Решение б/н - от 12 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 055/01/17-625/2019

 

12 ноября 2019 года                                                                                              город Омск

 

Резолютивная часть решения оглашена  28.10.2019

В полном объеме решение изготовлено  12.11.2019

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев дело № 055/01/17-625/2019 по признакам нарушения некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов»   (ИНН 5503239348, ОГРН 1125543062072, юридический адрес: ул. Краснофлотская, д. 24,  г. Омск, 644043) (далее – РФКР МКД, Фонд, Ответчик) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании представителя РФКР МКД – <...> (доверенность № 33 от 01.04.2019, личность удостоверена паспортом);

в отсутствие на заседании представителей прокуратуры Омской области, регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в Омской области (далее – ОНФ), надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела по существу,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) от 15.05.2019 № 116 инспекцией Омского УФАС России проведена внеплановая документарная проверка в отношении РФКР МКД.

Предметом проводимой проверки являлось рассмотрение фактов, изложенных в статье «Признаки коррупциофондности», размещенной на сайте KVnews.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 17.04.2019, поступившей из прокуратуры Омской области (вх. Омского УФАС России от 15.05.2019 № 4785), на наличие признаков нарушения Закона о защите конкуренции в действиях РФКР МКД.

По мнению автора статьи, действия РФКР МКД, выразившиеся в укрупнении лота при проведении аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, с начальной ценой договора 72,2 млн. руб. привели к ограничению числа участников аукциона. Как указывает автор статьи, около 80 % строительных организаций, имеющих право принимать участие в аукционах, проводимых Фондом, являются малыми или микропредприятиями, с первым уровнем ответственности члена саморегулируемой организации (далее – СРО), то есть с разрешенным объемом работ по договорам до 60 млн. руб. Таким образом, принимать участие в аукционах с начальной ценой договора свыше 60 млн. руб. данные организации не могут.

Инспекцией Омского УФАС России по результатам внеплановой документарной проверки в действиях РФКР МКД установлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В Омское УФАС России также поступило заявление ОНФ (вх. Омского УФАС России № 4446 от 30.04.2019), указывающее на признаки нарушения РФКР МКД антимонопольного законодательства, изложенные в статье «Признаки коррупциофондности».

ОНФ считает, что практика укрупнения лотов Фондом при проведении конкурсных процедур влечет сокращение числа строительных организаций, включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций, которые могут принимать участие в таких процедурах, поскольку не имеют соответствующего уровня ответственности СРО.

Приказом руководителя Омского УФАС России от 24.07.2019 № 173 возбуждено дело № 055/01/17-625/2019 в отношении РФКР МКД по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 055/01/17-625/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 25.07.2019 к участию в рассмотрении дела привлечены: прокуратура Омской области (заявитель),                        ОНФ (заявитель), РФКР МКД (ответчик).

При рассмотрении дела, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссией Омского УФАС России выносились определения об отложении рассмотрения дела от 07.08.2019, 30.08.2019, 23.09.2019, 07.10.2019.

 

2. По запросам Омского УФАС России, а также во исполнение определения о назначении дела № 055/01/17-625/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению РФКР МКД в материалы настоящего дела представлены письменные пояснения (вх. № 8136 от 09.08.2019, вх. № 8820 от 27.08.2019, вх. № 9526 от 19.09.2019, вх. № 9559 от 20.09.2019, вх. № 9994 от 04.10.2019), а также копии следующих документов:

  • Устава РФКР МКД;
  • извещения о проведении электронного аукциона № 2019/037/ЭА;
  • документации об электронном аукционе № 2019/037/ЭА от 05.04.2019;
  • заявок ООО «ТриАлСтрой», ООО «НПО «Глобал ГИС»;
  • протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 2019/037/ЭА от 26.04.2019;
  • протокола проведения электронного аукциона № РТС255А190004 от 29.04.2019;
  • договора о проведении капитального ремонта № 2019/037/ЭА от 17.05.2019;
  • карты расположения объектов;
  • протокола рассмотрения заявок № 2019/032/ЭА от 19.03.2019;
  • протокола рассмотрения заявок № 2019/041/ЭА от 15.05.2019;
  • протокола проведения электронного аукциона № РТС255А190009 от 20.05.2019;
  • снимки с экрана компьютера с сайта zakupki.gov.ru;
  • постановления Администрации города Омска от 15.04.2019 № 307-п «Об организации гостевых маршрутов в городе Омске»;
  • писем РФКР МКД № 6569 от 04.09.2019, № 03/948 от 19.02.2019;
  • перечня поручений по итогам совещания по подготовке и проведению XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств в городе Омске в 2019 (ИСХ-19/ГБ-93/01 от 24.01.2019);
  • писем Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области № ИСХ-19/МСЖК-1923 от 15.02.2019, № ИСХ-19/МСЖК-3501 от 25.03.2019;
  • реестра многоквартирных домов, по капитальному ремонту крыш и фасадов многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевых маршрутов;
  • письма Администрации города Омска Исх-ДГХ/01-11/645/1 от 01.03.2019.

В письменных пояснениях Ответчик указывает, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

В рассматриваемом случае действия РФКР МКД не привели к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Фонд считает, что любая подрядная организация, соответствующая федеральным требованиям для производства строительно-монтажных работ, до окончания срока приема заявок могла обеспечить себе право участвовать в конкурентной процедуре путем увеличения уровня ответственности СРО и передачи соответствующей информации в орган по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении.

То обстоятельство, что не каждая организация имеет второй уровень ответственности СРО, не означает, что для этих организаций создаются препятствия в выполнении работ по капитальному ремонту. Принятие участия в конкурентной процедуре зависит от желания самого участника, который может заблаговременно разрешить вопрос по увеличению уровня ответственности СРО.

Таким образом, невозможность участия в торгах неопределенного круга лиц не связана с неправомерными действиями РФКР МКД, а с возможностями самих потенциальных участников.

Фонд считает, что формирование лотов при проведении электронного аукциона не привело и не могло привести к ограничению конкуренции. Представленные в материалы дела ответы подрядных организации на запросы Омского УФАС России не являются надлежащими доказательствами возможного участия этих лиц в конкурентной процедуре, в случае проведения электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой договора менее 60 млн. руб.

РФКР МКД указывает, что в реестр квалифицированных подрядных организаций Омской области по предмету электронного аукциона «Оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов» включено 116 организаций, в том числе, в отношении трех организаций (ООО «Экостроймонтаж», ООО «Инстрой», ООО «ЦКМ «АСК») запись внесена дважды. Итого 113 подрядных организаций. Первый уровень ответственности СРО имеют 96 подрядных организаций.

В материалах дела присутствуют ответы 21 подрядной организации, полученные Омским УФАС России в рамках внеплановой проверки, которые указали на нарушение их прав при проведении электронного аукциона № 2019/037/ЭА. При этом из тех, кто ответил на запрос:

  • 9 подрядных организаций не преследовали цель принимать участие в торгах, так как с момента включения в реестр квалифицированных подрядных организаций Омской области участия в конкурентных процедурах не принимали;
  • 3 подрядные организации не заключали договоры с декабря 2017 года;
  • ООО «СК «Сириус» взяты и не исполнены обязательства на 55,8 млн. руб. (только по результатам конкурентных процедур инициированных РФКР МКД), а также 4 подрядные организации заключили договоры и не исполнили договоры на уровне до 50 % от уровня ответственности СРО;
  • договоры с ООО «ПСК «Вектор» и ООО «ПСТ» находятся в стадии одностороннего расторжения.

Таким образом, по мнению Фонда, в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие об ограничении конкуренции РФКР МКД.

В части принципа формирования лота электронного аукциона № 2019/037/ЭА Ответчик отмечает следующее.

Постановлением Администрации города Омска от 15.04.2019 № 307-п «Об организации гостевых маршрутов в городе Омске» в целях туристического осмотра города Омска, приема делегаций, посещающих город Омск с официальными визитами, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Омска, утвержден перечень гостевых маршрутов в городе Омске.

В соответствии с решениями, принятыми по результатам совещания по вопросу проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на «гостевом маршруте», связанного с подготовкой XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана, с участием глав государств, РФКР МКД поручено разработать предложения по реализации мероприятий, связанных с выполнением капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на «гостевом маршруте».

Многоквартирные дома, составляющие лот электронного аукциона с извещением   № 080050000061900039, расположенные по адресам: ул. Красный Путь, д. 28 б, 79, 151;  ул. Ленина, д. 6, 24; ул. Иртышская Набережная, д. 19, 25, 39; пр. Карла Маркса, д. 52;     ул. Транссибирская, д. 25, находятся на центральных магистралях города Омска, входящих в «гостевой маршрут». Включение в лот многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. 10 лет Октября, д. 138, связано с поступлением в РФКР МКД обращения Администрации города Омска о необходимости проведения капитального ремонта фасада, в связи с многочисленными жалобами собственников помещений.

Кроме этого, ввиду отсутствия интереса подрядных организаций к выполнению работ по капитальному ремонту инженерных сетей по результатам строительного сезона 2018 года указанный лот был также дополнен многоквартирными домами, расположенными по адресам: ул. Бархатовой, д. 7; 50 лет Профсоюзов, д. 109 А, ранее конкурсы по которым не состоялись.

Таким образом, РФКР МКД считает, что выбранный принцип формирования предмета закупки соответствует его потребностям и не противоречит действующему законодательству.

Фонд также обращает внимание, что формирование лотов свыше 60 млн. руб. является общепринятой практикой в разных субъектах Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, Ответчик считает, что нормы действующего законодательства им не нарушены.

 

3. Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела № 055/01/17-625/2019 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции регламентированы положениями Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что настоящий Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 1.2 Устава РФКР МКД (редакция № 5), утвержденного протоколом Совета РФКР МКД от 17.05.2018 № 63, Фонд является специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, – региональным оператором.

Частью 3 статьи 178 Жилищного кодекса Российской федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора является, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Частью 1.1 статьи 180 ЖК РФ установлено, что закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 статьи 180 ЖК РФ, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 3 статьи 182 ЖК РФ к выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно части 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 статьи 182 ЖК РФ, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – Положение № 615).

По результатам предварительного отбора среди подрядных организаций или индивидуальных предпринимателей органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, формируется реестр квалифицированных подрядных организаций, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона.

В соответствии с указом Губернатора Омской области от 18.04.2019 № 57 с 29.06.2019 ведение реестра квалифицированных подрядных осуществляет Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, ранее ведение указанного реестра на территории Омской области входило в полномочия Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Из пункта 23 Положения № 615 следует, что для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций участник предварительного отбора должен, в том числе быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 17 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства – некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

– наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;

– если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 ГрК РФ договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена СРО).

Из пункта 63 Положения № 615 следует, что в реестр квалифицированных подрядных организаций включается, в том числе информация о предмете электронного аукциона, по которому подрядная организация может принимать участие в электронном аукционе, а также сведения о начальной (максимальной) цене договора при проведении электронного аукциона, в котором может принять участие подрядная организация, равной предельному размеру обязательств участника предварительного отбора по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым такой участник предварительного отбора, как член СРО, внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 ГрК РФ.

Комиссией установлено, что реестр квалифицированных подрядных организаций Омской области, сформированный Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по результатам проведенных предварительных отборов подрядных организаций, содержит 196 организаций. По предмету электронного аукциона «Оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов» в данный реестр включено 113 подрядных организаций, из которых 97 организаций или 85,9% имеют первый уровень ответственности СРО.

В соответствии с пунктом 3 Положения № 615 одним из принципов привлечения подрядных организаций является создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов.

Согласно пункту 79 Положения № 615 заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Из пунктов 102 и 103 Положения № 615 следует, что подать заявку на участие в электронных аукционах может только лицо, прошедшее аккредитацию на электронной площадке, и включенное в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации, предоставившие обеспечение заявки на участие в электронном аукционе.

Согласно пункту 103 Положения № 615 участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации, по соответствующим предмету электронного аукциона и начальной (максимальной) цене договора.

Подпунктом «д» пункта 157 Положения установлено, что заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе в случае превышения значения начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации об электронном аукционе, над значением начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций.

Иными словами, подрядные организации, имеющие первый уровень ответственности СРО (предельный размер обязательств по договорам не должен превышать 60 000 000 рублей), в электронных аукционных на право выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов с начальной (максимальной) ценой договора свыше 60 000 000 рублей участвовать не вправе.

Комиссией установлено, что 05.04.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru РФКР МКД размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области (идентификационный номер <...> /037/ЭА, номер извещения в ЕИС 080050000061900039) (далее – Электронный аукцион).

В соответствии с пунктом 2 раздела II документации об Электронном аукционе участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций Омской области и предоставивший обеспечение заявки на участие в электронном аукционе, вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых региональным оператором, по соответствующему предмету электронного аукциона и начальной (максимальной) цене договора.

Согласно приложению № 2 к документации об Электронном аукционе в состав лота включено 13 многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам:

 

п/п

Адрес МКД

Конструктив

1

г. Омск, ул. Красный Путь, д. 79

фасад

2

г. Омск, ул. Ленина, д. 6

крыша

3

г. Омск, ул. Иртышская Набережная, д. 39

крыша

4

г. Омск, ул. Иртышская Набережная, д. 19

крыша

5

г. Омск, ул. Красный Путь, д. 151

фасад

6

г. Омск, ул. Бархатовой, д. 7

инженерные системы теплоснабжения, водоснабжения, канализации и автоматизированный тепловой узел

7

г. Омск, ул. 50 лет Профсоюзов д. 109 а

инженерные системы электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации, узел учета ХВС, автоматизированный тепловой узел

8

г. Омск, пр. Карла Маркса, д. 52

крыша

9

г. Омск, ул. Транссибирская, д. 25, корпус 2

крыша

10

г. Омск, ул. Красный Путь, д. 28 б

крыша

11

г. Омск, ул. Ленина, д. 24

крыша

12

г. Омск, ул. Иртышская Набережная, д. 25

крыша

13

г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 138

фасад

 

В соответствии с пунктами 12, 15, 16 информационной карты документации об электронном аукционе начальная (максимальная) цена договора – 72 281 315 рублей 43 копейки, в том числе НДС 20%. Размер обеспечения заявки на участие в Электронном аукционе составлял 1 445 626 рублей 31 копейка. Размер обеспечения исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта составлял 7 228 131 рубль 54 копейки.

Согласно протоколу рассмотрения заявок № 2019/037/ЭА от 26.04.2019 на участие в Электронном аукционе поступило две заявки: ООО «ТРИАЛСТРОЙ», ООО «НПО «Глобал ГИС».

Из протокола проведения электронного аукциона № РТС255А190004 от 29.04.2019 следует, что во время проведения Электронного аукциона было подано единственное ценовое предложение о цене договора о проведении капитального ремонта – ООО «ТРИАЛСТРОЙ», составляющее 71 919 908 рублей 85 копеек, с которым заключен договор о проведении капитального ремонта № 2019/037/ЭА от 17.05.2019.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Упомянутой нормой установлен запрет на любые действия при проведении торгов (перечень нарушений, указанных в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не носит исчерпывающий характер), которые не только ограничили, но и могут ограничить конкуренцию (формальный состав нарушения).

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Для квалификации действий РФКР МКД при проведении Электронного аукциона, как нарушающих антимонопольное законодательство, антимонопольный орган обязан установить, что действия данных лиц приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В процессе проведения внеплановой документарной проверки Омским УФАС России были направлены запросы (исх. № 05-6528 от 19.06.2019) подрядным организациям, включенным Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в реестр квалифицированных подрядных организаций, в которых поставлены следующие вопросы:

  • имеет ли цель подрядная организация, включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций, участвовать в аукционах, проводимых РФКР МКД по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области;
  • считает ли подрядная организация, что действия РФКР МКД по укрупнению лота (13 многоквартирных домов) привели к устранению конкуренции, поскольку подрядная организация, имеющая первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации (предельный размер обязательств по договорам не должен превышать 60 000 000 рублей), при наличии желания не смогла бы принять участие в Электронном аукционе.

В ответ на запрос Омского УФАС России в антимонопольный орган поступили ответы следующих хозяйствующих субъектов, включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих первый уровень ответственности СРО:  ООО «Стройкомп» (ИНН 6674242046), ПК «Монолит» (ИНН 5536010000), ООО «Кура»  (ИНН 5451202390), ООО «ПСТ» (ИНН 7813484495), ООО «Трестстрой-2000»  (ИНН 5504117769), ООО «ПСК «Вектор» (ИНН 5505216970), ООО «Любиноагрострой» (ИНН 5519005419), ООО «Каскад» (ИНН 5505001076), ООО «Промсервис» (ИНН 5501179534), ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» (ИНН 5528201561), ООО «Фордевинд» (ИНН 5503174732), ООО «Ремонтно-строительное управление №3+» (ИНН 5501080711), ООО «АДМ» (ИНН 5504242400), ООО «Рэдианс» (ИНН 5503237742), ООО «Термолюкс» (ИНН 5507186739), ООО «ПКФ «Термо» (ИНН 5503174323), ООО «Крост» (ИНН 7733732008), ООО «Сириус» (ИНН 5506096063), ООО «СтройТехИнвест» (ИНН 5535009442), ООО «ПСП «Новый быт» (ИНН 5504205990), ООО «СК «Сириус» (ИНН 5501213961). Указанные подрядные организации сообщили в антимонопольный орган о том, что действия РФКР МКД по укрупнению лота привели к устранению конкуренции, поскольку подрядная организация, имеющая первый уровень ответственности СРО, при наличии желания не смогла принять участие в Электронном аукционе.

При рассмотрении дела № 055/01/17-625/2019 Омским УФАС России направлены дополнительные запросы организациям, включенным в реестр квалифицированных подрядных организаций Омской области, имеющим первый уровень ответственности СРО (97 организаций) (исх. № 05-9595 от 21.08.2019). Помимо вышеобозначенных вопросов, Омское УФАС России просило также указать совокупный размер обязательств, взятых подрядной организацией по договорам строительного подряда, на момент объявления Электронного аукциона.

В Омское УФАС России поступило 23 ответа подрядных организаций, из которых 15 организаций считают, что действия РФКР МКД по укрупнению лота при проведении Электронного аукциона привели к устранению конкуренции, такие подрядные организации как: ООО «Атлантис-2008» (ИНН 5501215221), ООО СМК «Альянсстрой» (ИНН 5504150565), ООО ТСК «Лидер» (ИНН 5509007150), ООО «Каскад» (ИНН 5505001076), ООО «Малахит» (ИНН 5534009753), ООО «ПСТ» (ИНН 7813484495), ПК «Монолит» (ИНН 5536010000), ООО «Губерния» (ИНН 5503243175), ООО «Сириус» (ИНН 5506096063), ООО «Термолюкс» (ИНН 5507186739), ООО «Ремонтно-строительное управление №3+» (ИНН 5501080711), ООО «Стройучасток-1» (ИНН 5510008260), ООО ПК «Модуль» (ИНН 5501009042), ООО «ПСП «Новый быт» (ИНН 5504205990), ООО «Сервистрейд» (ИНН 5507234654). При этом, некоторые организации также сообщили, что на момент объявления Электронного аукциона не имели обязательств по договорам строительного подряда, так как были намерены участвовать в аукционах, проводимых РФКР МКД.

Доводы Фонда о том, что представленные в материалы дела ответы подрядных организаций, указывающие на нарушение прав данных хозяйствующих субъектов при проведении Электронного аукциона, являются ненадлежащими доказательствами возможного участия данных лиц в торгах, в случае проведения электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой договора менее 60 000 000 рублей, не могут быть приняты Комиссией во внимание ввиду следующего.

При размещении закупки Фонд наделен правом самостоятельного формирования лотов. Вместе с тем, Комиссия считает, что при формировании лотов Ответчик обязан учитывать, что подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Положения № 615 в части обеспечения равных условий для участников электронных аукционов, гарантий по реализации их права на участие в торгах.

На момент объявления Электронного аукциона – 05.04.2019 все вышеперечисленные подрядные организации, которые направили ответы на запросы Омского УФАС России, находились в реестре квалифицированных подрядных организаций Омской области, сформированном Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по результатам проведенных предварительных отборов подрядных организаций. В силу пункта 103 Положения № 615 данные подрядные организации могли принять участие в указанном электронном аукционе в случае формирования Фондом лотов в размере, позволяющем хозяйствующим субъектам, имеющим первый уровень ответственности СРО, подавать заявки на участие в электронном аукционе.

Комиссия считает, что Фондом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что вышеперечисленные подрядные организации не преследовали цель принимать участие в электронных аукционах проводимых РФКР МКД. Напротив, имеющиеся в материалах настоящего дела ответы подрядных организаций свидетельствуют об обратном.

Согласно пункту 78 Положения № 615 заказчик вправе объединить в один предмет закупки несколько объектов в случае наличия одного из следующих условий:

  • одинаковые виды услуг и (или) работ на различных объектах;
  • территориально близкое расположение объектов, которое позволяет экономично располагать временные здания и сооружения для размещения строительных материалов и обустройства бытовых условий для рабочего персонала подрядных организаций, экономить на вывозе строительного мусора и завозе строительных материалов;
  • функциональная связанность услуг и (или) работ на объектах.

Документацией Электронного аукциона предусмотрены следующие виды работ: капитальный ремонт фасадов; капитальный ремонт крыш; капитальный ремонт инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации.

При этом некоторые объекты, например, расположенные по адресам: г. Омск, ул. Бархатовой, д. 7; г. Омск, ул. 50 лет Профсоюзов д. 109 а; г. Омск, ул. Транссибирская, д. 25, корпус 2, территориально отдалены друг от друга.

Несмотря на то, что состав работ связан с проведением капитального ремонта, укрупнение лота Электронного аукциона произошло за счет включения в него большого количества многоквартирных домов.

Довод Ответчика о том, что объединение такого количества многоквартирных домов связано с их расположением на «гостевом маршруте», Комиссия находит необоснованным. Полагает, что расположение многоквартирных домов на «гостевом маршруте» не освобождает заказчика от соблюдения принципа обеспечения конкуренции при проведении аукциона. РФКР МКД не привело доказательств, свидетельствующих о невозможности проведения аукциона, разбив его на несколько лотов, включив в состав лотов многоквартирные дома, расположенные по пути следования «гостевого маршрута».

Довод Фонда о том, что формирование лотов свыше 60 000 000 рублей является общепринятой практикой в разных субъектах Российской Федерации не может быть принят во внимание Комиссией ввиду следующего.

На территории Омской области по результатам предварительных отборов среди подрядных организаций или индивидуальных предпринимателей уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сформирован реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.

Оценивая действия Фонда на предмет наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства при проведении Электронного аукциона, Комиссия исходит из конкретных обстоятельств, установленных по данному делу, в связи с чем, Комиссией может быть дана оценка действиям, связанным с укрупнением лота, совершенным исключительно на территории Омской области.

Практика формирования лотов региональными операторами иных субъектов Российской Федерации не относится к рассмотрению настоящего дела.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Омским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке работ по капитальному ремонту имущества многоквартирных домов на территории Омской области (при участии регионального оператора).

По результатам проведения анализа состояния конкуренции установлено следующее.

Временной интервал исследования определен периодом с 05.04.2019 по 30.09.2019.

Объединение работ по 13 объектам при проведении электронного аукциона (идентификационный номер <...> /037/ЭА) на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах привело к увеличению начальной (максимальной) цены договора до 72,2 млн. руб., которая превышает предельный размер обязательств по договорам для 97 подрядных организаций, состоящих в реестре, что составляет 85,9 % от общего числа подрядных организаций в указанном реестре.

После ознакомления с заключением об обстоятельствах дела № 055/01/17-625/2019 от 07.10.2019 письменных возражений прокуратуры Омской области, ОНФ, а также   каких-либо дополнительных доказательств не представлено.

24.10.2019 от РФКР МКД поступили письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела № 055/01/17-625/2019 (вх. Омского УФАС России № 10698), в которых Фонд выражает свое несогласие с заключением.

На основании изложенного, Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дела № 055/01/17-625/2019, учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу о наличии в действиях РФКР МКД, при проведении электронного аукциона по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (идентификационный номер <...> /037/ЭА, номер извещения в ЕИС 080050000061900039), выразившихся во включении в состав одного лота 13-ти многоквартирных домов, с разным составом (конструктивом) работ, что привело к увеличению начальной (максимальной) цены договора до 72 281 315 рублей 43 копеек, и тем самым ограничило возможность для 85,9 % подрядных организаций, состоящих в реестре квалифицированных подрядных организаций, принять участие в данном электронном аукционе, нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Учитывая положения части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Учитывая, что договор № 2019/037/ЭА от 17.05.2019, заключенный по результатам Электронного аукциона, находится в стадии исполнения, Комиссия не находит оснований для выдачи РФКР МКД предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ИНН 5503239348, ОГРН 1125543062072, юридический адрес: ул. Краснофлотская, д. 24, г. Омск, 644043), при проведении электронного аукциона по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (идентификационный номер <...> /037/ЭА, номер извещения в ЕИС 080050000061900039), выразившиеся во включении в состав одного лота 13-ти многоквартирных домов, с разным составом (конструктивом) работ, что привело к увеличению начальной (максимальной) цены договора до 72 281 315 рублей 43 копеек, и тем самым ограничило возможность для 85,9 % подрядных организаций, состоящих в реестре квалифицированных подрядных организаций, принять участие в данном электронном аукционе, нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела № 055/01/17-625/2019, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не имеется.

3. Основания для выдачи предписания, предусмотренные статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

4. Материалы дела № 055/01/17-625/2019 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                                      <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                                <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны