Решение б/н Нарушение требований статьи 8 Федерального закона от 13.03.2... от 12 мая 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 055/05/8-324/2022
12 мая 2022 года город Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – <…>, врио заместителя руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии: <…>,
рассмотрев дело № 055/05/8-324/2022 по признакам нарушения Митрошиным Валерием Станиславовичем (далее - В.С. Митрошин) требований статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствие <…>, извещенного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Омским УФАС России 03.03.2022 выявлен факт распространения на рекламной конструкции, установленной на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Омск, пр. К. Маркса, д. 18/1, рекламы следующего содержания: «PIZZA & ПУРИ БИСТРО ДОСТАВКА И ЗАКАЗ <…>».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пункт 3 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» содержит определение товара, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по дистанционной продаже и доставке товаров (пицца, пури).
При этом указанная реклама была распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
В силу части 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Аналогичное определения продажи товаров дистанционным способом даны в статье 26.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В соответствии с частями 1-3 статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
- договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами;
- продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора;
- потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара.
Порядок продажи товаров дистанционным способом регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила продажи товаров дистанционным способом). В соответствии с пунктом 19 Правил продажи товаров дистанционным способом юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать полное фирменное наименование (наименование), основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона.
Как следует из рассматриваемой рекламы ознакомление с товарами (пицца, пури) происходит по телефону. Соответственно, решение о выборе конкретного товара из представленного ассортимента и совершении покупки покупатель принимает до оформления заказа, его доставки и оплаты, таким образом, у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо его образцом, что является дистанционным способом продажи.
Согласно требованиям статьи 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
На момент фиксации информация о продавце, реализующем свои товары дистанционным способом, в рассматриваемой рекламе отсутствовала.
На запрос Омского УФАС России ООО «Т2 Мобайл» была представлена информация, согласно которой указанный в рекламе абонентский номер <…> выделен <…> на основании договора об оказании услуг связи от 16.12.2021 б/н.
В пояснениях <…> указано следующее: «…абонентский номер <…> зарегистрирован на мое имя, кроме того реклама услуг осуществляется в моих интересах, что влечет за собой нарушение законодательства в части рекламы, вину свою полностью признаю, в кратчайшие сроки баннер содержащий вышеуказанные сведения будет демонтирован».
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных статей 8 Федерального закона «О рекламе».
Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», <…> является и рекламодателем, и рекламораспространителем.
Определением Омского УФАС России от 13.04.2022 в отношении <…> возбуждено дело № 055/05/8-324/2022 по признакам нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе».
Рассмотрев материалы дела, с учетом письменных пояснений <…>, Комиссия пришла к выводу о нарушении <…> требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе» при распространении на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Омск, пр. К. Маркса, д. 18/1, наружной рекламы товаров (пицца, пури) при дистанционном способе их продажи.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.
В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Учитывая, что в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется, что подтверждается актом осмотра от 12.05.2022, Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче <…> предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу: «PIZZA & ПУРИ БИСТРО ДОСТАВКА И ЗАКАЗ +7-950-786-99-20», распространенную <…> 03.03.2022 на рекламной конструкции, установленной на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Омск, пр. К. Маркса, д. 18/1, ненадлежащей, нарушающей требования статьи 8 Федерального закона «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…> не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 13.05.2022.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии: <…>