Решение б/н Дело №05/22-09 в отношении Администрации Большереченского го... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

28 января 2010 г.

г. Омск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

В.А. Кабаненко - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

Г.В. Лаптевой - начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Ю.В. Стоговой - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Е.Ю. Дынько - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Н.П. Лаптевой - старшего специалиста 3 разряда отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

в присутствии

от ответчика - Администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области (далее - Администрация) - Главы Администрации р.п. Большеречье Игоря Геннадьевича Васькова (удостоверение № 60 выдано 06.06.2005 г.),

в отсутствие представителей заинтересованного лица - муниципального унитарного предприятия «Ритуал» (далее - МУП «Ритуал»),

рассмотрев дело № 05/22-09 по признакам нарушения Администрацией части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

Дело № 05/22-09 возбуждено 11.12.2009 г. по инициативе Омского УФАС России на основании информации, полученной в ходе проверки соблюдения органами местного самоуправления требований антимонопольного законодательства при организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, по признакам нарушения Администрацией (646670, Омская область, Большереченский район, р.п. Большеречье, ул. Красноармейская, д. 3) части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта (МУП «Ритуал») функциями и правами указанного органа.

1. На заседании Комиссии 14.01.2010 г. представитель Администрации пояснил, что в настоящее время на территории Большереченского городского поселения услуги по погребению умерших оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии с пунктом 1 Положения о правилах погребения и содержания кладбищ на территории Большереченского городского поселения, утверждённого Решением Совета Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области от 25.05.2007 г. № 106 «О правилах погребения и содержания кладбищ на территории Большереченского городского поселения» (далее - Положение о правилах погребения и содержания кладбищ) с изменениями, внесёнными Решением Совета Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области от 01.12.2009 г. № 282, такой службой является МУП «Ритуал». Учредитель МУП «Ритуал» - Администрация Большереченского муниципального района Омской области.

Основной целью деятельности МУП «Ритуал» является обеспечение условий для осуществления погребения на территории Большереченского муниципального района Омской области, в связи с чем содержание кладбища наряду с Администрацией также обеспечивается указанной организацией.

Вышеизложенное не препятствует лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, свободно заключать договоры с юридическими и физическими лицами на проведение отдельных работ по погребению умерших, устройству, содержанию мест погребений либо осуществлять указанные действия самостоятельно.

Вместе с тем, согласно пояснениям, полученным на заседании Комиссии 14.01.2010 г. у Главы Администрации И.Г. Васькова, на баланс МУП «Ритуал» кладбище фактически не передано.

2. Рассмотрев имеющиеся в деле № 05/22-09 материалы, выслушав представителя ответчика по делу, Комиссия сделала следующие выводы.

2.1. В соответствии с пунктом 1.2 Положения о правилах погребения и содержания кладбищ кладбище Большереченского городского поселения находится на балансе специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Как установлено Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон о погребении и похоронном деле), общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления (статья 18 указанного закона). Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Федеральным законом о погребении и похоронном деле не предусмотрена, что подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.09.2008 г. № 12027/07.

2.2. Согласно пункту 1.2 Положения о правилах погребения и содержания кладбищ специализированная служба по вопросам похоронного дела определяет порядок и режим эксплуатации кладбища, осуществляет его благоустройство, содержание в надлежащем порядке, обеспечение необходимым обслуживающим персоналом.

Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.

В силу статьи 25 Федерального закона о погребении и похоронном деле организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Возможность наделения специализированных служб полномочиями органов местного самоуправления по содержанию мест захоронения Федеральным законом о погребении и похоронном деле также не предусмотрена.

2.3. В соответствии с пунктом 2.2 Положения о правилах погребения и содержания кладбищ погребение осуществляется специализированной службой с учётом особенностей вероисповедания и национальных традиций умерших.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона о погребении и похоронном деле погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.

Статья 6 указанного закона устанавливает, что исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом , взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела .

То есть погребение умершего осуществляется непосредственно специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц, указанных в статье 6 Федерального закона о погребении и похоронном деле, от исполнения волеизъявления умершего.

Системный анализ норм Федерального закона о погребении и похоронном деле свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями.

Так, в силу статьи 10 Федерального закона о погребении и похоронном деле в случае, если погребение осуществлялось за счёт средств иного лица , взявшего на себя обязанность по погребению умершего, данному лицу (как и супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего) выплачивается социальное пособие на погребение.

Таким образом, Федеральным законом о погребении и похоронном деле лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Вышеизложенное подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определённой в постановлении от 23.09.2008 г. № 12027/07.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Соответственно, граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего услуги по погребению.

Таким образом, Администрация, приняв нормативный акт, в пунктах 1.2, 2.2 которого наделила специализированную службу МУП «Ритуал» по вопросам похоронного дела исключительными полномочиями, совершила действия, которые могут ограничить доступ на соответствующий рынок хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по оказанию услуг по погребению, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления , иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Учитывая вышеизложенное, пункты 1.2, 2.2 Положения о правилах погребения и содержания кладбищ приняты Администрацией в нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Вместе с тем, учитывая, что в ходе заседания Комиссии наличие препятствий со стороны Администрации по осуществлению погребения иными хозяйствующими субъектами не установлено, а также принимая во внимание, что учредителем МУП «Ритуал» является Администрация Большереченского муниципального района Омской области, Комиссия не усматривает в действиях Администрации нарушений части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих факт наделения функциями и правами указанного органа местного самоуправления МУП «Ритуал».

 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49 и 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать Администрацию нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем закрепления в пунктах 1.2, 2.2 Положения о правилах погребения и содержания кладбищ на территории Большереченского городского поселения, утверждённого Решением Совета Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области от 25.05.2007 г. № 106 «О правилах погребения и содержания кладбищ на территории Большереченского городского поселения», исключительных полномочий специализированной службы по вопросам похоронного дела, что могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке оказания похоронных услуг Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области.

 

2. Выдать Администрации предписание о прекращении нарушения, в которое включить следующие действия, подлежащие выполнению:

Администрации прекратить указанное в пункте первом резолютивной части настоящего решения нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, для чего в срок до 28.03.2010 г. внести изменения в пункты 1.2, 2.2 Положения о правилах погребения и содержания кладбищ на территории Большереченского городского поселения, утверждённого Решением Совета Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области от 25.05.2007 г. № 106 «О правилах погребения и содержания кладбищ на территории Большереченского городского поселения».

 

3. О выполнении вышеуказанного предписания проинформировать Омское УФАС России в недельный срок со дня внесения соответствующих изменений в Положение о правилах погребения и содержания кладбищ на территории Большереченского городского поселения, утверждённое Решением Совета Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области от 25.05.2007 г. № 106 «О правилах погребения и содержания кладбищ на территории Большереченского городского поселения».

 

 

Председатель Комиссии В.А. Кабаненко

Члены Комиссии:

Г.В. Лаптева

Ю.В. Стогова

Е.Ю. Дынько

Н.П. Лаптева

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.


ПРЕДПИСАНИЕ

 

28 января 2010 г.

г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

В.А. Кабаненко - заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области, председателя Комиссии;

Г.В. Лаптевой - начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Ю.В. Стоговой - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Е.Ю. Дынько - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

Н.П. Лаптевой - старшего специалиста 3 разряда отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего Решения от 28.01.2010 г. по делу № 05/22-09 о нарушении Администрацией Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области (646670, Омская область, Большереченский район, р.п. Большеречье, ул. Красноармейская, д. 3) (далее - Администрация Большереченского городского поселения) части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации Большереченского городского поселения прекратить нарушение требований части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в закреплении в пунктах 1.2, 2.2 Положения о правилах погребения и содержания кладбищ на территории Большереченского городского поселения, утверждённого Решением Совета Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области от 25.05.2007 г. № 106 «О правилах погребения и содержания кладбищ на территории Большереченского городского поселения» (далее - Положение о правилах погребения и содержания кладбищ), исключительных полномочий специализированной службы по вопросам похоронного дела, что могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке оказания похоронных услуг Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области, для чего в срок до 28.03.2010 г. внести изменения в пункты 1.2, 2.2 Положения о правилах погребения и содержания кладбищ, направленные на обеспечение конкуренции.

О выполнении вышеуказанного предписания проинформировать Омское УФАС России в недельный срок со дня внесения соответствующих изменений в Положение о правилах погребения и содержания кладбищ.

 

 

Председатель Комиссии В.А. Кабаненко

 

Члены Комиссии:

Г.В. Лаптева

Ю.В. Стогова

Е.Ю. Дынько

Н.П. Лаптева

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны