материалы дела № 055/07/3-1106/2019 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

4. Передать материалы дела № 055/07/3-1106/2019 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Водоканал Омского муниципального района Омской области» статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

5. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России                         от 27.12.2019 № 05-13831.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                             <…>

Члены Комиссии                                                                                           <…>

<…>                                                                                                                                         

                                                                                                                             <…>

                                                                                                                                    <…>

      А<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны